Нравственно-патриотическое воспитание
статья (старшая группа) на тему

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в услових ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Лазаренко В.М. воспитатель

Манахова Е.А. воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 21 города Кировска»

 «Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье,

 к своему жилищу и своему детскому саду.

постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к ее истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Лихачев Д.С.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире, актуальна и сложна. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает  формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее стандарта) является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

 На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и нравственно- патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность  участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитательных направлений на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Цель нравственно-патриотического воспитания, которую мы перед собой поставили – это воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему трудом и защищать его интересы.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы выделили задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
  2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  3. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края.
  4. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей. Чувства собственного достоинства, как представителям своего народа, и тоталитарного отношения к представителям других национальностей.

Для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности в группе должны быть созданы определенные условия. Это цель психолого – педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии со Стандартом: уголок патриотического воспитания (герб, флаг, гимн, портрет президента России В. В. Путина, глобус, литература и альбомы по теме  и другое). В детском саду имеется мини-музей по нравственно-патриотическому воспитанию, где собран материал о прошлом и настоящем города Кировска (Хибиногорска), о людях труда, коллекция природных ископаемых и другое. В книжном уголке много литературы по теме (фольклор, художественная литература). А как известно, в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В уголке природы собран материал по природоведческой тематике, которая помогает привить детям любовь к природе, способствует осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой, формирует желание беречь природу, развивать экологическое мышление, эстетическое отношение к окружающей действительности.

В своей работе по теме выделили следующие компоненты нравственно-патриотического воспитания:

  1. Содержательный (представление ребенка об окружающем мире):

- о культуре народа, его традициях, творчестве;

- о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

- об истории страны, отраженной в названии улиц, памятниках;

- о символике родного горда и страны (герб, гимн, флаг).

2.  Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

- интерес к жизни родного города и страны;

- гордость за достижения своей страны;

- уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

-восхищение народным творчеством;

- любовь к родной природе и родному языку;

- уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3. Деятельный (отражение отношения к миру в деятельности воспитанников):

- тру;

- игра;

- продуктивная деятельность;

- художественно-эстетическая деятельность;

- познавательная деятельность.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию проводили в два этапа:

- воспитание любви к малой Родине (к семье, дому, детскому саду, улице, городу);

- воспитание патриотических чувств к своей стране.

Подходя комплексно к развитию ребенка в процессе осуществления интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольника, начли свою работ ус ознакомления с малой Родиной. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» так писал российский академик Д.С. Лихачев. Работа эта начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, области. Если дети ощущают сердечное тепло, внимание заботу со стороны родных и близких в своей семье, в детском саду, в том месте, где они родились, тогда в их душе рождаются чувства любви и привязанности к матери, к отцу, друзьям, к родному краю, которое в будущем перерастет в любовь и уважение к своей стране. В своей работе часто использовали тематические беседы:  «Моя семья», «Семья вместе и сердце на месте», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (о профессиях), «Мои бабушка и дедушка», «Маленькие помощники», «Я люблю свой город», «Моя улица», «Природа Заполярья» и многое другое. Проводились экскурсии: в мини-музей детского сада, в городской краеведческий музей, к памятному знаку погибших героев, на городскую площадь, по микрорайону, в городской парк и другие. Детей знакомили с тематическими произведениями о прошлом и настоящем города. О природе севера, о людях труда. Настольной книгой стала для нас книга И. Ядринцевой «Кировск –гор Хибинских сердце» с большой любовью собирали дети фотоальбом «Мой родной Кировск», пополняли экспозиции мини-музея детского сада, выпускали фотогазеты к праздникам. Наши дети участвовали в городской акции «Кормушки для птиц», где стали лауреатами. Подобная акция проводилась и на уровне детского сада, кормушки дети развешивали на территории сада и в парке. Совместные праздники и вечера развлечений способствовали воспитанию нравственно-патриотических чувств: «Мамин день 8 марта», «День Матери», «День защитника Отечества», «9 Мая», «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья» и многое другое. Проводили  конкурсы совместного рисунка: «Мой любимый город», «Моя улица», «За что я люблю свой город» и т.д.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к малой Родине и постепенно расширяясь эта любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются, способности и таланты юных граждан, готовят их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Патриотизм в детях надо пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Любовь к Родине детям прививали через беседы, чтение литературы, экскурсии, подготовку и участие в праздниках. Углубляли и уточняли представления о Родине – России, о флаге, гербе, гимне, о Москве – главном городе, столице России. Поддерживали интерес к событиям, происходящим в стране и мире, воспитывали чувство гордости за свою страну, расширяли знания детей о государственных праздниках. Рассказывали детям о Земле – как о нашем общем доме, поэтому люди должны жить в мире со всеми.

Формирование нравственно- патриотических чувств проходит у нас в тесной связи с семьей. Именно родители являются для ребенка примером своего отношения к Родине, к труду, к нашей истории и другим людям. Они оказывают нам помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, сбору материала для фотогазет, альбомов, экспозиций мини-музея и т.д. родители активно участвуют в совместной проектной деятельности, в совместных творческих выставках на всех уровнях, конкурсах, праздниках и развлечениях.

Проделанная работа принесла хорошие результаты. У воспитанников расширился кругозор, повысилась познавательная активность, они проявляют интерес ко всему, что касается родного края и его жителям, к природе, истории края, достопримечательностям. Чувство гордости за достижения страны, своего города проявляется в добрых делах и поступках. Дети бережно стали относиться к природе, к животным, участвуют в озеленении детского сада, подкармливают птиц зимой, делают с родителями кормушки, скворечники. Уважительно относятся к труду взрослых, помогают по мере возможности, изготавливают подарки к праздникам своим родным, сотрудникам детского сада и т.д.

Работая совместно с родителями  смогли поселить и взрастить в наших воспитанниках семена любви к семье, к родному дому, к родной природе, к Родине, к истории и культуре нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...