Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы
материал на тему
Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судьбу и за выбор системы ценностей. От того, какие будут избраны ценностные отношения в обществе, будут зависеть его политическое, экономическое и социальное будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babahanova_e.a._25.05.2016.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра управления дошкольным образованием
Бабаханова Елизавета Анатольевна
Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Направление 050100.68 – Педагогическое образование
Программа: Непрерывное дошкольное – начальное школьное образование
(заочная форма обучения)
Научный руководитель:
доктор педагогических наук Л.Ю. Круглова
Рецензент:
доцент, кандидат педагогических
наук Н.А.Виноградова
Зав. кафедрой:
доктор педагогических наук Е.И. Сухова
Москва,2014
Содержание
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 3 |
Глава I. Формированию ценностных отношений обучающихся в детских садах и школах. | |
1.1 Феномен понятия "ценность" и его психолого-педагогическое исследование._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 9 |
1.2. Ценностные отношения как фактор самоопределения обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 22 |
1.3. Современные тенденции формирования ценностных отношений обучающихся в образовательных учреждениях._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 36 |
Выводы по первой главе_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 49 |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ценностных отношений обучающихся в детском саду и школе. | |
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы образовательной среды школы и детского сада как основа формирования ценностных отношений обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _ | 52 |
2.2. Педагогическое сопровождение процесса формирования ценностных отношений обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 62 |
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию ценностных отношений обучающихся в детском саду и школе._ _ _ _ _ | 70 |
Выводы по второй главе_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 73 |
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 76 |
Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 84 |
Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | 90 |
Введение
Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судьбу и за выбор системы ценностей. От того, какие будут избраны ценностные отношения в обществе, будут зависеть его политическое, экономическое и социальное будущее. Впервые за последние десятилетия перед начальной школой и детским садом поставлена задача формирования системы ценностей в условиях сотрудничества, поэтому в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов находится «Концепция духовно-нравственного воспитания».
Актуальность проблемы формирование ценностных отношений детей в условиях сотрудничества детского сада и школы состоит в том, что это социальный запрос современного общества. Ученики и воспитанники должны приобщаться к системе общечеловеческих ценностей, опираться на историческую преемственность поколений, сохранять традиции Российского государства и создавать свои новые традиции, конечно же, с участием педагогов и родителей. Современные дети развиваются в окружении, как позитивного влияния, так и негативного, поэтому очень сложно и не просто приобщить детей к ценностям. Данное направление становится важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различных видов.
Проблема исследования заключается в разработке содержания, методов и педагогических условий формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы. Проблема ценностных отношений всегда интересовала философов, психологов и педагогов. Само понятие «ценность» менялось и корректировалось зависимо от времени. Несмотря на то, что уже давно принята Декларация прав ребенка, Конвенция «О правах ребенка», Концепция о непрерывном дошкольно-начальном образовании, где указано, что происходит искаженное формирование картины мира, отношение между поколениями в семье и в обществе у современных детей.
В связи с политическими и экономическими изменениями в стране, прежняя система ценностных отношений была разрушена, а новую еще не сформировали. Гуманизация образования изменила представление о цели и содержании механизмов образования. Единого подхода в формировании ценностных отношений обучающихся в детском саду и школе не разработано.
На сегодняшний день в педагогической науке и практике отсутствует четкое представление о том, при каких условиях возможно формирование ценностных отношений в системе преемственности. В связи с этим наблюдается противоречия:
- между недостаточной разработанностью технологии и методов педагогического взаимодействия, направленных на формирование ценностных отношений и внедрением их в практику работы с детьми;
- между формированием ценностных отношений в дошкольном образовании и в начальной школе и недостаточно разработанными направлениями содержания данной проблемы.
Противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему диссертационного исследования «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Цель исследования разработать педагогические условия успешного формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.
Объектом исследования является сотрудничество детского сада и начальной школы по формированию ценностных отношений обучающихся.
Предмет исследования процесс формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы будут проходить успешно, если:
- определить структуру, содержание и особенности формирования ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников;
-охарактеризовать методические требования по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы;
-разработана педагогическая модель формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы и педагогические условия ее успешной реализации.
С учетом выдвинутой цели и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1.Определить совокупность ценностных отношений обучающихся, возможность их формирования в дошкольном образовании и начальном образовании.
2.Определить структуру содержания и особенность ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников.
3.Выявить современные тенденции с точки зрения формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы
4.Разработать модель формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы и педагогические условия её успешной реализации.
5.Разработать методические рекомендации по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений, общенаучные принципы системности, развития, единства сознания и деятельности. Методология представлена: положениями аксиологического подхода Кирьяковой А.В. и др.; принципами непрерывности и преемственности образования; концептуальными положениями культурно-исторической теории Выготского Л.С., гуманистической педагогики и психологии о ребенке как сложном биопсихосоциальном существе; представлениями о закономерностях периодов развития личности ( Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.), об особенностях нравственного развития и воспитания дошкольников ( Божович Л.И., Буре Р.С., Виноградова А.М., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Люблинская А.А., Мухина В.С., Островская Л.Ф., Урунтаева Г.А., Якобсон С.Г. и др.); положениями деятельностного подхода, согласно которому лишь в активной деятельности возможно формирование ценностных ориентации (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).
Методы решения основных задач: изучение философской, психологической и педагогической литературы; анализ педагогических программ и обобщение педагогического опыта; анализ личного опыта работы в системе образования; педагогическое наблюдение; опрос; беседа; анкетирование и интервьюирование воспитателей, родителей и учителей; анализ игровой самостоятельной деятельности детей.
Базой исследования явились государственные образовательные учреждения: ГБОУ гимназия 1512, дошкольное подразделения №1 (детский сад №94) и дошкольное подразделение №2 (детский сад 1150) ВАО города Москвы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1.Выявлены ценностные отношения, возможность их формирования в дошкольном образовании и далее в начальной школе, мы понимаем как установку, которая характеризует направленность, активность личности, определяет отношение человека к миру, к себе и объясняет поступки.
2.Определена структура ценностных отношений (включающая компоненты: когнитивный, деятельностный, поведенческий), содержание и особенности ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников.
3.Охарактеризован потенциал современных методических рекомендаций дошкольного образования, отвечающие современным психолого-педагогическим требованиям по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях детского сада и начальной школы.
4.Разработана педагогическая модель формирования ценностных отношений обучающихся, включающая блоки: ценностный, содержательный, технологический и результативности педагогических условий.
5.Разработаны методические рекомендации по формированию педагогических условий, включающие:
-анализ и коррекцию программ по формированию ценностных отношений детей;
- повышение квалификации педагогов детского сада и начальной школы по организации процесса формирования ценностных отношений детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1.Обобщена и расширена система научных знаний по проблеме формирования ценностных отношений.
2.Уточнено понятие ценностное отношение относительно детей дошкольного возраста и начальной школы.
3.Раскрыты содержание, механизмы и особенности формирования ценностных отношений обучающихся в педагогически организованных условиях.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования основных положений диссертации учителями начальных классов, воспитателями образовательных комплексов в работе по преемственности начальной школы и детских садов, создание на их основе совместных мероприятий, разработок по формированию ценностных отношений обучающихся, а также методических рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...
Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"
Программа включает конкретное содержание образовательных областей с учётом возрастных и индивидуальных осо...
проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»
laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...
Работа по самообразованию воспитателя на тему: «Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
Работа по самообразованию воспитателя на тему: «Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»...
«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»
Доклад о преемственности творчества в детском саду и школе и значении изобразительной деятельности в развитии детей....