Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников
статья по теме
Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все чаще является стимулом для развертывания познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.
Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа в мире благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
- Познавательные процессы. Сюда относятся - восприятие, внимание, память, воображение, мышление;
- Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся и источники информации.
- Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они заполняют и определяют друг друга .
Процесс познания маленького ребенка отличается от процесса познания взрослого.
Взрослый познает мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично, а у детей - наоборот.
Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Отношению к миру дети учатся у взрослых, а какое но будет зависит от нас (на созидание или на расточительство и разрушение).
Необходимо, чтобы это отношение было познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать; бережным - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, надо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшие эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать
В возрасте 4-6 лет можно выделить четыре направления развития познавательной активности детей.
- Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
- Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
- Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.
- Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Ф.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, с которой дети усиливают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тикеева, Р.И.Жуковская, А.П.Усова и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработка дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработка навыков и умений, т.е. на познавательскую активность.
С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи.
Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.
С помощью дидактических игр с экологическим содержанием дошкольники лучше усваивают новые знания, информацию, впечатления об окружающем мире.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/26/gyrbbzusx0m.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-403714-1392218904.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций
Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-343835-1393785199.jpg)
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-772890-1458889972.jpg)
Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1098190-1547500106.jpg)
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...