Родительское собрание "Роль этикета в воспитании детей"
методическая разработка по теме

Люсина Наталья Владимировна

Культура поведения .Правила поведения в гостях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu_etiket_2_ml.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание

во 2 младшей группе                                                                                   на тему:

«Роль этикета в воспитании детей»

 

Цель:

Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».

Задачи:

  • Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;
  • Добиваться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений;
  • Способствовать созданию положительного микроклимата в группе.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет.

Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании детей».

Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.

Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.

Вопрос  к родителям: «Как можно объяснить понятие «культурная  семья»? (Высказывания родителей).

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским  способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь, читаете – все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

Ребенка необходимо учить:

Общению со взрослыми
Общению со сверстниками
Культуре речи
Культуре поведения

Обсуждение вопросов этикета будет проходить во время игры - КВН. Участвуют  2 команды.

Стихотворение «Что такое этикет?» (А. Степанов)

Это можно,
Это нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике.
- У людей на языке…
Очень просто
Жить культурно:
Все прекрасно,
Что не дурно.

Конкурс 1: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Кто первым должен поздороваться?
Какие слова- приветствия вы знаете?
Всем ли можно говорить слово «привет»?

Этикетная задачка 1

В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой  Нехочухе  женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал  Нехочуха  воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?

Ответ: Нехочуха  должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Этикетная задачка 2

Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Конкурс 2: «Поговорим по телефону»

Загадка

Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно, ...
(телефон)

Игровая ситуация «Поговорим по телефону»

Позвонить маме на работу (отвечает не мама);
Позвонить другу (сверстнику), позвать идти гулять;
Позвонить в библиотеку. Узнать, есть ли книжка «Аленький цветочек»;
Позвонить в магазин. Узнать, привезли или нет молоко.

Игра «Испорченный телефон».

Конкурс 3: «Музыкальный»

Вспомнить песни, где упоминаются слова вежливого обращения («Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся», «…так, пожалуйста, будь добра…», «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь…», «..пожалуйста не плачь…»

Конкурс 4: «Чтобы гости не скучали»

Сказочная этикетная задачка:

Поросенок пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел. Знает ли поросенок секреты этикета?

Веселые загадки

Угадайте, кто из сказочных героев любит ходить в гости, а кто принимает гостей?

По лесной тропинке девочка идет,
Сладости в корзинке бабушке несет.
                                               (Красная шапочка)

По полю пошла
И копеечку нашла.
Побежала на базар
И купила самовар.
Пригласила всех на чай…
Кто же это, отвечай?
                                        (Муха-Цокотуха)

Он ходит в гости по утрам,
Поет он песни вслух.
Не сложно догадаться нам,
Что это …
                                             (Винни Пух)

У него за спиной
Есть моторчик заводной,
Он торопится, спешит,
В гости к Малышу летит.
Обожает он варенье,
Торты, плюшки и печенье.
                                                     (Карлсон)

Конкурс 5: «Слова вежливого обращения»

Назвать слова вежливого обращения.
Игровая ситуация «Магазин» (купить игрушку).
Игровая ситуация «Новая игрушка» (попросить разрешения посмотреть).

Конкурс 6: «Приятного аппетита»

Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом:

Есть и пить надо … (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

Не склоняться низко … (над тарелкой), лишь слегка наклонить … (голову);

На столе лежат только кисти рук, локти… (на стол не ставим);

Обе руки либо свободны, либо … (заняты): нож в правой руке – вилка                       (в левой);

Если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку);

Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола … (поднимем ее); За столом нельзя говорить … (громко или с полным ртом);

Не спешим в еде, но и не сидим … (долго) за одним блюдом);

Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами … («Спасибо, очень вкусно!», «Обед был просто замечательным!», «Какой прекрасный обед», «Спасибо, все было очень вкусно!», «Мамочка, ты у нас самый лучший повар!»

Этикетная задачка 1: игровое упражнение «Косточка»

Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания «скатерть – самообслужка»  (рис, кекс, лук, батон, масло).

Подведение итогов:

Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.

Уважаемые родители, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения.   Будьте для детей примером.

 

Хороший пример заразителен

 

 

Детство, как всем хорошо известно, сензитивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Итальянский педагог Мария Монтессори (которая, собственно, одной из первых определила границы сензитивных периодов развития и восприятия у детей) отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого развития. Сензитивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5 - 6 лет. Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.

Что именно должны вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей, никаких прописанных постулатов не существует и маловероятно, что они будут когда-нибудь узаконены. Но любой взрослый человек, который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития активной речи, прививка у ребенка культуры общения - очень важный момент в его социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?

         Важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику (Здравствуйте - от слова «здравие»).

Очень часто в детском саду родители отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.

Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определённых норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой нет и какой линии поведения стоит придерживаться. Поведение у детей не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного или прочитанного. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он вынужден равняться на взрослых.

В заключении хочется вспомнить такие слова Порфирия Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь».

Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно.

PS

Сензитивный  период развития ребёнка — период, в пределах которого у ребёнка складываются самые благоприятные условия для формирования определенных качеств, психологических свойств и различных видов поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча «Роль этикета в воспитании детей»

Привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания дошкольников....

Сценарий родительского собрания «Роль этикета в воспитании детей»

Сценарий родительского собрания «Роль этикета в воспитании детей»...

Родительское собрание "Семейный этикет"

Консультация для родителей по  воспитанию детей. Рекомендации по семейному этикету....

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...

Родительское собрание "Роль этикета в воспитании детей"

Родительское собрание КВН"Роль этикета в воспитании детей"...

Сценарий родительского собрания «Роль этикета в воспитании детей»

Сценарий родительского  собрания «Роль этикета в воспитании детей»...