"Организация подвижных игр в младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС."
методическая разработка (младшая группа) на тему
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
В практике детского сада широко используются сюжетно – ролевые игры, дидактические и др. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aleksandrova_s.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация подвижных игр в младшей группе в соответствии
с требованиями ФГОС.»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
В практике детского сада широко используются сюжетно – ролевые игры, дидактические и др. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить, прежде всего, на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений об окружающей жизни. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают как зайчики, в третьем - залезают на лестницу как пожарный. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность взаимодействия с детьми через образы, роли, которые они выполняют.
Бессюжетные игры разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки») и для небольших групп участников ( игры с предметами: «Кегли», а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды ( несложные игры - эстафеты). Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия такого задания определяются правилами.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игры – забавы, аттракционы, особо любимые детьми. Игры забавы – развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей коллективной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко можно наблюдать , как более старшие и самостоятельные походят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей поиграть вместе с ними. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно мотивировать малыша выполнить какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям других детей, он естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения. Это в свою очередь является предпосылкой для создания благоприятного психологического климата в группе. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме.
Дети 2- 3 лет чрезвычайно подвижны. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях. Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием гармоничного развития ребёнка, поэтому педагог должен позаботиться о создании развивающей предметно – пространственной среды как на площадке, так и в помещении: наличие свободного места, достаточное количество игрушек, стимулирующих движение детей и т.д.
Педагогу нужно уметь косвенно руководить самостоятельными играми детей. Наблюдая за ними, он должен для себя отметить, кто малоподвижен или, наоборот, слишком гиперактивен. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдёт занятие более спокойное. Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен стараться привлечь детей к совместным играм.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы ( кот, птичка); сказочные персонажи ( медведь, лиса); персонажи мультфильмов( Лунтик и т.д.). Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие чёткого согласования движений играющих. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определённой сосредоточенности внимания ( «Где звенит колокольчик», «Найди флажок»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Сотрудничество воспитателя с родителями детей младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДОО
В современной дошкольной организации, как и во все времена, актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Полноценное воспитание дошкольника происходит только ...
Конспект занятия в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС «Путешествие с солнышком».
Занятие помогает деткам развивать речевую активность; закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), количество предметов (один, много) ...
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе по теме: «Поиграем с пирамидками» Сенсорное развитие.
Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Конспект непрерывной образовател...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС «Путешествие с солнышком».
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС «Путешествие с солнышком»....
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по сенсорному развитию в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС «Веселое путешествие»
Цели: 1.Закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), количество и размер предметов (один, много, большой, маленький). 2.Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание уч...
"Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Аналитическая справка "предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС"...