Роль эмоционального общения в психическом развитии детей раннего возраста
статья на тему

Павлова Наталья Вячеславовна

В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. Общение часто ребенку заменяют  современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.

Роль эмоционального общения  в психическом развитии

детей раннего возраста

      В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения  для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.  

      Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3].  Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными  предметами.  Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.

     Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического  развития ребенка.

      О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека.  Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:

1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на  чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует  полноценному формированию личности и развитию ребенка.

2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.

3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.

4. Чрезмерная опека. Данный  тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.

     

      Так, при явном отвержении  дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.

         При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями.  В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.

       Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.

       Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом  для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет  дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.

       Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.        

           Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с  более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.

      В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах.  В современном технотезированном обществе часть  родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников.  Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и  сказывается на развитии ребенка, особенно речевом.  В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в  интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для  родительской позиции, называемой явное отвержение.

    Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.

    Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.

     Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
  2. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … - М., 2002.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо...

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Роль эмоционального общения в психическом развитии ребенка

В статье раскрыта роль эмоционального общения в развитии ребенка раннего возраста. Описаны четыре типа родительских позиций : 1) принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требоваельность; 4)...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...