Методическая разработка но тему: "Игровая деятельность в раннем возрасте"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Матвеева Елена Викторовна

Методическая разработка на тему:
«Игровая деятельность в раннем возрасте»

Содержание

Введение.

1. Теоретическая часть – игровая деятельность в раннем возрасте.

2. Практическая часть – личный опыт в организации игровой деятельности в группе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

«Для ребят дошкольного возраста игры

имеют исключительное значение: игра

для них учеба, игра для них – труд,

игра для них серьёзная форма

воспитания»

Н. К. Крупская

 

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного.

Во многих из игр содержание обучение как бы выливается в игровой сюжет, интересный и близкий по их жизненному опыту. Предполагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, не заметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробышки и автомобиль» они учатся бегать, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «научим куклу раздеваться» помогает запомнить им последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия одежды.

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

1. Теоретическая часть – игровая деятельность в раннем возрасте

Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки…). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом благополучии и эмоциональном благополучии. Приобщение маленького ребенка (от 1,5 до 3 лет) к сюжетной игре не требует от взрослых больших усилий, зато обеспечивает полноценное развитие, постепенно увеличивающиеся «островки» самостоятельной занятости ребенка (т.е. облегчение его «открепление» от взрослых, которые не могут им беспрерывно заниматься).

Как же начинать формирование у ребенка? Основа сюжетной игры, которая должна быть заложена в раннем детстве, - это игровое действие. Чтобы наши дальнейшие рекомендации были яснее, покажем на примере, каким может быть игровое действие, сравним его с настоящим, реальным.

Ребенок ест ложечкой кашу – это его реальное действие, имеющее ощутимый результат. А вот, он черпает «кашу» из игрушечной тарелки (пустой) и подносит ложечку ко рту куклы, мишки – это уже игровое действие, ненастоящее, «понарошку». Такое действие не имеет реального результата. Однако игровое действие может быть очень похожим на настоящее (и предметом, и самим движением), а может быть очень обобщенным, условным (предмет вообще отсутствует или заменяется чем-то, лишь отдаленно напоминающем настоящий, а от движений остается только характерный жест или обозначающее его слово). К примеру, кормить куклу можно не игрушечной ложкой, копирующей настоящую, а палочкой; «рулить» не игрушечным рулем, а ничем, поворачивая воображаемый руль руками и сопровождая этот характерный жест гудением. Поначалу маленькому ребенку проще усвоить игровое действие, детально копирующее настоящее и производимое с игрушкой, похожей на настоящий предмет (понятно, что это действие должно быть хорошо известно ребенку по собственному опыту). Однако, основная задача родителей – постепенно перевести ребенка к обобщенным, условным игровым действиям. Каким образом такие действия можно вызвать у ребенка? Как сделать их для него необходимыми и осмысленными (ведь само по себе поднесение палочки ко рту куклы – акт достаточно бессмысленный)? Осмысленность условного игрового действия (т.е. действие с предметом – заместителем или воображаемым предметом) обеспечивается взрослым, который включает это действие в целостный смысловой контекст-сюжет (иначе говоря, сопровождает данное действие поясняющим рассказом). Делать он это может двояким образом: во-первых, играя сам с игрушками и подключая к своей игре ребенка; во-вторых, поясняя рассказом (комментируя и интерпретируя, возникающие у ребенка отдельные игровые действия). Рассмотрим оба способа более подробно. При первом способе – в центре игры взрослого должна быть игрушка-персонаж (кукла, мишка, зайчик и т.п.). Взрослый выполняет с ней несложные действия (кормит, укладывает спать, одевает и т.п.) делает он это непринужденно, эмоционально, обязательно разговаривает с куклой; играя, объясняет смысл своих действий. Проиллюстрируем это примером. Саша проснулся после дневного сна, мама его подняла и одела, и обращает его внимание на мишку, который уложен в игрушечную кроватку и накрыт одеяльцем, в качестве которого можно использовать любой лоскут, носовой платок и пр.

Мама: Мой сыночек уже встал, а мишка все еще спит. Вот соня! Надо его поднять. Вставай, Мишка! (Саша) Давай-ка умоем его.

В ходе такой игры взрослый не только привлекает ребенка к выполнению отдельных игровых действий вслед за ним, но и обращает его внимание на необходимость выполнения игровых действий, игровые (реалистические) предметы, для которых отсутствуют.

– Надо Мишке лапки помыть. Гед у нас мыло? Намылим Мишке лапки. Подай-ка мне вот это (кубик). Это у нас мыло. Намылим Мишке лапки.

– Посмотри-ка, Мишку мы накормили, а зайчик у нас голодный. Ох, как хочет кушать. Покормишь его сам?

Примерно раз в неделю взрослый должен вводить в игру новый сюжет (разыгрывать с ребенком новое событие), чтобы игра не превратилась в стереотипное повторение одних и тех же действий. Для самостоятельный занятий целесообразно давать ребенку игрушки, использованные взрослыми и в предыдущих совместных играх. Это будет стимулировать в самостоятельной игре переход от одного сюжета к другому, соединение их ребенком, включение в них новых действий, т.е. элементарную творческую активность ребенка.

Вторым способом введения смыслового контекста является комментирование и смысловая интерпретация, возникающих у ребенка в самостоятельной деятельности игровых действий (своего рода приписывание смысла простому предметному действию), осуществляемое взрослым через реплику, рассказ.

Этот способ дополняет описанную выше совместную игру с ребенком. Действительно, мама (или другие близкие родственники) не может все время играть с малышом. Она должна заниматься другими делами но при этом среди домашних дел надо выбирать моменты для частичного включения в игру ребенка на речевом уровне – подать вовремя реплику, проинтерпретировать действие, задать вопрос, т.е. проявить интерес к занятиям ребенка.

Например, мам гладит белье, а двухлетний малыш тут же возит свою машину, дергает ее за колеса и т.п. не отрываясь от своего дела, мама может наполнить смыслом действия ребенка.

– Машина за кирпичиками поехала? Привезем кирпичики, чтобы строить дом? Где у тебя кирпичик?

– Мы поехали на машине в лес (машиной может быть перевернутый детский стульчик). Ту-ту! Остановка. Выходим. Будем с Алешей цветы в лесу собирать.

Самостоятельная работа ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду (т.е. от подбора игрушек и их расположение).

Среди многих родителей бытуют мнения, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше он будет играть и тем свободнее будут сами взрослые. На самом деле это далеко не так. Обилие игрушек, их неадекватность возрасту (заводные или даже управляемые машины, передвигающиеся куклы и т.п.) приводят лишь к механической манипуляции с ними, рассеивают внимание ребенка. Нам многократно приходилось наблюдать детей, комнаты которых буквально забиты игрушками, бесцельно манипулируя то одной, то другой   игрушкой и в конечном итоге перебирающийся на кухню, где можно поиграть крышками от кастрюль и привлечь к себе внимание мамы. Нет смысла давать строгие рецепты относительно набора игрушек для ребенка раннего возраста, но можно приблизительно наметить круг необходимых предметов и принципов их сочетания. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, которые имитируют в игре самого ребенка и заменяют живых партнеров (кукла, мишка, заяц и прочие игрушки, имеющие антропоморфный облик), набор посуды, игрушечный тазик, небольшой грузовик, набор полиэтиленовых или деревянных кубиков различного размера (или строительный набор), кроватка для куклы. В качестве предметов-заместителей, кроме кубиков, можно взять палочки, кольца от пирамидок или какие-то предметы из домашнего обихода, которые по усмотрению родителей, могут быть представлены в распоряжение ребенка. Для обозначения игрового пространства могут быть использованы: детский стульчик (в перевернутом виде – отличная машина), пустая коробка (гараж или дом, или кроватка для большой куклы), диванная подушка или что-то другое. Здесь многое зависит от изобретательности взрослых, а от них умение использовать в игре любой предмет постепенно перейдет к ребенку. Даже с небольшим набором игрушек и предметов-заместителей можно построить множество игровых сюжетов.

Даже, если малышу еще нет 3-х лет и он не ходит в ясли, родители должны думать о том, что скоро ему придется включиться в совместную игру с другими детьми в детском саду, на игровой площадке, поэтому следует позаботиться и о том, чтобы ребенок овладел элементарными способами игрового взаимопонимания, взаимодействия.

Для этого родители должны создавать такие ситуации, где ребенок почувствовал бы, что взрослый не только образец для подражания (хотя и в игре), но и равноправный партнер. В этом неоценимую услугу могут оказать игрушки, допускающими обмен одинаковыми действиями партнеров по игре – мячики, симметричные каталки, вагончики и т.п.

– Давай, покатаем мячик, - предлагает взрослый, - встань там, а я здесь. К тебе мячик покатился. А теперь - ко мне… кати его ко мне.

При организации такого игрового взаимодействия – катать мячик или тележку по желобу, скамейке, дорожке, где легко обозначить места для играющих и направление действия.

В таких, поначалу очень простых ситуациях, требующих лишь зеркального отображения действия взрослого, ребенок впервые получает опыт поочередных взаимоответных действий, составляющих основу более сложного игрового взаимодействия. Без этой основы ему трудно будет налаживать игровые контакты со сверстниками.

На прогулке такие игры-взаимодействия можно организовать с двумя детьми – своим малышом и другим ребенком, гуляющим со своей мамой. В дальнейшем это элементарное предметное взаимодействие можно усложнять и разнообразить, включая в него обмен не только одинаковыми, но и разнообразными действиями, сопровождая его рассказом (т.е. вводя и здесь сюжетный смысловой контекст), переводящим предметные действия в условный план:

Формирование у ребенка условных игровых действий и элементарного игрового взаимодействия позволит подвести его к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежит игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстниками.

Однако, при первоначальном освоение таких игрушек все же целесообразно участие взрослого. Например, если впервые дать ребенку пирамидку, он будет собирать ее, не обращая внимание на величину колец. Для него вначале важен сам процесс нанизывания колец на стержень. После того, как малыш два-три дня поупражнялся в этом и освоил действия снимания и нанизывания колец, взрослый должен обратить его внимание на то, что пирамидку надо складывать особым (способом) образом, чтобы она получилась ровная и аккуратная.

Итак, для того, чтобы дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями, о которых мы писали в статье, создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.

2. Практическая часть – личный опыт в организации игровой деятельности в группе

Я работаю в ясельной группе 1 год. Дети идут из дома неорганизованные. Отрываясь от дома, мамы, папы дети попадают в коллектив. И от того как я их здесь встречу зависит их адаптационный период. Одна из основных задач адаптационного периода – это формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого, я считаю, необходимо познакомить детей с окружающей средой, что в основном организуется в форме развивающих игр, где от взрослого требуются знания и выполнения определенных условий. Первое, что я делаю – это создаю в группе благоприятный микроклимат.

Для этого своими руками и с помощью родителей создаю развивающую среду: детские игры, пособия для занятий, оформляю игровые зоны (Д/и «Что за форма?», «Подбери по цвету», «Найди по цвету» и многие другие). Эти игры дают детям представление о предметах ближайшего окружения, учу их называть части предметов, их детали, устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями в жизни. Чтобы развивать доброжелательные отношения друг к другу в игре организовывала в группе семейный уголок, где разместила: парикмахерскую, кухню, спальню, прачечную, уголок природы, где учу их формировать игровые действия, объединять их несложным сюжетом («Уложи куклу спать», «Напоим Мишку чаем», «Причешем куклу Машу», «Погладим кукле платье» и т.д.). для саморегуляции психического состояния в приемной в каждом шкафчике сделала аппликацию из самоклеющейся бумаги «Мамину ладошки», что способствует эмоционального напряжения у детей. Аналогично в групповой комнате из цветной самоклеющейся бумаги сделала аппликации детских ладошек – «Здравствуй, я пришел».

В начале учебного года дети приходят в основном с ослабленным физическим развитием. Чтобы дети чувствовали себя уверенными, я часто провожу с ними подвижные игры («Кошки и мышки», «Лохматый пёс», «Догони меня» и др.). Поначалу не все дети включается в игру, одни играют, другие наблюдают. Но потом начинают активно принимать участие, изъявлять желание сами поиграть в ту или иную игру со мной. Я считаю, что все эти игры позволяют детям чувствовать себя уверенными и равными среди своих сверстников.

В группе организовала предметно-развивающую среду:

1. уголок театрализованная деятельность – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоение малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки - расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

Во время игры не следует:

·         Критиковать ребенка;

·         Хвалить ребенка;

·         Задавать наводящие вопросы;

·         Прерывать занятие;

·         Нагружать ребенка информацией и учить его, читать нотации;

·         Предлагать какую-либо деятельность;

·         Быть равнодушным или пассивным.

Необходимо:

·         Оформить интерьер набором игрушек;

·         Позволить ребенку вести вас за собой;

·         Отслеживать его ребенка;

·         Устанавливать ограничения;

·         Поощрять энергию и усилия ребенка;

·         Принимать участие в игре, предоставляя инициативу ребенку;

·         Проявлять речевую активность.

                                                Заключение

Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично «играючи».

Список используемой литературы:

1.     Н.К. Крупская «Роль игры в детском саду».

2.     «Воспитание детей в игре» под редакцией Менджерицкой.

3.     Макаренко «Лекции о воспитании детей».

4.     А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей».

5.     Журналы «Дошкольное воспитание».

6.     Шустова, раздел «Игра».

7.     Н. Короткова – кандидат педагогических наук.

8.     А. Михайленко – кандидат педагогических наук.

9.     Собственный опыт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации самостоятельной деятельности, детей раннего возраста, в уголке творчества.

Как привлечь детей к работе с пластилином? Как организовать их самостоятельную деятельность в этом направлении? Всё довольно просто, если приложить немного усилий и фантазии!...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Методическая разработка на тему Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему " Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста" Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы : расши...

Методическая разработка на тему: «Игровая деятельность в раннем возрасте»

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помога...

Методическая разработка но тему: "Игровая деятельность в раннем возрасте"

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.               ...

Методическая разработка на тему: "Игровая деятельность в раннем возрасте"

laquo;Для ребят дошкольного возраста игрыимеют исключительное значение: иградля них учеба, игра для них – труд,игра для них серьёзная формавоспитания»...

Методическая разработка На тему: «Игровая деятельность в раннем возрасте»

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других &nda...