Статья "Воспитание воли у детей в семье"
статья (средняя группа) на тему

Куприянова Анна Игоревна

Все родители желают своим детям личного успеха и благополучия. Чтобы ребенок вырос прилежным, упорным и целеустремленным человеком, который способен самостоятельно принимать трудные решения, преодолевать трудности, родителям необходимо развивать и воспитывать у своего ребенка силу воли.

Почему волю нужно воспитывать с раннего детства? Если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не приучать их сдерживать некоторые неразумные желания, то и в дальнейшем им трудно будет приучать себя к систематическому труду и учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_voli_rebenka_v_seme.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание воли у детей в семье

Все родители желают своим детям личного успеха и благополучия. Чтобы ребенок вырос прилежным, упорным и целеустремленным человеком, который способен самостоятельно принимать трудные решения, преодолевать трудности, родителям необходимо развивать и воспитывать у своего ребенка силу воли.

Многие родители не знают, как правильно воспитывать своего ребёнка, как правильно развивать волю у ребёнка. Большинство из них совершают ошибки в воспитании детей, а те в свою очередь, вырастают нерешительными, слабовольными, неспособными преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка и, в частности, его воли.

Почему волю нужно воспитывать с раннего детства? Если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не приучать их сдерживать некоторые неразумные желания, то и в дальнейшем им трудно будет приучать себя к систематическому труду и учению.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.

Воля - не врожденное качество человека. Человек не рождается с готовой сильной или слабой волей, она не передается по наследству от родителей к детям. Воля формируется в процессе деятельности человека, и огромную роль в ее развитии играют условия жизни и воспитания. Если ребенок окружен чрезмерной опекой взрослых и ему не приходится прикладывать ни малейших усилий в достижении желаемого - вряд ли из этого ребенка вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Современные родители всю свою любовь к ребенку выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют к нему никаких требований, не дают ему никаких самостоятельных заданий, поручений. Маленький ребенок не может ещё сам ставить пред собой сознательные цели, ему указывают их и разъясняют родители.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1)  развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Она отмечает, что "сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными".

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение - это прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Для воспитания воли у ребенка необходимо твердо придерживаться определенных правил.

Прежде всего в каждой семье должен быть установлен продуманный порядок жизни ребенка, чтобы ребенок точно знал, что, как и когда он должен делать:  есть, гулять, ложиться спать, перед едой мыть руки, перед сном убрать игрушки и т.д.. Все это приучает ребенка к известной аккуратности и, тем самым, способствует формированию волевых черт его характера.

Влиять на ребенка нужно не от случая к случаю, а систематически и всегда в одном направлении. Это необходимо для воспитания культурных привычек и укрепления воли.

Домашний режим ребенка и требования выполнять его необходимо согласовывать с режимом и требованиями в детском саду. Если режим детского сада и режим семьи будут различны, то сознание, привычки, все поведение ребенка не будут целеустремленными, а воля его не будет укрепляться.

   У взрослых должен быть единый подход к ребенку. Ничего нет хуже, как разногласия между родителями в методах воспитания: один не разрешает, другой в это же время разрешает. У ребенка вырабатывается двойственность  в  поведении, хитрость и известное приспособленчество.

   Взрослым следует всегда быть честными с ребенком, т.е. всегда держать свое слово. А ведь часто бывает и так: чтобы утешить ребенка, ему обещают многое -  и конфет купить, и картинки показать, и на качелях покатать. Ребенок перестает плакать и капризничать, но ожидает выполнения обещанного. Взрослые же забывают о своем собственном обещании, не выполняют его. В результате ребенок привыкает не верить любым обещаниям родителей. И сам приучается легко давать обещания и не выполнять их. У него не воспитывается чувство ответственности за свое слово.

Воспитание самостоятельности ребенка - необходимое условие развития воли. Самостоятельность доставляет детям огромное удовлетворение. Стремление к самостоятельности говорит о том, что уже в самом раннем возрасте у ребенка появляются свои желания, порою наивные с точки зрения взрослого, свои цели, к которым он стремится. К этим проявлениям ребенка стоит относится с уважением, создавать условия для их упражнения, так как они служат почвой для воспитания воли. Первые обязанности ребенка - посильное для него обслуживание: самостоятельно одеться, убрать постель, почистить обувь и платье, позавтракать, поставить посуду на место, держать в порядке игрушки. В дальнейшем такие задания могут усложняться.

Не следует забывать, что игры являются прекрасным средством воспитания воли.

Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он был свободен от всяких обязанностей и ему все было разрешено только потому, что он маленький. Выполнение требований, пусть небольших, имеет огромное воспитательное значение. Поэтому с малых лет следует вселять в сознание ребенка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя.

   Надо постепенно воспитывать в ребенке уменье овладевать своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство страха, боли или обиды. Все это укрепляет, тренирует его волю.

   Чем старше ребенок, тем более повышенными должны быть требования к нему, тем шире следует использовать всякую возможность для воспитания его волевых качеств.

Задача воспитания воли состоит в развитии и закреплении положительных волевых качеств – целеустремленности, настойчивости, решительности, выносливости, дисциплинированности, самостоятельности и одновременно в борьбе с такими ее дефектами, как, например, внушаемостью и упрямством.

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели.

   Важно, чтобы родители знали, что от них в большой мере зависит - по какому пути пойдет развитие воли ребенка, и не упустили бы те годы жизни детей, когда закладываются волевые качества человека.

Литература

  1. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456с
  2. Непомнящая Н. Формирование воли//Дошкольное воспитание. - 1963. - № 9. - С. 36-41.
  3. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология http://adalin.mospsy.ru
  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  5. Урунтаева,  Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, ...

Консультация для педагогов "Условия воспитания воли у детей дошкольного возраста"

Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей....

Формирование воли у детей дошкольного возраста

Практический семенар для родителей, детей дошкольного возраста...

Роль взрослого в воспитании воли у детей

Консультативный материал для работы с родителями (законными представителями)...

Возможности воспитателя дошкольного учреждения в развитии воли у детей дошкольного возраста

Один из основных факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Одним из приемов может с...

Формирование воли у детей дошкольного возраста

Активизация внимания родителей о важности развития волевых качеств у детей дошкольного возраста как фактора профилактики зависимого поведения....

"Развитие воли у детей дошкольного возраста"

В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в...