Интерактивные формы по организации досуговой деятельности в семье.
статья (подготовительная группа) на тему
В этой статье я рассказала как можно организовать общение ребёнка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_formy_po_organizatsii_dosugovoy_deyatelnosti_v_seme.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитюк Ольга Витальевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Теремок»»
Интерактивные формы по организации
досуговой деятельности в семье.
Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.
Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и детский сад – важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга.
Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей надо рассматривать как процесс взаимосвязи в триаде “педагог – ребенок – родители”.
Индивидуальные беседы с детьми, а также анализ детских рисунков позволили выявить характерные особенности досуга старших дошкольников в семье по будням и выходным дням. Досуг старших дошкольников недостаточно наполнен продуктивными видами деятельности; преобладают пассивные формы проведения досуга. Детский досуг носит в большей степени развлекательный характер.
Таким образом, я считаю, что родители старших дошкольников нуждаются в педагогических знаниях для организации содержательного досуга ребенка в семье. Родители испытывают трудности в организации детского досуга из-за недостатка времени, опыта, из-за недооценки важности данного вида деятельности, незнания способов организации, приемов руководства, возрастных особенностей детей, игнорирования желаний и интересов своего ребенка.
Семьи с более высоким уровнем достатка и образования родителей чаще предоставляют детям возможность посещать музеи, театры, концерты, организовывают спортивно-оздоровительный отдых вместе с детьми и пр. Это определило направление поиска оптимальной модели взаимодействия семьи и детского сада как институтов социализации с учетом социокультурных традиций досуга, характерного для этноса.
Первый этап взаимодействия взрослых обеспечивает базовые условия для его успешности. Задача этого этапа – найти подход к членам семьи ребенка, создать общую атмосферу доверия, распознать насущные интересы и склонности ребенка, тактично выявить общий культурный уровень родителей, микроклимат в семье, традиции проведения досуга и пр. Здесь целесообразны индивидуальные беседы и анкетирование родителей, использование специальных тестовых и проективных методик для выявления детских интересов и склонностей, традиционных способов времяпрепровождения ребенка дома в будни и выходные дни.
Второй этап взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства в понимании роли культурно - досуговой деятельности в воспитании и развитии ребенка в период дошкольного детства. Задача – привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком. Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и “открытые дни для родителей”, выставки детских фотографий (“Это мы в часы досуга”, “Экскурсия в “Книжный дом” – детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ (“Семейные увлечения”, “Как я провел выходные дни”, “ Как я провел вчера вечером”, “Праздник в детском саду” и пр.).
В ходе данного этапа родители имели возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа не только позволила познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.
Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье. На основе диагностической информации педагоги и психолог детского сада совместно с родителями определяют виды дополнительных образовательных услуг, наиболее полно отвечающие склонностям и желаниям их ребенка; дают конкретные рекомендации по созданию условий и руководству детским досугом дома.
Наиболее эффективной формой сотрудничества на данном этапе, как показал анализ проведенной работы, являлась деятельность клуба “Семейный досуг”. Беседы и диспуты взрослых членов клуба позволили родителям осознать важность семейного чтения, совместного с детьми творчества, коллекционирования, домашнего театра и других плодотворных видов досуга в упрочении семейно-родственных отношений и связей. Члены клуба охотно устраивали выставки и презентации творческих работ и коллекций, использовали возможности ДОУ для оздоровительно-спортивного и художественно-творческого досуга с детьми. Широкое распространение получили экскурсии и походы выходного дня. Постепенно складывались общие интересы и темы для обсуждения, родители охотно делились опытом организации детского досуга в будни и выходные дни. В итоге возникло сообщество педагогов и родителей как партнеров в организации содержательного детского досуга.
Проведенная работа показала эффективность поэтапного построения системы взаимодействия взрослых в приобщении старших дошкольников к содержательной культурно-досуговой деятельности, освоении в ней ребенком позиции субъекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формы организации музыкальной деятельности в семье"
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни ...
Презентация "Интерактивные формы и методы работы с семьей в ДОУ"
презентация к выступлению...
Памятка для педагогов ДОУ "Интерактивные формы и методы работы с семьями воспитанников"
В памятке представлены формы и методы эффективного взаимодействия с родителями...
Консультация "Формы организации музыкальной деятельности в семье"
Эта информация будет полезна всем родителям....
Формы организации музыкальной деятельности в семье с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ занятия музыкой особенно важны , и необходимо , чтобы этот процесс не ограничивался только занятиями в детском саду, а имел продолжение в семье. Для этого , конечно, требуе...
Эссе.Интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми
Нужны ли современные интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми в детском саду?Конечно же, я думаю, они просто необходимы. Почему? Потому что мир, в котором ра...
Отчет воспитателя по самообразованию по теме «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредством интерактивных форм организации образовательной деятельности»
Отчет по работе с интерактивными видами и формами работы, с детьми среднего возраста...