Познавательно - исследовательский проект " Грозовые явления".
проект (подготовительная группа) по теме

Черепкова Любовь Ивановна

Сформировать представление об опасных явлениях.  Изучить правила поведения во время грозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детский проект по безопасности30.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 ИМЦ

                                       

                  Познавательно – исследовательский проект          

                     «Грозовые явления».

                                                            Автор: воспитанник  подготовительной        

                                                            группы Тараканов Иван,

                                                            Руководитель: Черепкова Л.И.

                                                            МК ДОУ детский сад № 10

                                                            г. Павловск, Воронежская обл.

                                                                         2016 год                                

                                       

                                       

                                          Паспорт проекта.

Тема: Грозовые явления.

 Тип: познавательно - исследовательский

Срок: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван, воспитатель - Черепкова Любовь Ивановна, родители.

МК ДОУ детский сад № 10.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Актуальность: Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Не следует забывать, что летняя погода изменчива, и ясный летний день может превратиться в пасмурный и дождливый.

  Гроза – это загадочное, интересное, но опасное  явление природы.  Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам.  Поэтому каждым человеком с раннего детства должны быть получены знания об этом явлении природы, для того чтобы защитить свои здоровье и жизнь.

Проблема: Недостаточное представление об опасных явлениях.

Гипотеза: Если мы будем знать особенности происхождения молнии, осознавать, в чём заключается её опасность для жизни человека, то сможем защитить себя и окружающих от страшных последствий этого явления.

Объект исследования: молния, гром.

Предмет исследования: безопасность поведения во время грозы.

Цель: Выяснить, что такое гроза и молния. Выявить особенности её происхождения на основе элементарных экспериментов и наблюдений.

Изучить правила безопасного поведения во время грозы.

 Задачи: - собрать и изучить научную информацию из разных источников о молнии;

- узнать о разновидностях молнии;

- провести эксперимент получения электрического разряда в лабораторных условиях;

- обобщить полученные результаты;

- поделиться с друзьями своими открытиями;

- разработать памятку, как уберечься от молнии во время грозы.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Формулировка проблемы, определение целей и задач проекта.

2. Подбор информации по данной теме.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап. 

Оказание помощи ребенку в  планировании собственной  деятельности  при решении поставленных задач, формировании представлений о природном явлении – грозе;  обсуждение  правил поведения во время грозы.

-Просмотр детской передачи « А знаете ли вы ,что»… Тема: Гроза.

-Экскурсия  в школьную лабораторию. ( кабинет физики)

- Проведение опытов с воздушными шариками.

- Рисование на тему « Гроза».

-Игра « Тучка, солнышко, дождик».

- Изготовление буклета « Правила поведения при грозе».

Заключительный этап.

Сравнение прогнозируемого результата с полученным.

Результаты проекта.

Презентация.

Буклет «Правила поведения при грозе».

Для того, чтобы осуществить запуск проекта мы воспользовались методом трёх вопросов:

Что мы знаем?

- Видели грозу;

- слышали гром.     

Что хотим узнать?

-Что такое гроза?

-Почему сверкает молния и гремит гром?

- Как спастись от молнии во время грозы?

Как можем узнать?

- спросить у родственников;

- посмотреть специальные познавательные программы.

Предполагаемые результаты:

1. В результате проектной  деятельности  проявляется  ярко выраженный интерес к объектам и явлениям неживой природы- грозе.

2.   Ребёнок учится овладевать   навыками  безопасного поведения в природе при грозе.                              

3. Повышается интерес к экспериментальной деятельности.

Слайд № 1.

Воспитатель: Разрешите представить вашему вниманию познавательно– исследовательский проект «Грозовые явления». Автор проекта воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван.

Слайд № 2.

Звучит музыка «Прогноз погоды». Рассказ воспитателя  на фоне музыки.

 Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Не следует забывать, что летняя погода изменчива, и ясный летний день может превратиться в пасмурный и дождливый.

  Гроза – это загадочное, интересное, но опасное  явление природы.  Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам.  Поэтому каждым человеком с раннего детства должны быть получены знания об этом явлении природы, для того чтобы защитить свои здоровье и жизнь.

-Ваня, а что ты знаешь о грозе?

Слайд № 2.

Я знаю, что во время грозы очень сильно сверкает молния и гремит гром.

Звуки грозы

-  Однажды мы с ребятами играли на улице.  Вдруг налетела большая чёрная туча и закрыла собой всё небо. Огненная стрела без промедления врезалась в землю. Грянул оглушительный гром, от которого содрогнулась земля.

- Гроза!- прокричали ребята, испугавшись. Мы быстро разбежались по домам.

Дома я из окна наблюдал, как сверкает молния и идёт дождь. Мне стало интересно:

- Что такое гроза?

- Почему сверкает молния и гремит гром?

На следующий день я спросил об этом своего воспитателя. Она ответила.

Воспитатель: Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками. Гром- это звук от разряда. Гром безопасен. Он вестник того, что молния уже миновала.

Слайд № 4

От бабушки я узнал, что, в глубокой  древности грозы боялись все: от мала до велика.

Люди не могли объяснить это явление природы.

     Они думали, что это Бог грозы Перун ездит по небу в грохочущей  колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы.

Мне стало интересно, как же всё – таки получается молния и почему гремит гром.

 Я нашёл в интернете интересное видео и посмотрел. Давайте посмотрим вместе со мной.

Слайд № 4.

(Показ видеоролика)

Слайд № 5.

На следующий день я пришёл в детский сад и рассказал ребятам, что я узнал о грозе.

 Вместе мы нарисовали  грозу.  (Фото)

 Играли в  подвижную игру «Тучка, молния, дождик».

Слайд № 6

- Из интернета я узнал, что молнии бывают разных видов: линейные, внутриоблачные, жемчужные,  и другие.

Слайд № 7.

Чтобы ещё раз увидеть, как же получается молния и гром, я решил провести свои исследования. Для этого я отправился в лабораторию нашей группы.

Опыт №1.

Я потёр воздушный шарик о шерстяную ткань и приложил его к стене. Затем сделал то же самое со вторым шариком. Шарики не упали, потому что наэлектризовались. Шарики и стена имеют разные заряды, поэтому притягиваются. То же самое происходит и с тучами во время грозы. Они притягиваются, поэтому возникает электрический разряд – молния.

Опыт № 2

Я потёр пластмассовую линейку о шерстяную ткань  и поднёс  её к большой металлической скрепке, укреплённой при помощи пластилина на столе, и услышал треск. Я  убедился, что электричество имеет звук. Когда идёт гроза, мы нередко слышим звуки грома.

Воспитатель: На этом Ваня не закончил свои исследования. Он отправился в школу в кабинет физики.

-Давайте посмотрим, как это было.

Слайд № 8

( Просмотр видеоролика «Эксперименты в кабинете физики».

Вывод: Изучив литературу и, проведя эксперименты, я понял, что  в лабораторных условиях молнию получить невозможно. Можно получить не молнию, а электрический разряд, который будет длиться мгновение;

Воспитатель: Работая на темой проекта, Ваня задумался, возможно ли предугадать приближение грозы ?

По итогам прошлых наблюдений мы сделали  вывод: обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Слайд № 9

А так как молния- это электрический разряд, то и действует она так же ,как электричество.

А, значит, представляет серьёзную угрозу для жизни людей.

Из литературы я узнал, какие правила надо соблюдать во время грозы, чтобы обезопасить себя.

Во время грозы нельзя:

1. Бросать открытыми окна;

2  Прятаться под одиноко стоящими деревьями;

3. Пользоваться электрическими приборами, сотовыми телефонами;

4. Купаться в водоёмах

Грозу можно:

Переждать дома, спрятаться от неё в машине.

 Лучше всего переждать грозу в любом здании. Там есть молниеотводы.

Оказавшись на открытой местности, присядьте, пригните голову к коленям, так как эта поза менее опасная.

В результате своих исследований я ещё раз убедился, что...

Молния – это электрический разряд. Она может причинить вред здоровью человека, но, если соблюдать правила безопасности, то это не так уж и страшно.

вывод:

Гроза́ - природное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.  Облака, дождь и гроза – это часть природы и они не могут существовать одно без другого, потому что все в природе взаимосвязано. Молния как электрический разряд представляет опасность для жизни человека. Защита жизни человека во время грозы зависит соблюдения правил безопасности.

- Грозы не стоит бояться, если соблюдать правила безопасности. Видеоролик.

                            Список используемой литературы.

1. Энциклопедия чудес.  Владимир Мезенцев Алма-Ата 1988

2. «Детская энциклопедия», изд. «Арт-Пресс», Москва, 2008 г.

3.http://yandex.ru/yandsearch?

4. http://arisfera.info/gallery/photo_sm_1_big.htm

5.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/MOLNIYA.html

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110162/

7.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stype=image


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...