Внешние признаки утомляемости детей
консультация на тему
Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
• беспричинный плач, капризы;
• малыш начинает тереть глаза, зевать;
• нарушается координация движений, особенно рук;
• замедляются движения, появляется вялость;
• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
• От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
•От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
• От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
• От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
• От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
• От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
• От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей:
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
-Соблюдайте режим.
-Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
-Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
-Предлагайте новые игрушки, игры.
-Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
-Чередуйте спокойные и активные занятия.
-Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
-Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
-Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).
Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnie_priznaki_utomlyaemosti_detey.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внешние признаки утомляемости детей
Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
• беспричинный плач, капризы;
• малыш начинает тереть глаза, зевать;
• нарушается координация движений, особенно рук;
• замедляются движения, появляется вялость;
• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
• От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
•От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
• От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
• От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
• От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
• От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
• От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей:
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
-Соблюдайте режим.
-Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
-Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
-Предлагайте новые игрушки, игры.
-Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
-Чередуйте спокойные и активные занятия.
-Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
-Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
-Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).
Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешние признаки утомления детей на занятиях ФК
Всегда надо обращать внимание на внешние признаки утомления детей, особенно если занятие высокой двигательной активности. В этом может помочь эта таблица....
Методические приемы и ошибки при проведении подвижных игр, учет признаков утомляемости детей
Много радости и веселья доставляют детям игры, в которых надо ловко увернуться от ловящего или поймать кого – то, преодолеть препятствие, попасть мячом в обозначенную цель или бросить как можно ...
ПРИЗНАКИ УТОМЛЯЕМОСТИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Таблица создана на основе материалов ЛИСИЦКОЙ Т.С....
Внешние признаки утомляемости у дошкольника
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка позволяют определить степень выраженности утомления...
Внешние признаки утомляемости детей
Внешние признаки утомляемости детей Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребен...
Скрытые признаки утомляемости детей
Советы для родителей,как вести себя если ребенок переутомился...
Консультация для воспитателей "Признаки утомляемости ребенка. Запрещенные движения для детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. "Признаки утомляемости ребенка. Запрещенные движения для детей дошкольного возраста"....