Вечер досуга «Дети и русский фольклор».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Этот материал может использоваться на вечере развлечений. Выход из проекта «Дети и русский фольклор». Способствует воспитанию интереса и любви к русскому народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlova_a.s._vecher_dosuga_deti_i_russkiy_folklor.docx | 263.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлова Александра Сергеевна
воспитатель ГБДОУ д/сад №68 Калининского района г. С-Пб.
Вечер досуга «Дети и русский фольклор».
(средняя группа)
Цель: Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание колыбельных песен, потешек, дразнилок, народных примет, предсказывающих погоду, пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов, пение колыбельных песен.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта, русская печь, домовенок Кузя, клубочки (для аттракциона), деревянные ложки, русский народный костюм для мальчиков, сарафаны для девочек, ленты, «Карусель», большая матрешка (в рост детей), сушки и баранки, конь на палочке(для дразнилки).
Ход:
Здравствуйте, гости дорогие! Молодые и пожилые. Милости просим!
Вы сидите, примечайте, хлопайте в ладоши!
Кому песню и сказочку!
Кому нашу прибаутку!
А кому мешок потешек!
А веселья для всех!
Пусть звенит веселый смех!
У нас праздник большой и радостный, по народному обычаю «Посиделками» называется.
Скажите, как называется этот дом? (изба)/слайд 1).
Из чего строили избы? (из дерева)
А главное место в избе занимает печь, как вы думаете, почему?
– Для чего людям нужна печь? (готовить еду, подогревать, греться на печи)
– Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи.
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи.
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!
-Раньше народ развлекал себя сам шутками, прибаутками, дразнилками, да потешками.
-Выходи, Юра, будем дразниться…
Прочитайте потешку:
-Из-за леса, из-за гор…ИКТ./слайд 2/
-Тень-тень…/слайд 3/
Ведущий:
Вы, ребята не зевайте, а загадки отгадайте? /Mimio/слайд 4/
Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
Деревянная двупалая рука
Горшок в печке ухватила за бока. Что это? (ухват)
- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)
-Дровокол и дроворуб
Одноног и однорук.(топор)
-Благородный боярин дородный
Всему народу отпускает воду.
Он кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
- Чай готовили в самоваре, а самовар стоял в горнице, в центре стола… По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.
Приглашайте друг друга на танец «Приглашение»(парный).
Теперь проходим в горницу, а здесь и хозяйка.
Поздороваемся?
Хозяйка: - Гости на порог – хозяйке – радость! Милости прошу!
Кому прибаутку, а кому и сказочку!
– Ребята! Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любил ленивых. И сам помогал хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте дружно позовем домовенка Кузю.
Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!
Из-под печки выглядывает домовенок Кузя и поет:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Домовой: Здравствуйте, ребята, вы меня звали? (Да)
– А я к вам пришел не один, а с моими друзьями. Отгадайте загадку:
Рано, рано поутру
Нам кричит ку-ка-ре-ку.
Кто это? (Петушок)
Петушок: Здравствуйте, ребята, какие вы нарядные, красивые. У вас праздник? А какой? (Посиделки) А вы знаете потешки про меня?
Даня: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь, деткам спать не даешь?
– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, гордый, смелый, нарядный).
– А из какой сказки петушок? (Из сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»)/Слайд 5/
– Кому петушок помог в сказке? (Зайчику)
– Каким был петушок? (Смелым, отважным).
-А каким он был в сказке «Кот, петух и лиса»?(непослушным).
- «Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам – урок».
-Сказка учит: маму нужно слушаться.
Петушок: Молодцы, ребята, все-то вы умеете, много знаете. Хорошо мне с вами, но меня курочки с цыплятами ждут. До свидания.
Ведущий: – Ой, ребята, а это кто? (Коза)
– Давайте козе расскажем потешку:
Ребенок: Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ. Кто кашу не ест, молочка не пьет, того забодает.
– Ребята, а Кузя забыл, из какой сказки коза, давайте напомним ему. Я вам назову несколько сказок ( «Теремок», «Репка», «Волк и 7 козлят». «Колобок»), а вы подскажите, из какой она сказки./Слайд 6/.
Поиграем с Кузей?
Ведущая: Кузя!
Домовой: Аюшки!
Ведущая: Где ты был?
Домовой: У бабушки!
Ведущая: Что принес?
Домовой: Оладушки.
Ведущая: Где ж они?
Домовой: Под лавкой.
Ведущая: Экий, ты, Кузя - чудак.
Домовенок: А вы бы как?
Ведущая: А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой: Ладно, в другой раз так и сделаю. Игра продолжается.
Кузя, поиграй еще с нами.
Кузя: Ой, ребята, та-ра-ра! Будет русская игра!
Игра «Золотые ворота»
Считалкой «Конь ретивый» выбираем «ворота».
Золотые ворота, пропускают не всегда:
Первый раз – прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.
Кузя: Ой, ребята, что-то я устал, пойду спать.
- А что обычно поют деткам, когда укладывают спать?
-Какие вы знаете народные колыбельные?
Давайте споём Кузе тихонечко. «Баю – баиньки – баю…»
Пусть Кузя спит.
Ребенок загадывает загадку.
- Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
-Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные
Матрешечки румяные. (В. Берестова)
Песня – танец «Мы веселые матрешки»
Эй, ребята-ложкари,
Ложками стучи — бренчи,
Музыку скорей веди.
Ложки, что ни говори, примечательные.
А ребята-ложкари - замечательные.
Танец с ложками «Во саду ли в огороде».
В русских деревняхдевушки много вязали, вышивали, занимались рукоделием. И я люблю вязать. Вот сколько у меня клубочков.
-Ой, а Мурка ими поиграла. Размотала их. Помогите их смотать?
Игра - соревнование: «Намотай клубочки».
(Играют по 3-4 ребенка)
А гуляния заканчивались катанием на каруселях. Покатаемся на карусели.
-Мы вам пели и плясали. Ну, а на прощание дорогим своим гостям скажем: «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором
Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности, неотъемлемой частью является и развитие речи детей. А.П.Усова писала о том, что в...
Использование пальчиковых игр при ознакомлении детей с русским фольклором
Представленный материал в помощь педагогам и родителям. В методических рекомендациях освещаются формы , методы , приёмы работы по развитию мелкой моторики детей. Игры. с которыми познакомятся дети, сп...
ознакомление детей с русским фольклором
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. Побуждать детей эмоционально отликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказкаками и потешками....
Совместный литературный вечер досуга детей и родителей в подготовительной группе "Веселое путешествие"
В рамках регионального проекта "PRO-чтение" совместный досуг позволяет лучше сблизить детей и родителей, привлечь к чтению различных произведений, помогает понять важность чтения художествен...
Совместный вечер досуга детей и родителей в дошкольном учреждении
Речь ребенка формируется в непосредственной связи с другими психологическими функциями. Проблемы в формировании речи влекут за собой особенности развития внимания, памяти и других мыслительных процесс...