Особенности развития мышления у детей раннего возраста
презентация на тему
методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми раннего возраста по развитию мышления на разных этапах его развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balykina_osobennosti_razvitiya_myshleniya_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Балыкина, воспитатель
«Особенности развития мышления у детей раннего возраста»
Уважаемые коллеги! Нам известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь: кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть проводит собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка.
Поэтому в этом возрасте развитию мышления нужно уделить особое внимание.
В возрасте полутора лет ребенок понимает, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по цвету, форме или размеру. Для развития мышления на этом этапе его нужно учить искать сходство и отличие между предметами.
Второе полугодие проходит еще интереснее. Развитие мышления ребенка переходит на новый уровень. Он начинает использовать речь не только с целью общения, но и для решения логических задач, хотя ей еще долго до интеллектуальной, но, тем не менее, это серьезное достижение.
Благодаря языку, дети начинают мыслить обобщенно. Первые обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство. Например, в полтора года малыш называет одним словом «киса» и кошку, и пушистого щенка, и все меховые вещи.
Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»).
Поскольку мы заговорили о речи, то строки Роберта Рождественского из цикла «Алешкины мысли» ярко отражают мысли малыша:
Все меня настырно учат – от зари и до зари: - это – мама, это – туча! Это – ложка! Повтори! Ну а я в ответ молчу. Или – изредка – мычу. Говорить я не у-ме-ю, а не то что – не хочу… Только все это – до срока. День придет, чего скрывать. Буду я ходить и громко все на свете называть! Назову я птицей- птицу, дымом – дым, травой – траву. И горчицею – горчицу, вспомнив, сразу назову…Назову я домом – дом, маму – мамой, ложку – ложкой… «Помолчал бы ты немножко», сами скажете потом.
Уважаемые педагоги, необходимо помнить, что именно сейчас ребенку очень важна наша помощь. Ведь даже взрослому иногда трудно определить назначение незнакомой вещи. А ребенку и подавно. Поэтому старайтесь не только объяснить малышу назначение того или иного предмета, но и учите его экспериментировать. Например, малыш научился насыпать песок в ведерко. Теперь подскажите, что его можно перевернуть. Результат его должен порадовать. А в следующий раз он уже сам будет пытаться экспериментировать.
Но хочу отметить важный момент: не следует давать полуторагодовалому малышу игры для трехлетних детей. В основе игр должен лежать только накопленный опыт и постепенно добавляться новая информация.
Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста
1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.
1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.
2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т.д.
Советы родителям по раннему возрасту.
- Сопровождайте игры простыми и понятными для ребенка стишками, считалками. Они помогут создать игровую атмосферу.
- Как можно больше двигайтесь в процессе игры. Так малыш не будет быстро уставать.
- Занятия проводите не чаще двух раз в неделю. Это нужно для того, чтобы ребенок успевал усвоить знания, полученные в прошлый раз.
Придерживаясь таких простых советов, вы создадите благоприятные условия для развития мыслительной деятельности у своего ребенка.
Упражнения для развития логического мышления у детей раннего возраста
Исключить лишнее. Положить перед малышом ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения и т.п. Среди них положить один, который не относится к этой группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение.
Чего не хватает? Ну, пора бы и порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у карапуза: Все? Рисунок готов? А чего не хватает?
Используемые источники:
- М.А. Васильева Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста. Комплексные занятия. Издательство «Учитель». Волгоград, 2011
- Андрей и Ольга Дружинины Как развивать интеллект вашего малыша. Ребенок от рождения до школы. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005
- Интернет-ресурсы: статья «Развиваем мышление у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».
Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...
Особенности развития коммуникации у детей раннего возраста
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особойформы взаимодействия между взрослым и ребенком, а такжемежду ребёнком и другими людьми.Именно коммуникация, основным средством, которого являетс...
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский...
консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"
Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения мышления....
"Размышляй-ка" (развитие мышления у детей раннего возраста)
Игра-занятие по развитию мышления у детей раннего возраста...
Статья. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых Л.А. Венгера , Л.С. Выготского , И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формировани...
Игры на формирование и развитие мышления для детей раннего возраста
В материале представлена краткая характеристика особенностей развития мышления у детей раннего возраста, 2-3 года и игры на формирование и развитие мышления....