Сотрудничество воспитателя с родителями детей младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДОО
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Фёдорова Марина Ивановна

В современной дошкольной организации, как и во все времена, актуальна проблема взаимодействия  детского сада и семьи.  Полноценное  воспитание   дошкольника происходит только в условиях  одновременного  влияния  семьи  и ДОО. В соответствии с «Законом об образовании РФ», который вступил в силу с 1 января 2013 г. родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Взаимодействие  с семьей  является важнейшим условием обеспечения  целостного развития личности ребенка.  Современным родителям приходится не легко из–за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах домашней педагогики и психологии. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране  десятилетиями  родители стремились к карьерному росту, а  ответственность за воспитание  ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.    Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Она часто нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, медицинских, юридических и других.  Многие родители традиционно опираются на свой жизненный  опыт, опыт своих родителей или знакомых.  Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает. Тогда  целесообразно обратиться за помощью к педагогам.   Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОО и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova_m.i._raspechatat.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

по теме: «Сотрудничество воспитателя с родителями детей младшей группы  в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:             1 сессия: с _30.03___ по __03.04____2015 года

                                              2 сессия с __06.04____по__10.04___2015 года

Выполнил (а):_Федорова Марина Ивановна,

воспитатель ГБОУ ООШ с.Песочное

с/п д/с «Ромашка»  м.р.  Безенчукский

2015г.

Актуальность. В современной дошкольной организации, как и во все времена, актуальна проблема взаимодействия  детского сада и семьи.  Полноценное  воспитание   дошкольника происходит только в условиях  одновременного  влияния  семьи  и ДОО. В соответствии с «Законом об образовании РФ», который вступил в силу с 1 января 2013 г. родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Взаимодействие  с семьей  является важнейшим условием обеспечения  целостного развития личности ребенка.  Современным родителям приходится не легко из–за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах домашней педагогики и психологии. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране  десятилетиями  родители стремились к карьерному росту, а  ответственность за воспитание  ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.    Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Она часто нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, медицинских, юридических и других.  Многие родители традиционно опираются на свой жизненный  опыт, опыт своих родителей или знакомых.  Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает. Тогда  целесообразно обратиться за помощью к педагогам.   Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОО и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности..

 В Законе «Об образовании» ст.18 записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.                     В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Новые задачи, встающие перед ДОО, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ей  решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основные цели и задачи.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм  в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам
    воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
    детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информировать участников образовательного процесса об актуальных задачах воспитания и
    обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию
    и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе;
  • поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным
    стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий
    для их удовлетворения в семье.
          

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание  и взаимоинформирование. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если воспитатель знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного
потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая
диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых
дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих
детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство
педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство
семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции,
ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами
(«Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали
друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка, о развитии детско-взрослых  отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении
либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов, семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов, а также переписки.

Стенды. На стендах размещается стратегическая , тактическая и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если
они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически
оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно
поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте
детского сада, а также в семейных календарях.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за
детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо
воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад,
но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую
общественность. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
Какие бы культурно-просветительские программы ни выбрали взрослые, важно, чтобы просвещение ориентировало родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.

Основными формами просвещения могут выступать: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.
Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания
взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.), привлекать к участию в планировании и формировании
содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования важно разрабатывать и реализовывать исходя из следующих принципов:

  • целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи
    образования родителей;
  • адресности — учета образовательных потребностей родителей;
  • доступности — учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;
  • индивидуализации — преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
  • участия  педагогов и родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Мастер-классы. Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам.
Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером,
экологом и др.).

Тренинг (по определению Б. Д. Карвасарского) — это совокупность
психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы. Тренинги может проводить как психолог детского сада, так и приглашенный специалист.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в
триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только
базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть
организована в разнообразных традиционных и инновационных формах
(акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль
общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому
творчеству.
Семейные художественные студии. Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи
воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера. Творческое взаимодействие педагога, детей
и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные
специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по
рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются
детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни
страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.
Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День
Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего
возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда
на празднике рядом с ними находятся родители.
Семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного
опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых
в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое
объединение нескольких семей и педагогов  может быть
создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников
культуры.
Семейный абонемент. Прекрасную возможность встречи с искусством способны предоставить семье детский сад и его партнеры — учреждения искусства и культуры, организующие встречу с искусством по
заранее составленным программам воскресного (субботнего) семейного
абонемента. Программы могут быть как комплексными, так и предметными, посвященными тому или иному виду искусства. Например, «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника», «Музей
и семья», «Семейные встречи в библиотеке» и др.
Семейная ассамблея. Семейная ассамблея — форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр.), привлекательную
как для детей, так и для взрослых.

Проводить ассамблеи можно в любое время года, летом — желательно на
открытом воздухе.

Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает
такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль
воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии
партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде»,
овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить
алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам
и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей
и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются
благодаря семейному календарю, который может помочь родителям
научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Сопровождающая инвариантная часть календаря, разрабатываемая воспитателями с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.); о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье; о музеях города и об организуемых выставках, рекомендации по проведению «дня музея» в семье; о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки и т.п.

Вторая, вариативная часть, планируемая семьей, может содержать
следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины), друзей семьи (в том числе друзей ребенка),
а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др.; о
семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.
Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности.
Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду.

Пособия для занятий с ребенком дома
Одним из важных преимуществ программы «От рождения до школы» является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком
дома — книгами серии «Школа Семи Гномов». Серия представляет собой
комплексную систему занятий с ребенком от рождения до школы. Для
каждого возраста издано 12 пособий, охватывающих все основные образовательные области и направления развития ребенка.
Педагоги дошкольных  образовательных организаций могут поддерживать образовательную деятельность, проводимую в рамках ДОО, домашними занятиями, рекомендуя родителям соответствующие пособия из серии  «Школа Семи Гномов». На информационной доске для родителей воспитатели могут указывать те разделы пособий, которые следует использовать для занятий на текущей неделе дома.
Пособия «Школы Семи Гномов» способствуют развитию совместного общения взрослого и ребенка, стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская страничка, представленная в каждом пособии, способствует повышению педагогической образованности родителей.
      Постепенно в результате совместной деятельности с родителями  у меня сложились доверительные отношения. Именно это взаимодействие позволило родителям осознать, что они нуждаются в помощи. Теперь родители  начали принимать мои советы как поддержку, а не как посягательство на свои права.  Мы стали союзниками. Совместная работа с родителями  привела к значительному улучшению отношений.  Родители наших воспитанников стали активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов.

Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. – М.,2013.
  2. Бехтерьев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. – М. – Воронеж, 1997.
  3. Детский  фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.
  4. Минкевич Л.В.  Родительские собрания в детском саду.  – М., 2012.
  5. Пиаже  Ж., Инельдер Б. Психология ребенка. – СПб., 2003.
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 10.01.2014г. № 08-10 « О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Соловейчик С. Педагогика для всех. – 2-е изд. – М.,2000
  8. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  9. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».
  10. Шнейдер Л.Б.  Семейная психология. – 2-е изд. – М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Родители и воспитатели- два берега одной реки. —Цель совместной работы с родителями: создания единой воспитательной среды  для  раскрытия потенциальных возможностей ребенка.Ус...

Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей...

Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей В соответствии с требованиями федерального государственного образов...

Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки  Консультация для воспитателейОсобенности речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС»  Подготовила в...

Консультация для воспитателей: «Готовность ребенка к школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Проблема  подготовки детей к обучению в школе  с введением  ФГОС ДО  остается актуальной, так как воспитатели  сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе...

Статья "Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей"

Робонен Виктория Сергеевна,Воспитатель ГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: в...