профилактика дезадаптации детей
методическая разработка (младшая группа) на тему
профилактика и работа с детьми по поводу дезадаптации в доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профилактика дезадаптации детей в доу | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дезадаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Низкая компетентность взрослых в вопросах подготовки ребенка, страх перед детским садом (62%), привела нас к необходимости проведения дополнительной работы с родителями по подготовке, как взрослых, так и детей к детскому саду.
Эмоциональное состояние малыша в период адаптации зависит от многих факторов: насколько педагоги смогут влюбить в себя ребенка, родители поверят и "примут" воспитывающих взрослых в детском саду, сами будут готовы отдать ребенка, подготовят его психологически и физиологически.
Цель и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ
- Обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- Установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
- Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
- Снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
- Помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Вся работа проводится в три этапа:
- Прогностический (анкетирование, опрос, индивидуальные беседы). Приложение 1.
- Практический (лекции, памятки родителям, игры-занятия с детьми) Приложение 2.
- Диагностический (адаптационные карты для воспитателей, педагога-психолога, родителей) Приложение 3.
Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др. При анкетировании и беседах с родителями выявили несколько проблем:
1. Сам родитель морально и психологически не готов к тому, чтобы отдать своего ребенка кому-то;
- тревожность родителей за то, что ребенок такой слабый, его будут обижать, он будет болеть; или же, наоборот, ребенок - агрессивный, энергичный, поэтому мама переживает, что никому от него не будет покоя и это тоже плохо; малыш ничего не умеет делать;
- мама сама не знает, как подготовить ребенка к детскому саду, несмотря на то, что у нее достаточный уровень образованности. Но стремления самостоятельно повышать уровень педагогической культуры отсутствует.
2. В настоящее время имеется достаточное количество печатного материала, но разобраться в этом море информации родители не могут. Они не знают, как правильно выбрать необходимую литературу конкретно для своего ребенка.
3. Родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому взрослые заинтересованы лишь в том, чтобы как можно быстрее отдать малыша в детский и их не интересует, сколько времени и как он будет к нему привыкать.
4. Родители не задумываются о том, как процесс адаптации к детскому саду повлияет на адаптацию к школьной жизни. В то время как "Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми"
По результатам проведенного анкетирования выявляю для себя семьи воспитанников с проблемами в воспитании и развития. Данные анкетирования в дальнейшем использую в профилактической и консультативной работе с родителями.
Основываясь на полученных данных, на втором этапе мы разработали лекции, которые способствуют повышению педагогической компетентности родителя в вопросах подготовки детей к детскому саду, его психологическому комфорту и эмоциональному благополучию, безболезненному привыканию малыша к условиям детского сада.
Характеристика личностных, деловых, профессиональных качеств сотрудников способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями. Педагог - психолог дает понять родителям, что успех работы по адаптации целиком зависит от их непосредственного участия в этом процессе. Их роль на этот период значима и велика, без их участия добиться положительных результатов невозможно.
Родители получают пакет печатных материалов, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться дома с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста, стендовой информацией "Что делать, если:" и др.
Начиная посещать дошкольное учреждение дети включаются в совместную деятельность с педагогом-психологом.
Наиболее эффективным методом работы с детьми является игровая терапия, проводимая как индивидуально, так и в групповой форме.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, соверщенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому проводим игры-занятия не только в первые 2-3 месяца, но и на протяжении всего учебного года. Игры-занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю.
Активное участие в играх принимает воспитатель. В дальнейшем педагог использует разучиваемые потешки, стихи, игры в своей совместной образовательной деятельности.
На третьем этапе для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада выдаются адаптационные карты педагогу-психологу, педагогам и родителям. Они наблюдают за детьми дома, фиксированные данные представляют в детский сад для выявления степени адаптации.
По наблюдениям психолога, воспитателей и родителей определяется круг детей, нуждающихся в помощи.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят заместитель заведующего по методической работе, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируется уровень адаптированности детей к ДОУ, при необходимости намечается дальнейшая работа с родителями и детьми со средней степенью адаптации.
Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Повысилась педагогическая компетентность в вопросах воспитания собственного ребенка. Они научились принимать малыша таким, какой он есть, ценить его уникальность. Родители чаще стали обращаться за рекомендациями к педагогу-психологу и узким специалистам. На 30% повысился уровень посещаемости родителями различных мероприятий в группе и в детском саду.
Снизился уровень тревожности родителей к детскому саду. Появилось стремление быть помощником для воспитателя и опорой для ребенка в сложный для него период.
Эти данные позволяют судить о правильно выстроенной работе педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
Педагог- психолог: Г. С. Галушкина______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в созд...
Профилактика дезадаптации детей раннего возраста
Дезадаптация представляет собой нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, связанное с отвыканием от одних привычных условий жизни и привыканием к другим. Одним из важнейших напр...
Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада.
Материал об опыте сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения с использованием сенсорной комнаты....
Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/...
Консультация для педагогов Тема «Профилактика дезадаптации детей поступающих в ДОУ»
Консультация для педагогов Тема «Профилактика дезадаптации детей поступающих в ДОУ»...
Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Материал изложен в форме презентации.Скачать презентацию проекта можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/?webgl=0...
20 рекомендаций для родителей по профилактике дезадаптации детей к детскому саду
20 рекомендаций для родителей по профилактике дезадаптации детей к детскому саду...