Детские музыкальные инструменты, способы игры на них
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Глазова Ольга Юрьевна

Консультация предназначена для воспитателей групп всех дошкольных возрастов

Для достижения положительного результата в музыкальном развитии детей необходим тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя, который должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного музыкального развития детей. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, использует музыку в повседневной жизни, поэтому педагог должен обладать определенным объемом музыкально-эстетических знаний и определенными специальными умениями. В представленном материале подробно описаны самые распространенные детские музыкальные инструмены, способы игры на них изложены в доступном для понимания виде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детские музыкальные инструменты,
способы игры на них

Консультация для воспитателей

Для достижения положительного результата в музыкальном развитии детей необходим тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя, который должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, использует музыку в повседневной жизни (занятия по изодеятельности, физкультурные занятия, музыка на прогулке, организует музыкально-дидактические игры и т.д.) Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально – эстетических знаний, определёнными специальными умениями.

Вовлекая ребёнка в сферу музыки, особая роль отводится детским музыкальным инструментам. Именно инструментальное музицирование (инструментальная игра в её простейшем элементарно – импровизационном виде) является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им ребёнок с самого раннего возраста приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с его помощью окружающую действительность. В процессе элементарного музицирования  совершенствуются эстетические чувства ребёнка, формируются, развиваются его музыкальные и общие способности (воля, внимание, настойчивость, мышление и др.) Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику, развивает координацию движений. Если говорить о совместном музицировании, то развиваются коммуникативные качества, формируются представления о средствах музыкальной выразительности. Существует множество возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольном учреждении. Это коллективное исполнение музыки в детском оркестре  или индивидуальное музицирование в часы досуга. Детские инструменты нередко являются как бы подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя и носят иногда их название. Детские инструменты должны, быть доступными детям по размеру и весу, простыми по конструкции и достаточно прочными, должны быть настроенными и чисто звучать.

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания, существует определённая классификация музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.


Характеристика детских музыкальных инструментов
и приёмов звукоизвлечения на них.

На струнных детских музыкальных инструментах звук извлекается с помощью медиатора или в процессе касания струн инструмента пальцами. Это такие инструменты, как цитра, гусли, цимбалы, арфа, балалайка.

В работе с детьми чаще всего используется цитра. Это струнный щипковый инструмент, состоящий из плоского деревянного корпуса с резонаторным отверстием и натянутыми струнами различной длины и толщины.

Арфа - струнный щипковый инструмент (один из самых древних) Представляет собой деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной, внутри которой натянуты струны.

Детские гусли – струнный щипковый инструмент с четырёхугольным корпусом неправильной формы, на которой натянуты струны. Во время игры инструмент держат на коленях. Звук извлекается щипком правой рукой. Пальцами левой руки глушат ненужные звуки.

Цимбала и цитра – это диатонические инструменты. Внешне тот и другой выглядят как плоский ящик со струнами, натянутыми на колки, укреплённые на раме. Цимбалы имеют 15 струн, настроенных от ля первой октавы до ля третьей по ступеням ля мажора. Цитра настроена по ступеням звукоряда до мажора. У обоих инструментов нежное, мягкое, негромкое звучание. Звук извлекается щипком или медиатором. Медиатор держат большим и указательным пальцами правой руки. Играть можно сидя или стоя. Инструмент устанавливают на столе или подставке. Настраивают специальным ключом. Подстройку необходимо производить регулярно. При обучении игре на этих инструментах довольно быстрого исполнительского эффекта можно достичь при помощи подкладных листов – трафаретов с нотной записью. Такие трафареты можно легко изготовить самим. После недолгой тренировки дети с лёгкостью исполняют схематично записанные партии.

Звук на духовых музыкальных инструментах извлекается с помощью вдувания воздуха в трубку инструмента. К духовым инструментам относятся флейта, триола, губная гармошка, свистулька, дудочка.

Триола – разновидность мелодики с цветными клавишами. Первые клавиши – «ре», «фа диез», «соль» и далее звукоряд соль – мажора. Таким образом, на триоле можно исполнять мелодии в соль – мажоре и частично в других тональностях. Клавиши нажимают правой рукой. Звукоизвлечение осуществляется путём вдувания воздуха через мундштук с одновременным нажатием клавиш. Инструмент во время игры следует держать левой рукой, слегка наклонив вниз. При этом четыре пальца охватывают корпус инструмента сверху, а большой упирается в корпус снизу. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука свободно передвигается по клавиатуре. Тембр триолы напоминает звучание аккордеона.

Свирель (дети называют её дудочкой) – представляет собой открытую с одного конца трубку, в противоположный конец которой вставляется пробка с отверстием – свистящее устройство. Изготавливается инструмент из камыша, бамбука, чаще всего из дерева. На корпусе свирели имеются пальцевые отверстия, закрывая которые по очереди, исполнитель получает нужные звуки.

Окарина (свистулька) – примитивный свистковый инструмент, изготовленный из глины. Форма может быть самой разнообразной (в виде птиц, животных) На корпусе имеются отверстия, закрывая их пальцами можно менять высоту звучания.

Казу – инструмент, похожий на большую свистульку, но на корпусе не множество отверстий, а одно большое и оно полу- закрытое. В казу надо петь, можно любым голосом (низким или высоким, грустным или весёлым, можно визжать или пищать, можно воспроизвести какой -то ритмический рисунок)  Аналог этому инструменту – расчёска с папиросной бумагой.

На ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударами рукой или палочками. К ударным музыкальным инструментам относятся следующие инструменты, имеющие звукоряд (ксилофоны, металлофоны) и не имеющие звукоряда (бубны, барабаны, маракасы, кастаньеты, треугольники, тарелки, деревянные ложки).

Ксилофон – ударный мелодический инструмент, в корпусе которого расположены деревянные пластины разной длины, соединённые между собой шнуром. Играют на инструменте двумя палочками (молоточками) с шарообразными наконечниками. Удар должен быть лёгким, а кисть руки свободной.

Металлофон - ударный мелодический инструмент, имеющий звукоряд. На корпусе инструмента находятся металлические пластинки, помещённые на лёгкие жгуты. Звук извлекают палочками (молоточками). Молоточек следует держать так, чтобы он лежал на средней части указательного пальца. Ударять молоточком следует посередине пластины, не задерживаясь на ней. Во время игры металлофон располагается на небольшой подставке или на коленях.

Барабан – ударный музыкальный инструмент. Представляет собой полый корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Звук извлекается с помощью удара по мембране палочками или с помощью трения, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары – акценты и последовательности ударов, подчёркивающие различные ритмические рисунки. Для игры барабан можно поставить на специальную подставку. Детские барабаны обычно подвешивают на шнурок или ремешок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана приходилась несколько ниже пояса исполнителя. В таком виде их можно использовать при ходьбе и в играх. Плоскость барабана, установленного на подставке, должна быть наклонена под небольшим углом в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. .

Бубен – разновидность одномембранного барабана. Имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны. По окружности бубна в специальные вырезы вмонтированы металлические тарелочки. Звук извлекается ударами по мембране пальцами, ладонью или с помощью встряхивания инструмента. На бубне играют обычно стоя. Иногда к внутренней стороне обечайки подвешиваются бубенцы. В этом случае удары сопровождаются звоном.

Маракас – погремушка. Представляет собой пустотелый округлый или овальный сосуд, наполненный мелкими бусинками, камешками и т. д. Звукоизвлечение осуществляется с помощью встряхивания инструмента. Как ритмический инструмент обладает богатыми возможностями.

Треугольник - ударный музыкальный инструмент. Представляет собой стальной прут, диаметром 8 – 10 мм, согнутый в форме треугольника, не замкнутого в одном из углов. Звук извлекается с помощью металлической палочки. Прикосновением руки к инструменту звук может заглушаться. Для получения тихого звука палочкой ударяют по верхней части одной из боковых сторон. Громкий звук получается при ударе палочкой по основанию треугольника. При быстром чередовании звуков ударяют палочкой по обеим боковым сторонам инструмента.

Трещотка – русский народный шумовой инструмент. Представляет собой комплект из 14 - 20 деревянных планок, длиной 13-15 см,
шириной 5-7 см. Планки нанизываются на два шнурка. Между ними в верхней части вставлены деревянные прокладки. При игре концы шнура берут в обе руки (как гармошку), резким или плавным движением ударяют планки свободными концами одна о другую, получаются щёлкающие звуки, которые используются как ритмическое сопровождение мелодии.

Тарелки – ударный металлический самозвучащий инструмент. Состоит из двух медных дисков (средний диаметр 40 см.) с углублением в центре. В отверстие в центре продета петля, за которую держит инструмент исполнитель. Звук извлекается ударом тарелок друг о друга прямым горизонтальным или скользящим вертикальным движением с небольшим размахом. Чтобы погасить звук, тарелки прикладывают к коленям.

Ложки (деревянные)– русский народный ударный инструмент. Держат за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков. Либо, положив одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь, ударяют по ней другой, получая более «округлые» звуки. Известно немало и других способов игры на ложках. Динамика регулируется силой удара.

Для успешного развития детей в творческом музицировании важно воспитать у них потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как отдых, как досуг, как средство самовыражения, общения, средство релаксации. Такого результата можно добиться только при условии глубокой эмоциональной поддержки состояния радости при встрече с музыкой – для всех детей, независимо от их способностей. С этой целью педагог создаёт ситуацию успеха, подбирает музыкальный репертуар, который нравится детям, поддерживает желание в самостоятельной импровизации. Педагог поощряет желания детей самостоятельно включаться в любительское музицирование вне занятий, развивает способности к музицированию экспромтом.

Музыкальный руководитель ОДОД ГБОУ гимназии № 66
Приморского района Санкт-Петербурга
Глазова О. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...