К вопросу о формах, средствах и методах социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ
статья (младшая группа) по теме
Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.
Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом (ребенком) определенной социальной роли.
Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на новую для него социальную среду с целью вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_kv.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исполнитель: Устинова Елена Игоревна воспитатель МБДОУ «Детский сад №78» | |
Научный руководитель: Иваненко М. А., к.п.н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики ИСОбр УрГПУ |
К вопросу о формах, средствах и методах социальной адаптации
младших дошкольников к ДОУ
Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.
Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом (ребенком) определенной социальной роли.
Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на новую для него социальную среду с целью вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Однако, нельзя останавливаться только на двух формах социальной адаптации. Помимо активной и пассивной, существуют так же индивидуальные и групповые формы.
Индивидуальная форма социальной адаптации заключается в том, что взаимодействие педагога происходит с отдельно взятым ребенком. Индивидуальная форма требует от педагога гораздо больше изобретательности и усилий, так как ему необходимо не только составить для ребенка и его семьи определенную программу, но и найти время, средства и способы ее реализации. Однако, эффективность индивидуальной работы по сравнению с коллективной значительно выше. Именно в индивидуальном общении ребенок, которому адаптация дается особенно тяжело, значительно легче усваивает все нормы и требования, предъявляемые коллективом и обществом.
Групповая форма социальной адаптации заключается в том, что педагог примеряет на себя роль наставника небольшой группы детей, с одинаковым уровнем включенности в коллективную работу, одинаковыми психологическими особенностями и степенью готовности к взаимодействию с окружающими людьми.
Какую бы форму социальной адаптации не избрал педагог в отношении того или иного воспитанника, он использует множество методов, которые помогают достигнуть желаемой цели, а именно успешно адаптировать ребенка к социуму.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.
В процессе социальной адаптации детей, чаще всего используют такие методы, как игра, убеждение, приучение, положительный пример, наблюдение, анализ документов, анкетирование родителей, беседа, рассказ, объяснение. Рассмотрим каждый метод в отдельности.
А.В. Карпов определил игру, как совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида.
В.Г. Крысько отмечает, что «убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию [2].
Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности [4]. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели».
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Сущность положительного примера, как метода воспитания, состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков [4].
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения [3].
Изучение документации (личных дел воспитанников, медицинских карт и т.п.) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии [3].
Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Поощрение в воспитании – это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей [2].
Объяснение — это доказательное изложение какого-либо закона,
правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ
соответствующих явлений природы, исторических событий и дат,
особенностей художественного произведения и т. п. Поэтому
объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде
самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообщением каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции [5].
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности воспитанников: графических, творческих работ, рисунков и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области [3].
Следует отметить, что все методы, применяемые педагогом, тесно взаимосвязаны и часто плавно перетекают один в другой.
Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например, формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности.
В качестве средств могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.
Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному [1].
Таким образом, анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что для успешной социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. А так же каждый воспитатель должен подобрать для себя такой комплекс методов и средств, которые окажут воздействие на процесс приспособления ребенка к новым условиям, скажутся на его социальной ситуации развития и помогут ему успешно адаптироваться.
Формы социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) коллективная; 2) индивидуальная; 3) активная.
Методы социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) анализ документов; 2) убеждение; 3) беседа; 4) рассказ; 5) объяснение; 6) анкетирование родителей.
Средства социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) игра; 2) художественная литература; 3) центры воды и песка; 4) игрушки.
Список использованной литературы
- Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Шитнова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика : курс лекций (введение в профессию «Социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2001. 416 с.
- Крысько В. Г. Психология. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2013.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М. : Гардарики, 1999. 520 с.
- http://cribs.me/pedagogika/slovesnyi-metod-obucheniya-i-metod-obyasneniya_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
laquo; Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни»....
Вопросы и оценка ответов на социальную зрелость дошкольника
1. Назови свою фамилию, имя, отчество....
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
План самообразования 2018-2019 года «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад» Клюева Светлана Александровна
Актуальность:Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. В современных условиях, в св...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
«Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...
Конспект по теме самообразования в старшей группе № 11 «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.Цель: Формирование у воспитанников обеспечения безопасности жизнедеятельности.В течение года во время проводимых мероп...