"Тренинг с педагогами"
материал по теме

Ахмадишина Рифа Рашитовна

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.

Эмоциональная культура педагога.

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. С. Сухомлинский). Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости. 

В последние 20 лет исследователями выяснилось, что педагоги, воспитатели, руководители подвержены симптомам эмоционального утомления и опустошения – синдром «эмоционального выгорания»

К симптомам эмоционального выгорания относятся:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • окончание учебного года.

 Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

  • более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;
  • 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
  • 11% - у педагогов 10летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты;
  • 8% - со стажем от 1года до 3

Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы,  от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.

 Установление правил группы

  • доверительное общение
  • общение по принципу «здесь и теперь»
  • искренность в общении
  • конфиденциальность
  • определение сильных сторон личности
  • недопустимость непосредственных оценок человека

     1. Упражнение: «Приветствие»

Цель: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

2. Упражнение: «Я знаю, Я умею, Я люблю…»

Цель: знакомство, осознание своей сущности, принятие своих качеств

Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»

3. Упражнение: «Комплимент».

Участники настраиваются на совместную работу, говоря друг другу комплимент любого содержания.

   4. Упражнение: «Продолжи фразу». 

Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.

- Я горжусь своей работой, когда я:

- Не хочу хвастаться, но в своей работе:

5. Упражнение: «О ребенке».                                                           

 Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка.                   Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.                                                                                                                                 Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.

6. Упражнение: «Чашка с водой»                                                                                    

 Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.                                                                               

 Инструкция: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

7. Упражнение: «Радуга».                                                                               

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.                                                                  

Инструкция: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторить трижды. Поделиться впечатлениями. Можно выполнять с открытыми глазами.

8. Рефлексия. «Цепочка пожеланий на будущее».                                                       

Участники тренинга сидят по кругу и, беря друг друга, по очереди за руку говорят пожелание на будущее. После того как все возьмутся за руки говорят друг другу «спасибо за занятие». 

 

Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

- Меня тяготит педагогическая деятельность.

- У меня нет желания общаться после работы.

- У меня в группе есть "плохие" дети.

- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

Особенности уравновешенного педагога

Планы рассмотрения

Характеристика уравновешенного педагога

Физический

Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости

Аффективный

Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью

Социальный

Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию

Интеллектуальный

Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем

Нравственный

Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ

Личностный

Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой

Памятка педагогу

  •  не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
  • не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
  • не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь;
  • выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
  • проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни;
  • старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
  • найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
  • не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
  • не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
  • не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
  • старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
  • использовать возможность выступить с речью;
  • следите за питанием и фигурой;
  • позволяйте себе «маленькие женские радости»;
  • не забывайте, что вы красивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...