Профессиональная компетентность музыкального руководителя с учетом ФГОС.
статья по теме
Развитие современного общества диктует особые условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soloveva_o.a.jpg.zip | 6.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях ФГОС
О.А. Соловьёва,
Г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога детского сада.
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности музыкального руководителя:
-Современная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по музыкальному воспитанию и в соответствии нормативно - правовыми документами:
-Законом Российской Федерации от от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»;
-Уставом ДОУ;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
-Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Музыкальный руководитель должен уметь планировать воспитательно-образовательную работу; проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, музыкальный руководитель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая однообразности, формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- В социально – педагогической деятельности компетентность должна отражаться в консультативной помощи родителям; в создании условий для социализации детей; в защите интересов и прав. Для этого педагог должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; как вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Библиографический список:
1. Бабаева, Т.И., Березина, Т.А., Акулова, О.В. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования".–2014.
2. Буренина, А.И., Тютюнникова, Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти» СПб.: ООО РЖ// «Музыкальная палитра».– 2012г.
3. Буренина, А.И., // Журнал «Музыкальная палитра». – 2013г.–№4 СПб.: ООО РЖ // «Музыкальная палитра».– 2013г.
4. Гончарова, Е.В., и др. Рабочая программа по музыке. Нижневартовск.– 2009.
5. Корепанова, М.В., Липчанская, И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М., 2003.
6. Костина, Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, –1991.
7. Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург,– 1998.
8. Матвеева, Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития». Екатеринбург, –1998.
9. Новоскольцева, И., Каплунова, И. Программа «Ладушки». С-Пб.,– 2000.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
11. Равчеева, И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград, изд. «Учитель» – 2014г.
12. //Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., – 2014г.
13. Интернет – ресурсы, –/muzichka1.com/, – muz-ruk.ucoz.ru/, –delpress.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг....
"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"
27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях ФГОС
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях ФГОС
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях ФГОС.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситу...
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОО
Доклад на тему: «Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОО», будет поезен музыкальным руководителям ДОО....