Коррекция и развитие через движения
статья (старшая группа) на тему

Сильнягина Валентина Павловна

Коррекция проблем через движения. Коррекционная работа с детьми с ЗПР через движения в широком аспекте: двигательная активность, общая моторика, движения рук, глаз, тела, артикуляционных и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_i_razvitie_cherez_dvizheniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция и развитие через движения»

Актуальность проблемы:

Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. (Лебединская К.1982, И.Ф. Марковская, 1993 ,Г.Шевченко 1999)

Дети с ЗПР составляют значительную часть неуспевающих школьников.

Я работаю в специализированной группе с детьми, имеющие отклонения в психическом развитии.

Коррекционная работа в специализированной группе строится на основе коррекционно-развивающей направленности, по  программе "Типовая программа обучения детей с ЗПР" НИИ дефектологии АПН СССР 1989г., "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, "Программа обучения детей с ОНР" Т.Б.Филичеевой, Г.В.Чурсиной и др..

Характеристика детей группы ЗПР:

Состав группы с ЗПР разнородный по преобладающим дефектам. Основной проблемой являлись: низкая познавательная активность, гиперактивность,  гипервозбудимость.

83 -10                                      ОНР -1 -

90 -4                                        ОНР -2 -8

СДВГ -5                                  ОНР -3 -2

Дизартрия -10- нарушение произносительной стороны речи.

Цель: Коррекция и развитие детей через движения

Задачи:

 - Развитие познавательной активности;

 - Снятие синдрома двигательной активности;

 - Стимулировать развитие речи;

 - Нормализация тонуса мышц;

 - Улучшение функций рецепторов;

 -  Совершенствование двигательной активности; Укрепление здоровья; Социальная адаптация; Эмоционально - личностное становление; др.

 Реализация

  • Коррекционно-педагогическая деятельность специалистов и воспитателей строится на диагностической основе.
  • Задачи и образовательная программа детского сада реализуется педагогическим коллективом в нескольких направлениях:
    - через специальные занятия ( фронтальные занятия (Ф.З.), подгрупповые занятия (П.З.),
    малоподгруппые занятия - 2 - 3 ребенка (М.П.З.), индивидуальные занятия (И.З.),
    - с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;
    - через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия (закаливание, специальная гимнастика, деятельность психолога, досуги, экскурсии и др.)

Создана  специальная развивающая среды: система условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Движение рассматриваем в  широком аспекте: не только двигательная активность и общая моторика, но и движения мышц рук, тела, глаз, артикуляционных и т.д

Коррекция проблем через движения  (Сиротюк А.Л., Безруких , Макарьев).

В развивающей работе с детьми большое значение придаю

оптимизации тонуса мышц при помощи растяжек.

"Звезда","Снеговик", "Дерево".

Гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью.  Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушением сна, может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Кобра», «Растяжка по осям», «Лучики», «Дерево», «Кошечка» и т.д.  Ведут изменения в двигательной активности.

(Приложение 1)

Развивающая работа включает в себя различные виды массажей.
Систематический массаж улучшает функции рецепторов.

Оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин.

«Массаж ушных раковин»

Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину. Затем растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

      Приёмы массажа или самомассажа рук – это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук, ушей, стоп, спины.   Постукивание - повышают умственную работоспособность. (Приложение 2)

Развитие зрительного восприятия 

Глазодвигательные упражнения стимулируют пространственно-поисковую активность органов зрения.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. "Часики"

Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз по диагоналям, сведение глаз к центру. Каждое движение – в медленном темпе (от 3-до 7 секунд) с фиксацией. (Приложение 3)

Развитие тактильных ощущений.

Полезны упражнения на изучение и узнавание с закрытыми глазами различных предметов: ощупывание различных предметов и поверхностей. Работа с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами, упражнение с пуговицами

Развитие артикуляционных движений.

В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата.  Движения языка и губ становятся более точными. стимулируют речь, мышление и поведение. Движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками; Мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка; Движение нижней челюстью вправо-влево. (Приложение 4)

Создана специальная развивающая среда для полноценного сенсорного развития ребенка, а также  игровая, познавательная, продуктивная и др.

Развитие мелкой моторики рук.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для развития мелкой моторики рук использую упражнения:«Волна», «Колечко». 

Занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев). (Приложение 5)

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи Повышают  работоспособность, укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев.

Развитие сенсомоторных способностей способствует развитию познавательных функций, сенсорных систем. Способ компенсаторного повышения активности сохранных структур мозга и для восстановительной активации травмирующих участков.

Коммуникативные навыки развиваем посредством тактильных ощущений, они направлены на востановление и углубление контакта с собственным телом, "открытости" по отношению к партнеру.

Упражнения из логоритмики сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 

Гиперактивность и гипервозбудимость 

детей корректируем с помощью игр. (Приложение 6)

- Снятие мышечного напряжение рук, концентрация внимания

- Для снятия напряжения, возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

- Снижение агрессии, развитие чувственного восприятия

Результаты по выпуску детей в школу

Осуществляя коррекцию через движение, дети дали значительную динамику в развитии.  20% из них поступили в коррекционную школу  7 вида, остальные - 80% в массовую школу и "Перспектива". Снизилась заболеваемость с 2,1% до 1,2%.

Организация взаимодействия с семьей.

-консультативно-рекомендательная; информационно-просветительная; практические занятия для родителей; обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; организация обратной связи родителей с детским учреждением: "круглые столы", семинары, детские праздники и утренники.

При оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специального детского сада, задержка психического развития может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. Большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.

Своим опытом делились с моим коллегой на методическом объединении "Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях специализированного детского сада"

В настоящее время я разрабатываю проект "Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка".

   Целью проекта: Разработать динамичную индивидуальную развивающуюся коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Семинар - практикум "«Моторное (развитие основных движений, коррекция двигательных нарушений)"

 Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь...

«Нейропсихологический аспект коррекции речевых нарушений с помощью (через) движение»

У  детей  с  речевыми  нарушениями проявляется  функциональная  незрелость  головного  мозга (психики)  без  признаков  умственной отсталости (по...

Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация

Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмо...

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. На протяжении первых семи лет жизни он проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, кот...