ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Я работаю воспитателем в логопедической группе. В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках. В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Все мы знаем, что видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем как. Когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что движение – это преграда любой болезни.
Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря движению малышу открывается мир во всем разнообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если родители, педагоги возьмут к себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Работу по развитию обогащенного словарного запаса я включаю в любую форму двигательной активности: в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности при выполнении считалок, словесных игр, в малоподвижных играх со стихотворным текстом.
Я заметила, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованием многих крупнейших ученых. Точное динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, 2 головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ. Языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев является хорошим стимулом возникновения речи, но и дальнейшем ее совершенствования.
Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта – «Рука – это выдвинутый вперед человеческий мозг» Поэтому уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В своих занятиях и играх с детьми я часто включаю упражнения для развития мелкой моторики. Стараюсь у детей развивать координировать движение с речью. Стихотворение в упражнениях и играх подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением ног, рук, туловища.
Мне хочется рассказать о роли подвижных и малоподвижных игр в группе и на прогулке в развитии речи детей. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника – одно из главных средств
Физического и психического развития ребенка. Игровая деятельность к 5 – 6,7 годам постепенно переходит в учебную, игры продолжают занимать важное место, меняется лишь качество игр. Все большее значение приобретают игры коммуникативные, психокоррекционные и командные с элементами спорта. Одни игры имеют сюжет и роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роль отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемыми правилами, которые определяют последовательность, быстроту, ловкость их выполнения.
В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. В процессе создаются благоприятные условия для развития, совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, развития связной речи, а так-же привитие навыков жизни в коллективе.
В игре нельзя забывать о необходимости и о контроле за 3 физическим состоянием детей., дети не могут сами контролировать состояние здоровья.
Подвижные игры в основном коллективные. Поэтому вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, по сигналу быстро убегать или менять место, умение ориентироваться в пространстве, уметь договариваться, выражать свое мнение, умение пересказывать правила. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. В игре ребенок не стесняется говорить, любит заучивать и придумывать считалки, эммоционально играть и озвучивать свои роли, естесственно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение Правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представление о предметах и явлениях окружающего мира, о повадках и особенностях движений различных животных, птиц, звуков, о средствах передвижения и правилах движения, езде автомобиля, самолета. Сюжетные подвижные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых, робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.
Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись дополнительным средством психомоторной и речевой коррекции.
В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой деятельностью, улучшается способность к анализу, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях.
Дети с отклонением в физическом развитии на этапе
поступления в школу, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли учения. Поэтому одной из задач физического воспитания является к о р р р е к ц и о н н а я - способствующая исправлению речи.
Используется много игр. Приведу несколько.
Подвижные игры :
- «Лохматый пес»
- «Космонавты»
- «Мы веселые ребята»
- «Горелки»
- «Прятки»
- «Два Мороза»
Книга «Подвижные игры на прогулке»
Авторы Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева
Малоподвижные :
- «Стихотворения»
- «Говори»
- «Сказка про нас»
- «Мы едем, едем, едем…»
(Игры на гиперактивных детей)
Набор открыток с играми. Авторы: Елена Лютова-Робертс
Галина Манина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....
Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей.
В данной статье рассмотренны аспекты обучения детей музыке, исскуству с точки зрения психологов, педагогов, музыкантов. Если вы, уважаемые родители, сомневаетесь "надо ли обучать ребенка исскуству" - ...
Влияние мультфильмов, игр и игрушек на формирование сознания детей
Наши дети постоянно находятся под огромным психоэмоциональным и духовным давлением - в детском саду, в компании сверстников, во время просмотра телепередач.Особенно ощутим для них этот прессинг, когда...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Результаты влияния постмодернистского мировоззрения и Средств Массовой Информации на современных детей. Необходимость “влияния” работников дошкольных образовательных учреждений в вопросе призыва официальных представителей детей (родителей), к более тесн
В данной статье раскрываются результаты влияния современного постмодернистического мировоззрения и средств массовой информации на современного ребенка....