Вечер досуга «Дети и русский фольклор».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Этот материал может использоваться на вечере развлечений. Выход из проекта «Дети и русский фольклор». Способствует воспитанию интереса и любви к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_a.s._vecher_dosuga_deti_i_russkiy_folklor.docx263.28 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Александра Сергеевна  

 воспитатель ГБДОУ д/сад №68 Калининского района г. С-Пб.

   

Вечер досуга «Дети и русский фольклор».

(средняя группа)



Цель: Воспитание  интереса и любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: 

Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание колыбельных песен, потешек, дразнилок, народных примет, предсказывающих погоду, пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов, пение колыбельных песен. 

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта, русская печь, домовенок Кузя, клубочки (для аттракциона), деревянные ложки, русский народный костюм для мальчиков, сарафаны для девочек, ленты, «Карусель», большая матрешка (в рост детей), сушки и баранки, конь на палочке(для дразнилки).

Ход:

Здравствуйте, гости дорогие! Молодые и пожилые. Милости просим!

Вы сидите, примечайте, хлопайте в ладоши!

Кому песню и сказочку!

Кому нашу прибаутку!

А кому мешок потешек!

А веселья для всех!

Пусть звенит веселый смех!

У нас праздник большой и радостный, по народному обычаю «Посиделками» называется.

Скажите, как называется этот дом? (изба)/слайд 1).

Из чего строили избы? (из дерева)

А главное место в избе занимает печь, как вы думаете, почему?

– Для чего людям нужна печь? (готовить еду, подогревать, греться на печи)
– Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи.

Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи.
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!

-Раньше народ развлекал себя сам шутками, прибаутками, дразнилками, да потешками.

-Выходи, Юра, будем дразниться…

Прочитайте потешку:

-Из-за леса, из-за гор…ИКТ./слайд 2/

-Тень-тень…/слайд 3/

Ведущий:
Вы, ребята не зевайте, а загадки отгадайте? /Mimio/слайд 4/


Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
Деревянная двупалая рука

Горшок в печке ухватила за бока. Что это? (ухват)

- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)

-Дровокол и дроворуб

 Одноног и однорук.(топор)

-Благородный боярин дородный

Всему народу отпускает воду.

Он кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Чай готовили в самоваре, а самовар стоял в горнице, в центре стола… По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

Приглашайте  друг друга на танец «Приглашение»(парный).

Теперь проходим в горницу, а здесь и хозяйка.

Поздороваемся?

Хозяйка: - Гости на порог – хозяйке – радость! Милости прошу!

Кому прибаутку, а кому и сказочку!

 Ребята! Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любил ленивых. И сам помогал хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? 
(Да)
 Давайте дружно позовем домовенка Кузю.

Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!

Из-под печки выглядывает домовенок Кузя и  поет:

Домовой за печкой жил, 
С ребятишками дружил. 
Он хозяйке помогал, 
Всех гостей он развлекал. 
Он за печкою сидит, 
Иногда слегка ворчит. 
А вообще он удалой, 
Самый лучший в мире домовой. 

Домовой:  Здравствуйте, ребята, вы меня звали? (Да)
– А я к вам пришел не один, а с моими друзьями. Отгадайте загадку:

Рано, рано поутру
Нам кричит ку-ка-ре-ку.
Кто это? 
(Петушок)

Петушок: Здравствуйте, ребята, какие вы нарядные, красивые. У вас праздник? А какой? (Посиделки) А вы знаете потешки про меня?

Даня: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь, деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, гордый, смелый, нарядный).
– А из какой сказки петушок? 
(Из сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»)/Слайд 5/
– Кому петушок помог в сказке? 
(Зайчику)
– Каким был петушок? 
(Смелым, отважным).

-А каким он был в сказке «Кот, петух и лиса»?(непослушным).

- «Сказка – ложь, да в ней намек –

 Добрым молодцам – урок».

-Сказка учит: маму нужно слушаться.
Петушок: Молодцы, ребята, все-то вы умеете, много знаете. Хорошо мне с вами, но меня курочки  с цыплятами ждут. До свидания.
Ведущий: – Ой, ребята, а это кто? (Коза)
– Давайте козе расскажем потешку:

Ребенок: Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ. Кто кашу не ест, молочка не пьет, того забодает.

– Ребята, а Кузя забыл, из какой сказки коза, давайте напомним ему. Я вам назову несколько сказок ( «Теремок»,  «Репка»,  «Волк и 7 козлят».  «Колобок»), а вы подскажите, из какой она сказки./Слайд 6/.
Поиграем с Кузей?
Ведущая: Кузя! 
Домовой: Аюшки! 
Ведущая: Где  ты был? 
Домовой: У бабушки! 
Ведущая: Что принес? 
Домовой: Оладушки. 
Ведущая: Где ж они? 
Домовой: Под лавкой. 
Ведущая: Экий, ты, Кузя - чудак. 
Домовенок: А вы бы как? 
Ведущая: А мы бы оладушки на стол поставили и съели. 
Домовой: Ладно, в другой раз так и сделаю.  Игра продолжается.
Кузя,  поиграй еще с нами. 

Кузя: Ой, ребята, та-ра-ра! Будет русская игра! 
Игра «Золотые ворота»

Считалкой «Конь ретивый» выбираем «ворота».
Золотые ворота, пропускают не всегда:
Первый раз – прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.
 Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.

Кузя: Ой, ребята, что-то я устал, пойду спать.

- А что обычно поют деткам, когда укладывают спать?

-Какие вы знаете народные колыбельные?

Давайте споём Кузе тихонечко. «Баю – баиньки  – баю…»

Пусть Кузя спит.

Ребенок загадывает загадку.

- Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. 
Кто это? (Матрешка)

-Дуйте в дудки, бейте в ложки! 
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные 
Матрешечки румяные. (В. Берестова)
Песня – танец «Мы веселые матрешки»

Эй, ребята-ложкари,
Ложками стучи — бренчи, 
Музыку скорей веди. 
Ложки, что ни говори, примечательные. 
А ребята-ложкари - замечательные. 

Танец с  ложками «Во саду ли в огороде».

В русских деревняхдевушки много вязали, вышивали, занимались рукоделием. И я люблю вязать. Вот сколько у меня клубочков.

-Ой, а Мурка ими поиграла. Размотала их. Помогите их смотать?
Игра - соревнование: «Намотай клубочки».
(Играют по 3-4 ребенка)

А гуляния заканчивались катанием на каруселях. Покатаемся на карусели.

-Мы вам пели и плясали. Ну, а на прощание дорогим своим гостям скажем: «До свидания!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором

Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности, неотъемлемой частью является и развитие речи детей. А.П.Усова писала о том, что в...

Использование пальчиковых игр при ознакомлении детей с русским фольклором

Представленный материал в помощь педагогам и родителям. В методических рекомендациях освещаются формы , методы , приёмы работы по развитию мелкой моторики детей. Игры. с которыми познакомятся дети, сп...

ознакомление детей с русским фольклором

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. Побуждать детей эмоционально отликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказкаками и потешками....

Совместный литературный вечер досуга детей и родителей в подготовительной группе "Веселое путешествие"

В рамках регионального проекта "PRO-чтение" совместный досуг позволяет лучше сблизить детей и родителей, привлечь к чтению различных произведений, помогает понять важность чтения художествен...

Совместный вечер досуга детей и родителей в дошкольном учреждении

Речь ребенка формируется в непосредственной связи с другими психологическими функциями. Проблемы в формировании речи влекут за собой особенности развития внимания, памяти и других мыслительных процесс...