МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
статья на тему

Токарева Ольга Васильевна

У большинства детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности самостоятельности, инициативности, ответственности.

Поэтому одним из направлений работы с детьми является развитие самостоятельности и инициативности, ответственность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Во - первых ФГОС предполагает решение следующей задачи: формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Во- вторых с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

У большинства детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности самостоятельности, инициативности, ответственности.

Поэтому одним из направлений работы с детьми является развитие самостоятельности и инициативности, ответственность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Во - первых ФГОС предполагает решение следующей задачи: формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Во- вторых с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. В третьих дошкольный возраст является сензитивным для формирования этих качеств.

Проблеме становления инициативности, самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Божович, З.Н.Борисов, В.П. Мухина, Ж.Пиаже, и др) однако существует небольшое количество коррекционных, развивающих программ направленных на развитие этих качеств.

Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. Психологи (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) рассматривают самостоятельность как :

1. волевая черта личности, способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи (самостоятельное принятие решения, достижения цели, самоконтроль, ответственность за свои поступки.

2. способ организации человеком своей деятельности.

А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность также как личностное свойство, которое предполагает: Во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; Во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия; В-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Специалисты выделяют два вида самостоятельности: познавательная самостоятельность; самостоятельность как интегральное качество. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно ребенок устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт самостоятельности и ответственности за результаты собственного поведения. Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания и приложенных усилий. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии - за процесс и результат собственной жизни и жизни окружающих. Опыт самостоятельной деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах, по своей воле вовлекать себе в какое – либо дело и движение.

Инициативность - умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое-либо дело и движение.

С.Л. Рубинштейн, рассматривая инициативность среди важнейших волевых качеств,

Определяет его как «умение хорошо, легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» и выделял признаки инициативности:

- обилие и яркость новых идей и планов

- богатство воображения, рисующего эмоционально-привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открыть.

Ответственность - личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий. Ответственность – особое волевое качество, тесно связано с эмоциональной, нравственной сторонами личности, с такими качествами, как настойчивость и выдержка. Важное условие формирования ответственности – упражнения в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей.

Принимая на себя ответственность за что-либо, человек делает выбор между «должен» и «хочу», включая механизм регуляции, т.е ответственность предполагает наличие определенного уровня: саморегуляции, самоконтроля, самооценки, способности к самоконтролю и самооценки, способность предвидеть последствия действий, умения дать оценку поведения.

Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности возможно на основе стратегии индивидуализации, с опорой на личный опыт ребенка, при помощи взрослого, создающего условия для самопознания, рефлексии ребенка.

Основные методы работы с детьми.

  1. Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов. По мнению Л.С. Выготского для формирования волевых качеств ребенок должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов. Взаимодействую с дошкольниками, целесообразно не выделять задания в отдельный блок, а включать в каждую встречу. Тогда работа по развитию психических процессов, необходимых для формирования волевых качеств, будет носить сквозной характер. Необходимо подбирать игры и упражнения, учитывая то, что для мыслительной задачи каждого типа (например, нахождение закономерностей, исключение лишнего, последовательные картинки, обобщение, креативные и т.д.) следует готовить серию заданий «от простого к сложному», чтобы «провести» ребенка по ней, и иметь возможность давать каждому ребенку задание подходящей для него сложности. Аналогично подбираются серии для различных свойств внимания и различных видов памяти.
  2. Игры на взаимодействие детей со сверстниками и со взрослыми позволяют приобрести навыки конструктивного взаимодействия с данными категориями.
  3. Ролевые игры используются при отработке навыка взаимодействие детей со сверстниками и со взрослыми. Их можно проводить с участием двух знакомых детям игрушек, у которых произошла неприятность или радостное событие. Взрослый просит помочь игрушкам решить проблему. Как правило дети с удовольствием советуют, что можно сделать в данной ситуации. Необходимо дать возможность высказаться каждому воспитаннику не отвергая даже самых абсурдных предложений, это позволит создать атмосферу доверия, сотрудничества. Дошкольники, услышав, как много способов решения трудной ситуации существует, расширяют свой поведенческий репертуар, становятся спокойнее и увереннее.
  4. Арт-терапия - как средство выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях, актуальных и скрытых проблемах.
  5. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция. С целью научить ребенка помогать самому себе.

6. Обсуждение сказок, историй позволяет решать как сиюминутное так и глубокие       личностные проблемы детей. Ребенок слушая сказки и истории учится понимать окружающих, справляться с собственным поведением.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

Подготовила воспитатель младшей группы:

Токарева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников.

Развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы....

Методические рекомендации для воспитателей. «Методы и формы развития мышления старших дошкольников».

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.«Методы и формы развития мышления старших дошкольников»....

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.

Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе....