Рабочая программа. Подг. гр.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа. Подготовительная к школе группаю Перспективный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.podg_.gr_.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа детей подготовительной группы разработана в соответствии с ФГОС ДО, с образовательной программой МАДОУ детского сада №13 г.Туймазы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса подготовительной группы, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №13 (МАДОУ Д/С №13)
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Образовательные области.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального 47 интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие пред- посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной 102 творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Общие сведения о группе
Год рождения | Мальчиков | Девочек |
2007 | 1 | 2 |
2008 | 12 | 14 |
Итого | 13 | 16 |
Русские | 7 детей | 24% |
Башкиры | 1 ребенок | 3% |
Татары | 21 детей | 73% |
Многодетная семья | 6 | 20% |
Не полная семья | 4 | 13,7% |
Полная семья | 25 | 86,3% |
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Старшая медсестра Заведующий МАДОУ детского
__________Усманова В.Г. сада №13 г.Туймазы _____________Тангатарова Э.В. Пр.№ 63 от 04.09.2014г.
Режим дня на холодный период
в подготовительной к школе группе
(10,5 ч)
№ | мероприятия | время |
1 | Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 7:30-8:15 |
2 | Дежурство по уголку природы, по столовой | 8:15-8:25 |
3 | Подготовка к завтраку, завтрак | 8:25-8:50 |
4 | Игры, подготовка к занятиям | 8:50-9:00 |
5 | Непрерывная непосредственно образовательная деятельность | 9:00-9:30 9:40-10:10 10:20-10:50 |
6 | Игры, самостоятельная деятельность | 10:50-11:00 |
6 | Второй завтрак | 10:10- 10:20 |
7 | Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа). | 11:00- 12:25 |
8 | Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, водные процедуры. | 12:25 -12.30 |
9 | Подготовка к обеду, обед | 12:30-13:00 |
10 | Подготовка ко сну, дневной сон. | 13:00 -15:00 |
11 | Постепенное пробуждение, побудка, закаливающие, гигиенические процедуры, игры. | 15:00-15:30 |
12 | Подготовка к полднику, полдник | 15:30-15:45 |
13 | Кружковая работа. Занятие | 15:45- 16:10 |
14 | Подготовка к прогулке, прогулка( игры, наблюдения, труд, индивид. работа).Уход детей домой | 16:10-18:00 |
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ детский
сад №13 г. Туймазы Т
__________ Тангатарова Э.В,
Приказ №63от04.09.2014г.
Расписание организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №2
Дни недели, занятия | время |
Понедельник 1з. Развитие речи 2з. Лепка/аппликация 3з. Физическая культура на прогулке | 9:00 -9:30 9:40-10:10 11:55-12:25 |
Вторник 1з. Познавательное развитие. ФЭМП 2з. Физическая культура 2з. Рисование
| 9:00-9:30 9:55 -10:20 10:30 -11:00 |
Среда 1з. Познавательное развитие. ФЭМП 2з. Развитие речи 3з. Физическая культура | 9:00-9:30 9:40-10:10 10:35 -11:00 |
Четверг 1з. Познавательное развитие 2з. Рисование 3з. Музыка | 9:00-9:30 9:40-10:10 10:20-10:50 |
Пятница 1з. Познавательное развитие 2з. Музыка | 9:00-9:30 10:30-11:00 |
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
•физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
•социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• познавательное развитие: построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); ситуативные беседы при проведении режимных моментов, •художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей:
•физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, велосипеде и пр.);
•социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; •речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
•познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
•художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей для детей 6 – 7 лет.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | ||
1 | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение состоятельно объединятся для совместной игры и труда. - воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. - воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. - воспитывать уважительное отношение к окружающим. - расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. |
2 | Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | Образ Я. - развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом. - углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Семья. – расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны. - закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Детский сад. – привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музей, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и тд.) Родная страна. – расширять представление о родном крае. - углублять и уточнять представления о Родине – России. - закреплять знание о флаге, гербе гимне России. - расширять представления о Москве – главном городе, столице России. - расширять знания о государственных праздниках. - углублять знания о Российской армии. |
3 | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. | Культурно – гигиенические навыки. - воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. - закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами. - закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви. Самообслуживание. - закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. - закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Общественно- полезный труд. - приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. - продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке. - продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада. - приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. - формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Труд в природе. - закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. - прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью- к уборке овощей с огорода, сбору семян; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам; весной – к посеву семян, высадке рассады; летом – прополке и окучивание почвы, поливе грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. - продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города. - развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. |
4 | Формирование основ безопасности. | Безопасное поведение в природе. - формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. - знакомить с явлениями неживой природы. - знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность на дорогах. - знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. - знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. - продолжать знакомить с дорожными знаками. Безопасность собственной жизнедеятельности. - продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года. - расширять знания об источниках опасности в быту. - уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. - учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. |
| Образовательная область «Познавательное развитие» | |
| Развитие познавательно- исследовательской деятельности | Первичные представления об объектах окружающего мира. - продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. - учить применять разнообразные способы обследования предметов ( наложение, приложение, сравнение по количеству т.д.). - развивать познавательно- исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям. Сенсорное развитие. - развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, сенсомоторных способностей. - совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности. - закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки. - развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Проектная деятельность. - развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). Дидактические игры. - продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки др.). - учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. |
| Приобщение к социокультурным ценностям | - расширять и уточнять представления детей о предметном мире. - обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). - продолжать знакомить с библиотеками, музеями. - углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза. - расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. - формировать элементарные представления об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. - формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусств (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира). - рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. |
| Формирование элементарных математических представлений. | Количество и счет. - совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20. - закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). - закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. - формирование умения раскладывать число на дна меньших и составить из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). - знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). - формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс ( + ), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина. - закрепление умения делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную перу; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. - закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). - закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. - закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами. Форма. - уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах. - формирование представлений о многоугольнике ( на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. - закрепление умения моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков -четырехугольник, из двух коротких отрезков -одни длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур но собственному замыслу. Ориентировка в пространстве. - формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). - знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой. - формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверь сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Ориентировка во времени. - формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года. - закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. - формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.
|
| Ознакомление с миром природы. | - расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. - расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.). - расширять знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. - расширять представления о насекомых. - развивать интерес к родному краю. - учить обобщать и систематизировать представления о временах года. - оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы. Сезонные наблюдения. Осень. - закрепление знаний детей о том, что сентябрь -первый осенний месяц. - формирование умения замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). - закрепление умения собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. - обогащение представлений детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.). - закрепление умения определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки). - рассказы детям о том, что 22 декабря — самый короткий день в году. Весна. - расширение представлений о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; появляются бабочки крапивницы, муравьи). - знакомство с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце). - формирование умения замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т.д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Лето. - уточнение представлений детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). - рассказ о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль). |
| Образовательная область «Речевое развитие» | |
| Развитие речи. | Развивающая речевая среда. - поощрение стремления детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. - беседы о том, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы учиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п. - совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект, ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. - помощь детям в освоении форм речевого этикета. - поощрение самостоятельности суждений. Формирование словаря. - продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Звуковая культура речи. - совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. - отработка дикции: развитие умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Грамматический строй речи. - совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. - помощь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.). Связная речь. - совершенствование диалогической и монологической форм речи. - развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. - совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. - совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте. - формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. - формирование умения составлять слова из слогов (устно). |
| Приобщение к художественной литературе. | - развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. - пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. - развитие у детей чувства юмора. - совершенствование художественно-речевых исполнительских навыки при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой и передать свое отношение к содержанию литературной фразы). - продолжение знакомства с иллюстрациями известных художников. |
| Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | |
| Приобщение к искусству. | - формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре). - закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно- прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец, кино, цирк). - продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин, И.Левитан, А. Саврасов, А.Пластов, В.Васнецов и др.. - расширять представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю.Васнецов, В. Конашевич, В.Лебедев, Т.Маврина, Е. Чарушин и др.). - продолжать знакомить с народным декоративно- прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. - знакомить с архитектурной с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца. |
| Изобразительная деятельность. | Предметное рисование. - продолжать учить изображать предметы по памяти, по представлению и с натуры, передавая их видовые, родовые и индивидуальные признаки. - расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жидкая пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка). Сюжетное рисование. - продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план) ; передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева и т.д.). - формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений. Декоративное рисование. - развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). - формирование умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепление умения создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Лепка. - формирование умения свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. - развитие чувства композиции; умения создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. - развитие навыков декоративной лепки; формирование умения использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. - формирование умения расписывать пластину из глины, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции. Аппликация. - совершенствование умения создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развитие чувства композиции (формирование умения красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). - развитие умения составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства. Художественный труд: работа с бумагой и картоном. - закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях. - совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Художественный труд: работа с тканью. - формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия. - закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры. Художественный труд: работа с природным материалом. - закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов. |
| Конструктивно- модельная деятельность. | Конструирование из строительного материала. - развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). - формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки. - закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. - формирование умения создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. - закрепление умения создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. - совершенствование умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). |
| Музыкальная деятельность. | Слушание. - знакомство с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм): жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. - развитие мышления, фантазии, памяти, слуха. - знакомство с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Пение. - Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах от do первой октавы до ре второй октавы. Формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы; развитие артикуляции (дикции). Песенное творчество. - развитие умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. Музыкально- ритмические движения. - развитие навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. - знакомство с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.). - Развитие танцевально-игрового творчества; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. Музыкально- игровое и танцевальное творчество. - развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). - совершенствование умения импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). - закрепление умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Игра на детских музыкальных инструментах. - совершенствование навыков игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах (трещотках, погремушках, треугольниках; умения исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле). |
| Образовательная область «Физическое развитие» | |
| Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | - формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. - расширять представления о рациональном питании. - формировать представления об активном отдыхе. - расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. - расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека. |
| Физическая культура | - закрепление умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. - совершенствование активного движения кисти руки при броске. - закрепление умения быстро передвигаться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. - развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. - упражнения в статическом и динамическом равновесии, на развитие координации движений и ориентировку в пространстве. - закрепление умения участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движение техники основных движений (добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения). Подвижные игры. - учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. - развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол). |
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.
Образовательная область | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности |
старший дошкольный возраст | ||
«Физическое развитие» | двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная | Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации проектов |
«Социально- коммуникативная | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная | Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд |
«Познавательное Развитие» | Познавательно-исследовательская игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов |
«Речевое развитие» | Коммуникативная познавательно- исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения |
«Художественно-эстетическое развитие» | Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая | Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными и обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Они меняют свое поведение в зависимости от места в данном пространстве. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель- мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
Организация режима пребывания детей в подготовительной группе.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона. Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г.
Программно - методическое обеспечение педагогического процесса в подготовительной к школе группе №2 МАДОУ детского сада № 13 г. Туймазы на 2014-2015г.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.В. Лободина. Подгот. гр.– Волгоград: Учитель, 2014.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий - М.: Мозаика-синтез, 2012- 144 с..
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-синтез, 2014- 112 с..
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 48 с.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада..– М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 160 с.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. И испр. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. И испр. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
- Дыбина О.В.Что было до..: Игры путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., дополн. И испр. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 160 с.
- Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. И дополн./ Под. Ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 272 с. – (Развиваем речь).
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 288 с. – (Развиваем речь).
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет.- Мозаика – синтез,2012. – 128 с.
- К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 64 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред.Г.М. Киселевой, Л. И. Пономаревой,2011- 208 с.
18. Популярное пособие для родителей и педагогов. «1000 загадок», «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»./Сост.Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2007.
19. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно – методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2000.
20. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век, 2020.
21. Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. – ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007.
22. Н.В.Краснощекова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.:Феникс,2010.
23. Н.М. Метенова. Родителям о детях. Методические рекомендации.- Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». – 2009.
24. Н.М. Метенова. Взрослым о детях. – Ярославль, ООО «ИНК «Индиго»,2009.
Развивающая предметно - пространственная среда подготовительной группы.
Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя. Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения). Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.
При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно - тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;
- зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО - деятельности»;
- зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Все материалы и все оборудование в группах организуется примерно по 5 областям - тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их игру и другую деятельность. В подготовительной группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.
«Физкультурно-оздоровительный центр»
- оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).
- Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
- Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
- Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
- Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты, платочки.
- Кегли, кольцебросы.
«Центр познания»
- Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
- Лото, домино в картинках.
- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
- Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
- Схемы, дидактические игры по обучению грамоте.
- Числовой ряд.
- Двухполосные карточки для ФЭМП
- Наборное полотно.
- Логико-математические игры.
- Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
- Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
- Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
- Наборы разрезных и парных картинок.
- Чудесный мешочек.
- Игры для интеллектуального развития.
- Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
- Счётные палочки.
- Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
- Игры для интеллектуального развития.
- Пазлы.
- Числовые карточки.
«Центр речевого развития».
- Дидактические наглядные материалы;
- Предметные и сюжетные картинки и др.
- Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;
- «Чудесный мешочек» с различными предметами.
- Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».
Материалы для конструирования:
- Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
- Фигурки животных для обыгрывания.
- Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).
- Конструктор «Лего».
Материалы для ручного труда.
- Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
- Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
- Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.).
- Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
Материалы для изодеятельности.
- Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
- Индивидуальные палитры для смешения красок.
- Кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти от краски.
- Бумага для рисования разного формата.
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук.
- губки из поролона.
- Пластилин, доски для лепки.
- Стеки разной формы.
- Розетки для клея.
- Подносы для форм и обрезков бумаги.
- Клеёнки для покрытия столов.
- Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
- Произведения народного искусства.
- Выставка работ детского творчества.
«Центр природы».
- Познавательная природоведческая литература.
- Иллюстрации с изображением признаков сезона.
- Растения, требующие разных способов ухода.
- Календарь природы.
- Инвентарь для ухода за растениями.
- Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
- Картинки с изображением цветов.
- Иллюстрации с изображением животных.
- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Дидактические игры на природоведческую тематику.
- Сюжетные игрушки.
- Игрушки транспорт разного вида.
- Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
- Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым , отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»).
- Игрушки-животные.
- Куклы.
- Набор посуды.
- Разграниченные зоны ( кукольный уголок, кухня, салон красоты, магазин, больница, и т.д.)
«Центр театра»
- Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый).
- Маски, шапочки.
- Фланелеграф.
- Наглядно-дидактические пособия «Герои сказок» и т.д..
«Центр безопасности».
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
- Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт»; «Собери знак» и т.д..
- Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.
«Центр музыки».
- Музыкальные игрушки (бубен, погремушки, дудочка).
- Набор шумовых коробочек.
- Магнитофон.
- Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.
Целевые ориентиры освоения программы:
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ·ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств ·и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Работа с родителями.
Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Для качественного взаимодействия необходима открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. «Открытость наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего района. Работа в подготовительной группе направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров.
Содержание работы с семьей по направлениям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение). - стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками. «Социально –коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
-заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественно – эстетическое развитие»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группы.
№/п | месяц | название мероприятия |
1 | сентябрь | 1. Организационное родительское собрание: «Возрастные особенности детей 6-7 лет» 2. Беседа с родителями «Чем и как занять ребенка дома». 3. Консультации: -«Что должен уметь ребенок 6-7 лет». -«Советы логопеда» 4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей подготовительного дошкольного возраста». 5.Оформление стенда «Безопасность». 6. Оформление папок – передвижек «Правила дорожного детям знать положено». 7.Анкетирование «Откуда опасность». 8.Конкурс-выставка «Чудеса с огорода». |
2 | октябрь | 1.Рекомендации родителям «Как вести себя за столом» 2.Информация на стенд: «Советы психолога». 3. Памятка для родителей «Чаще говорите детям». 4. Консультации: «Ребенок и взрослый на улице». 6.Анкетирование «Режим дня в жизни ребенка». 7.Выставка «Азбука безопасности». |
3 | ноябрь | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Консультации: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях». 3.Индивидуальные консультации: «Советы по организации домашнего чтения». 4.Оформление папки-передвижки «Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение», «Научите ребенка любить книгу». 5. «Часто ли болеет Ваш ребенок?» |
4 | декабрь | 1. Родительское собрание: «Помочь учиться». 2.Родителям на заметку: «Опасность зимней дороги» 3. Консультации: «О безопасности детей во время праздников» «!» «Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость» 4. Оформление папки передвижки: «О вежливости, этикете и хороших манерах», «Как заучивать стихотворения». 5.Конкурс «Новогодние фантазии». |
5 | январь | 1.Консультации: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка». 2.Оформление стенда «Здоровье – это…» 3. Оформлении родителями страничек «Не переучивайте левшу» |
6 | февраль | 1. Выставка: «Рисуют и мастерят папы» 2.Родительский дневничок «Воспитание ребёнка: роль отца» 3. Консультации: «Игры с детьми на свежем воздухе.» «Как развивать моторику руки?» 4.Мероприятие ко дню защитников Отечества. |
7 | март | 1.Оформление папки – передвижки: «Десять советов родителям школьника»; «Роль дыхания в процессе речи» 2. Наглядная информация «Секреты воспитания вежливого ребенка». 3.Консультаци: - «Как воспитывать усидчивость». -«Речевые пятиминутки» 4. Оформление выставки «Мамочка любимая…» |
8 | апрель | 1.Групповые консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?» 2. Консультации: -«Что должен уметь ребенок 6-7 лет». -«Дети и родители на школьном старте» 3. «Рекомендации родителям по речевому развитию ребёнка» 4.Оформаление папок-передвижек « |
9 | май | 1. Родительское собрание: ««Знаете ли вы своего ребенка?» 2. Тематическая консультация. «Кризис 7 лет» 3. Консультации: «Семья в преддверии школьной жизни». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа. Подг. гр.
Рабочая программа. Подготовительная к школе группа. Перспективный план....
художественная литература по программе подг.гр
Подборка художественной литературы по подготовительной группе...
Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи (подг. группа)
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
4.Приложение к программе (подг. группа)
2. Приложение к программе (подг. группа)...