"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу"
презентация к уроку (старшая группа) по теме
Аннотация к компьютерной презентации практических достижений
профессиональной деятельности воспитателя Елецких М.В.
СЛАЙД 1
Вашему вниманию представляю свою « Визитную карточку».
СЛАЙД 2
Тема работы: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу»
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Развитие эмоциональное сферы детей занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности.
СЛАЙД 3
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Научно- исследовательские :
На протяжении последнего десятилетия проблема эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является объектом изучения многих исследователей: Запорожец А.В., Г.М.Бреслав, Я.З.Неверович , Л.П.Стрелкова , А.Е.Ольшанниковой, Л.С.Выготский.
Методические:
-Организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей
-Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы
-Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми
-Привлечение родителей для реализации плана
Организационно- педагогические:
-Обмен опытом с коллегами ДОУ
-Участие в РМО
-Публикации в СМИ
-Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ.RU, социальная сеть работников образования nsportal.ru.
СЛАЙД 4
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Тема, над которой я работала заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, т.к. именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
СЛАЙД 5
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретическая основа базируется на комплексном подходе в решении задач эмоциональной сферы детей (Л.С. Выготский,Г.М. Бреслав,А.В. Запорожец,Я.З. Неверович, Л.И. Божович).
Л.П.Стрелкова заметила, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
СЛАЙД 6
Цель моей работы:
повысить уровень эмоционального развития детей.
Цель достигается в решении следующих задач:
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами.
- Развитие внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения.
- Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение
- Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами.
- Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.
СЛАЙД 7
Ведущая идея моей педагогической деятельности в представляемой области, которую я хотела бы донести до коллег и родителей:
- Организация педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу.
СЛАЙД 8-11
Деятельностный аспект личного вклада воспитателя в развитие образования
Главный деятельностный аспект моего личного вклада в развитие образования состоит в том, что развитие эмоциональной сферы у детей осуществляется мноючерез взаимодействие сдетьми, педагогами и родителями.
Условиями для развития эмоциональной сферы воспитанников являются:
1) Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Картотека театрализованных игр;
- Видеотека русских народных сказок;
- Совместно с родителями изготовление «барометра настроения».
2) Формы работы с детьми:
- НОД;
- Совместная деятельность детей;
- Экскурсии;
- Театрализованные представления;
- Встречи с интересными людьми.
3) Формы работы с семьей:
- Проведение опросов;
- Совместные досуги, праздники, развлечения;
- Проведение родительского собрания по теме «Волшебный мир книги», консультации, игры – тренинги;
- Организация открытых просмотров, НОД и других видов деятельности.
СЛАЙД 12
Диапазон личного вклада воспитателя в развитие образования представлен:
- Циклом непосредственно образовательной деятельности
(с использованием ИКТ-технологии);
- Циклом игр, упражнений, направленных на социально-коммуникативное развитие;
- Проектом: « Хорошая книга - наш друг»;
- Консультативно-справочным материалом для педагогов и родителей (методические рекомендации по организации работы, картотекой театрализованных игр, мультимедийной презентацией).
СЛАЙД 13
Разрабатывая систему работы по данной теме , на начальном этапе я провела педагогическую диагностику эмоциональной сферы детей. Результаты составили: сформированно полностью – 8%; сформировано не полностью – 80%; не сформировано – 12%.
Проведя большую работу на развитие эмоциональных качеств детей и сделав промежуточную диагностику я выявила, что процентное соотношение сформированности данных качеств увеличилось на 25%.
Таким образом, на диаграмме видна положительная динамика развития эмоциональной сферы детей.
СЛАЙД 14
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Данные практические достижения могут быть использованы как начинающими педагогами, так и педагогами с высокой планкой мастерства.
Наиболее актуальным способом распространения опыта является интернет публикацмии, выступления на заседаниях РМО.
СЛАЙД 15
Мною были использованы в работе следующие источники информации:
- Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.
- Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.
- «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.
- Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
- Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
- Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23.
- Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
- Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г.
- Психология. Словарь/ Под. Ред. А.В.Петровского. – М.: 1990г.
- «Развитие» - знакомство с программой. М.: Уч. Центра им. Венгера Л.А.1990г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я.З.Неверович. – М. 1986г.
- Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
- Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г.
- http://maam.ru/"Маам.ру"- сайт для воспитателей детского сада.
- http://dohcolonok.ru/"Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.
- http://lukoshko.net/-Сайт «Лукошко сказок»
- Детский информационный портал--http://www.deti.religiousbook.org.ua/
В заключении хочется отметить большую воспитательную и развивающую роль художественной литературы в работе с детьми детского сада. Используя художественную литературу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников можно добиваться гармоничного развития личности ребенка.
Так как во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, в дальнейшембуду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитиюэмоциональной сферы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Визитная карточка» МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Елецких Марина Васильевна Место работы : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ромашка» Должность : Воспитатель Образование: Студентка 5 курса Муромского педагогического колледжа Награды: Благодарность УО администрации городского округа город Выкса, 2015 г. Профессиональное кредо: «За день нельзя изменить жизнь, но за день можно изменить мысли, которые изменят твою жизнь»
Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу» Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Развитие эмоциональной сферы детей занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности. МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка»
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Авторы теорий и аспектов в области педагогического образования Эмоциональное развитие А.В.Запорожец Г.М.Бреслав , Я.З.Неверович , Л.П.Стрелкова , А.Е.Ольшанниковой , Л.С.Выготский . Обмен опытом с коллегами ДОУ Участие в РМО Публикации в СМИ Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ.RU, социальная сеть работников образования nsportal.ru Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми Привлечение родителей для реализации плана Организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка»
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Снижение развития эмоционально-волевой сферы ребёнка; Отсутствие интереса к художественной литературе; Сложности формирования чувства сопереживания, желание, помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Комплексный подход в решении задач эмоциональной сферы детей рассматривали: Л. С. Выготский, Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович , Л.И.Божович . Изучением эффективных подходов речевого развития детей занимались: А. Г. Арушанова, А. Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др. Художетсвенную литературу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников изучали: Л.П.Стрелков а , А. Д. Кошелев а и др.
Цель и задачи концепции Цель : повысить уровень эмоционального развития детей. Задачи: Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами. Развитие внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения. Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами. Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей. МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка»
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Ведущая педагогическая идея Организация педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу.
Деятельностный аспект личного вклада воспитателя в развитие образования МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка»
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Условия для развития эмоциональной сферы воспитанников Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Условия для развития эмоциональной сферы воспитанников Формы работы с детьми:
Содержание работы с семьей: Наименование Цель Формы Информационно-аналитическая Выявление интересов, потребностей, запросов родителей уровня и педагогической грамотности. Проведение срезов и опросов. Досуговая Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, развлечения. Познавательная Ознакомление родителей с русской художественной литературой. Формирование у родителей практических навыков. Проведение родительского собрания по теме «Волшебный мир книги», консультации, игры –тренинги. Наглядно-информационная: информационно-ознакомительная, информационно-просветительская Ознакомление родителей с работой в группе, с преподнесением материала в зависимости от возраста детей. Организация открытых просмотров, НОД и других видов деятельности. МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Условия для развития эмоциональной сферы воспитанников
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Диапазон личного вклада воспитателя в развитие образования Опыт представлен: Циклом непосредственно образовательной деятельности(с использованием ИКТ-технологии ); Циклом игр, упражнений, направленных на социально-коммуникативное развитие; Проектом: «Хорошая книга - наш друг»; Консультативно-справочным материалом для педагогов и родителей (методические рекомендации по организации работы, картотекой театрализованных игр, мультимедийной презентацией).
Сравнительные результаты диагностики развития эмоциональных качеств детей МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» Педагогам Открытые просмотры Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Мастер - класс Семинар Детям Развивающая предметно-пространственнаясреда Родителям Консультации практикумы Совместная деятельность Педагогическое сообщество РМО воспитателей : Открытые просмотры - Сообщение из опыта работы Образовательный портал MAAM.RU : - Публикация опыта работы - nsportal.ru
Литература Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г. Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г. Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г. Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г. Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23. Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г. КряжеваН.Л . Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г. Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г. Психология. Словарь/ Под. Ред. А.В.Петровского. – М.: 1990г. «Развитие» - знакомство с программой. М.: Уч . Центра им. Венгера Л.А.1990г. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я.З.Неверович . – М. 1986г. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение Чистякова М. И. Психогимнастика . Просвещение, 1992г. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г. http://maam.ru/ " Маам.ру "- сайт для воспитателей детского сада. http://dohcolonok.ru/ "Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада. http://lukoshko.net/ -Сайт «Лукошко сказок» Детский информационный портал-- http :// www.deti.religiousbook.org.ua /
МБДОУ детский сад № 2 607061, Нижегородская обл., ул. Ульянова, здание №4 Телефоны: 6-18-34, 6-16-23 E-mail: Romashka-W@yandex.ru Web : http://romaschka-w.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...
Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"
Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...