Проект "Моя родословная"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чуприна Наталия Алексеевна

Цель проекта:
- содействовать возрождению традиций семейного воспитания;

- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

- сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

- систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodoslovnaya.docx117.31 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ПЧЕЛКА» Г. БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Моя родословная»

группа «Одуванчик»C:\Users\Наталия\Desktop\подложка2.jpg

Выполнили:

Чуприна Н. А.

                        Исаева В. В

г. Балашов, 2015 г.

Прошу прощения у предков 
За то, что я не знаю всех. 
На "древе" жизни наши "ветки" 
Не знать свою - великий грех.

Задачи проекта:
1.Познакомиться с историей создания каждой семьи;

2.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
3. Формировать представления о родственных отношениях.
4. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
6. Воспитывать интерес к своей родословной.
7. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Цель проекта:
- содействовать возрождению традиций семейного воспитания;

- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

- сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

- систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Цель проекта для воспитанников: показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества; воспитать любовь и уважение к своей семье.
Цель проекта для родителей: понять актуальность и важность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Сплотить родителей и детей, оставив в их сердцах самые тёплые воспоминания о работе над проектом по составлению родословной.

Проблема проекта. 

У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Участники проекта: дети в возрасте старшей группы МБДОУ «Пчелка»,  родители воспитанников; педагоги.

Вид  проекта: групповой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта:  краткосрочный (9.11. по 13.11.2015г.).

Актуальность. 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Совместная деятельность детей и родителей:  Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей. Беседы детей с родителями об истории своей семьи. Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа.

Содержание деятельности

Срок

Вид деятельности

результат

детей

родителей

Подготовительный этап

Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов

1

Анкетирование родителей  «Права родителя и права ребёнка»

Выявление знаний о правах родителей и правах ребенка.

2

Подбор наглядного и дидактического материала посвященный теме  «Семья».

3

Подбор литературных произведений.

Консультации для родителей: «Родословная – моя гордость».

4

«Моя родословная. Генеалогическое древо».

Помощь в организации.

Выявить у детей уровень знаний по теме проекта.

Основной этап

1неделя

Познакомить детей с проектом «Моя родословная».

Д.Габе «Моя семья».

23.11.15.

Показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества; воспитать любовь и уважение к своей семье.

Цель: развивать знания о семье.

Сюжетно ролевая игра «Семья».

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».

24.11.15.

Участники.

Цель: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Цель: вызвать позитивные отношения к своим близким.

Беседа «Моя родословная».

Дидактическая игра: «Как мы помогаем родным».

Знакомство и заучивания  стихотворение О. Высотской «Моя семья».

25.11.15.

Цель: рассказать о понятиях родословная, генеалогия; воспитывать чувство семейной сплоченности. 

Цель: продолжать формировать представление о семье.

Цель: учить детей осмысленно запоминать стихотворение, интонационно рассказывать его. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга.

Худ. творчество «Мой автопортрет».

Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово».

26.11.15.

Цель: закрепить знания детей о жанре портрета. Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица. Учить правильно, располагать части лица.

Цель: научить детей пользоваться вежливыми словами. Расширять понятие детей о культуре поведения.

Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.

Беседа «Ты и твое имя».

Дидактическая игра: Лото «Моя семья».

Шорыгина Т.А. «Похищенное имя»

27.11.15.

Цель: рассказать о понятиях фамилия, имя; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; узнать о происхождении или значении фамилии, имени. 

Цель: Развивать внимание, быстроту мышления.

Цель: формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»,

воспитывать уважительное отношение к людям, умение обращаться к ним по отчеству и имени.

Физкультминутка «Семья».

Викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Чтение Я. Сегель «Как я был мамой».

30.11.15.

Цель: способствовать оздоровлению детей. 

Цель: Воспитывать чувство любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме и папе.

Цель: познакомить детей с рассказом «Как я был мамой»; развивать речь, память, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к маме,

Беседа  «Моя семья».

 Строительная игра: «Дом для кукол».

Чтение В.Белов «Мамина дочка».

01.12.15.

Цель: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей.

Цель: Формировать обобщенные представления о дома.

Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями. Развивать активный словарь детей, диалогическую речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Цель: прививать любовь к семье.

Бесед по картинкам «Моя семья», «Какая у меня семья! »

Обсуждение  и заучивание с детьми поговорки и пословицы о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

02.12.15.

Цель - поддерживать уважение к семейным традициям; воспитывать чувство гордости за свою семью; учить составлять рассказ.

Цель: создание условий для формирования представлений о семье,   родственных отношениях. 

Цель: продолжать формировать представление о семье.

Беседа «Чем я порадую своих родителей».

 

Худ. творчество «Прогулка всей семьей»

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

03.12.15.

Цель: воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей, формировать представление о плохих и хороших поступках. Бороться с плохими привычками, прививать положительные.

Цель: совершенствовать работу цветными карандашами (прорисовка мелких деталей одежды, лица). Упражнять детей в составлении композиции рисунка. Поощрять любые творческие проявления, развивать фантазию, воображение.

Цель: формировать у детей представление о семье.

Итоговое мероприятие по теме «Моя родословная»

04.12.15.

«Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» «На кого ты хочешь быть похож» Цель: воспитывать желание перенимать лучшие качества близких людей. «Организация быта в нашей семье в будни».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.
Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

 «Моя счастливая семья». Цель: воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре.
«Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка:слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

Беседы на тему «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «Ты и твое имя», «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»;
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья».

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Индивидуальные семейные консультации.

2 этап –основной.

Беседы.

Занятия по познавательному развитию («Самый дорогой человек», «О бабушках и дедушках», «Братья и сестры», «Папа мой лучший друг», «Моя дружная семья») .

Продуктивная деятельность («Вот какая мама», «Платье для мамы», сюжетно-ролевая игра «Семья»») .

Участие родителей (Изготовление генеалогического дерева. Изготовление буклета «Семья – опора счастья»,  изготовление семейного герба) .


1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой», К.Ушинский «Косточка»,  Л.Толстой «Старый дед и внучек», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил», В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»,  

На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья».

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6.Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".

7.Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".

8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru

www.maam.ru/.../integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....