Картотека пальчиковых игр.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Картотека
1. «Наши ручки» |
Спрятали ручки за спину |
2. «Кулачки» | Сложить кулачки обоих рук |
3. «Очки» | Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем. |
4. «Дождик, дождик» | Дети повернули ладошку кверху и |
5. «Пароход» | Дети обе сложенные ладони |
«Надоели нам дожди»
| Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»
|
7. «Ладушки, ладушки» | Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» |
8. «Рыбки» | Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова |
9. «Ноги ходят по дороге» | Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст
|
10. «Еду к деду, еду к бабе» | Дети катают карандаш между ладонями |
. «Катя гуляет» | Дети катают карандаш между ладонями |
12. «Белка» | Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: |
«Пришла весна» | Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста. |
14. «Капустка» | Движения ладонями вверх, вниз. |
15. «Лошадки» | Пальцы скачут по столу, |
16. «Хоровод среди цветов» | У ребенка в ладошках грецкий орех, |
17. «Колокольчики» | У ребенка в ладонях грецкий орех. |
18. «Будем пальчики считать» | Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. |
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. | |
20. «Дружат наши дети» | Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
21. «Моя семья» | По ходу чтения, загибается на ручке |
22. «На лужок» | Сгибают пальчики поочередно в кулачок. |
23. «Зима» Девочки и мальчики | Дети по очереди разгибают пальчики, |
24. «Зимняя прогулка» | Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
25. «На полянке дом стоит» | Сложить ладони домиком, так, чтобы |
26. «В детский сад идти пора» | Дети поочередно загибают пальчики
Дети машут кистями рук. |
27. «Сорока» | Указательный палец правой руки делает Поочередно, загибаем пальцы левой
Большой палец поднять вверх. |
28. «Из-за леса, из-за гор» | Пальчики передвигаются по столу с разным темпом. |
29. «В гости к большому пальчику» Вместе пальчики – друзья, | Поднять вверх большой пальчик Соединить вместе пальцы, которые перечисляются. Ритмично сжимать и разжимать кулак. |
30. «Мальчик-пальчик» | На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их. |
31. «Белка» | Пальчик с лисичкой кланяется |
32. «Улитка, улитка» | Сжать все пальчики в кулак. |
33. «Человечки» | Пальцы сначала одной руки бегут |
34. «Утята» | Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук. |
35. «Наш малыш» | Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого. |
36. «Встали наши пальчики» | Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец.
Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. |
37. «Полетели птички» | Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. |
38. «Повстречал ежонка еж» | Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. |
39. «За работу» | Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.
Энергично шевелить пальцами. |
40. «Ежик» | Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
41. «Две веселые лягушки» | Дети сжимают руки в кулачки и кладут |
42. | Дети сжимают пальцы в кулачки, |
43. «Пальчики» | Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки. |
44. «Мы рисуем бегемота» | Дети сгибают руки в локтях, |
45. «Пальцы в гости приходили» | Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. |
46. «Дятел» | Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. |
47. | Упражнение выполняют стоя. |
48. «Зайчата» | Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. |
49. «Карась» | Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево. |
50. С добрым утром! | Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. |
51. «Раз, два, три» На другой руке опять Раз, два, три, четыре, пять. | Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками. |
52. | Загибают поочередно пальчики правой и левой руки. |
53. «Веселые мышата» | Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает. |
54. «Скорее, мышка, домой»
| Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком. |
55. «Пальчик ест кашу» | Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика. |
56. | Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
57. | Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
58. «Пять пальчиков» | Дети показывают ладони, покачивают Поочередно загибают пальчики. |
59.«Пальцы – дружная семья» Мы рога козы покажем
И рога оленя даже..
Мы про зайку не забудем –
Чтобы четко говорить, | Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове. |
60.
А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал, | Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу. |
61. «Замок» Кто открыть его бы мог? Покрутили. Постучали И открыли.
| Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. |
62. «Апельсин» | Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
63. «Прятки» | Сжимание и разжимание пальцев. |
РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.
"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно.
Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
КОЛЬЦО. Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
ДОМ
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А.Барто
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
ЦЕПОЧКА
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
СКВОРЕЧНИК
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
ШАРИК
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки, Сели и заплакали...А.Шибаев
ЕЛКА
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
КОРЗИНКА
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
КОЛОКОЛЬЧИК
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?Е. Серова
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх.
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
МЫШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Маленький шарик
Под полом шарит.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА В НОРКЕ
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка, заинька дружок!
Посиди со мной часок. –
Ни минуты не могу –
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.
Ф.Бобылев
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.
В воде купался,
Да сух остался.
ПЕТУШОК
Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? Петушок.
КУРОЧКА
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Т. Волгина
ШМЕЛЬ
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Жужужу, жужужу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты. Женя, убежал?
Ю.Какотов
ЖУК
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
Два рога не бык,
Шесть ног без копыт.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
В. Тумайский
КРАБ
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню
ЗАМОК
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.
СЛОН
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
Б.Заходер
ДЕРЕВО
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка в слезы.
П.Воронько
ПТИЦА
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица грач.
ФИЛИН
Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
ВОЛК И ЛИСА
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Одна фигурка превращается в другую.
"Лизавета, здравствуй!"
"Как дела, зубастый?" –
"Хорошо идут дела,
Голова пока цела!"
КРОКОДИЛ
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки, до хвоста.
Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия в теневом театре.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ
Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.
ПАЛЬЧИКИ ПОЗДОРОВАЛИСЬ
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков
ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке. 3. Александров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...