Консультация для воспитателей по созданию игровых макетов.
консультация на тему
Консультация для воспитателей по созданию игровых макетов - особенности планирования игр с макетами, рекомендации по созданию игровых макетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по созданию игровых макетов
«Игровые макеты для развития старших дошкольников»
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.
Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет
Макеты условно делятся на два типа:
- Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
- Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.
Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
«Особенности планирования игр с макетами»
I. Макеты-модели
Задачи:
- На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
- Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
- Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
- Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приёмы:
- Презентация дополнительного материала для игры-макета.
- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
II. Макеты-карты
Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.
Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.
Основные рекомендации по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
- предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);
- маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
- предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
- предметы-фигурки (различные виды динозавров);
- маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
- предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров», беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
- предметы-фигурки (люди);
- маркеры пространства (гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
- предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
- предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);
- маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
- предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
- предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
- предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.
Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-128472-1353741412.jpg)
Консультация для воспитателей по созданию игровых макетов
Игровые макеты для развития старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-611422-1427025264.jpg)
Создание игрового макета "Городок" по лего - конструированию в старшей группе "Непоседы" в процессе совместной деятельности детей и воспитателя.
Способствовать развитию игрового интереса детей в процессе игрового взаимодействия....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912739-1491229112.jpg)
Проект "Создание игровых макетов как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В настоящее время, к сожалению, игра, как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. М...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912739-1491229112.jpg)
Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"
Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/28/picture-496711-1732806303.jpg)
Практико-ориентированный проект: "Создание игрового макета «Наш детский сад» с использованием бросового материала".
Актуальность проектной работы по изготовлению макета "Наш детский сад":· Овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результатив...