статья
статья (подготовительная группа) по теме

Рудакова Марина Ивановнa

в статье обобщён опыт работы по развитию ФЭМП у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_igry.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Рудакова Марина Ивановна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №23 компенсирующего вида

             Невского района  Санкт-Петербурга

Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим возникла проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

      Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.

Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребенка и типу ведущей деятельности.

Огромную роль в развитии математических способностей  и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Современные инновации в области математического развития дошкольников предлагают новые цели, задачи, способы развития математических представлений. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем и, как следствие, приоритет отдается специальным школам и классам с математическим уклоном. Сыграли свою роль и многочисленные публикации крупнейших ученых - математиков о необходимости повысить уровень математического образования в нашей стране. Психологи и математики обосновали возможность интенсификации и оптимизации обучения дошкольников, повышения теоретического уровня осваиваемых ими знаний, положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития детей. Соответственно, к дошкольникам, поступающим в первый класс, предъявляются особые требования к развитию у них логических приемов умственных действий - сравнению, обобщению, анализу, синтезу, классификации, сериации, систематизации, абстрагированию и др., что в целом обосновывает формирование у детей умственных способностей.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно- развивающая среда.

        Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе должен быть оформлен математический уголок. Организацию уголка хорошо осуществлять с активным участием детей, что создаёт у детей положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка можно использовать геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, героев детской литературы. Подбор игрового материала определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик », и т. д)- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”;

- головоломки («Лабиринт », «Игры со счетными палочками» и т. д. »логические задачи («Какие цифры поменялись? », «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур( «Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т. д.)игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»).

Все они интересны и занимательны. Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характера: “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре. По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом. Главной задачей педагога является: стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.   Счетные палочки – инструмент с  помощью которых происходит знакомство ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.   Используются загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую   помощь   в   развитии   самостоятельного   мышления,   умений доказывать  правильность  суждения,   владения  умственными  операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая   задачи   математического   содержания   -  дети   радуются ,  если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Предлагаются детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

Актуальны задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» называть детям цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

 Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Вы учите детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, каждый раз находя  новые игры, вы  помогаете детям развивать их математические способности и в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Литература

1.     Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. - 248 с.

2.     Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций. М.: Владос, 2003. – 400 с.

3.     Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. - 1983. № 2. С. 43 – 50.

4.     Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед.училищ. М.: Просвещение, 1980. –253 с.

5.     Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное.  М.: ИПП, 1996. С. 46 – 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...