Картотека обучающих ситуаций по трудовому воспитанию
картотека (старшая группа) на тему

 

КАРТОТЕКА ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

(по материалам Сайгушевой Л.И.  “Технологии приобщения дошкольников к труду”)

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СИТУАЦИИ

№1

1) Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы

- Кто из детей вашей группы лучше всех трудится и почему ты так считаешь?

- Что значит хорошо трудиться?

2) Нарисовать, что значит хорошо трудиться. После рисования предложить рассказать: что нарисовал; кого нарисовал; что они делают; как они трудятся.

№2

Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации к стихотворению С. Михалкова “Строим”:

- Что делают дети?

- Есть ли среди изображенных на картинке детей те, которые трудятся? Покажи их.

- А как ты догадался, что они трудятся?

- как дети трудятся?

№3

Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию художника В. Чижикова “Наш праздник”.

Посмотрим внимательно на картинку, она называется “Мы готовимся к празднику”, ответь:

- Как дети готовятся к празднику? Что они делают?

- Есть ли дети, которые трудятся? Покажи их.

- Как ты догадался, что они трудятся?

- Как дети трудятся?

№4

Педагог спрашивает у ребенка:

Как ты понимаешь пословицу: “Закончил дело – гуляй смело”?

№5

Педагог предлагает ребенку послушать стихотворение Ю.Тувима “Все для всех”:

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба,

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

 Вопросы к ребенку:

- Как бы ты назвал стихотворение?

- Как ты считаешь, почему Юлиан Тувим назвал свое стихотворение “Все для всех”?

№6

Педагог спрашивает у ребенка:

Как ты понимаешь пословицу: “Без труда не вынешь и рыбки из труда?”

№7

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ-коллизию:

Во время занятия по аппликации дети вырезали ромашку и приклеивали ее на бумагу. Вырезали ромашку и девочки Маша и Дина. Маша торопливо вырезала из бумаги стебелек, лепестки и листочки. И, не убрав ненужные отрезки бумаги, стала приклеивать вырезанные части. Отрезки бумаги очень мешали Маше, некоторые из них приклеились к чистому листку бумаги. Маша начала отрывать их  и в конце концов ей удалось приклеить все и получилась ромашка, но она оказалась очень некрасивой. Дине не удалось закончить работу, хотя она правильно вырезала и стебелек, и листочки, и убрала на место ненужные отрезки бумаги. Она правильно расположила на листе бумаги вырезанные части ромашки. И приклеила стебелек, лепестки, а листочки не успела.

Вопросы к ребенку:

- Как ты считаешь, кто же лучше трудился? Почему?

№8

Педагог предлагает отрывок из рассказа Н.Булгакова “Надо – не надо”, одновременно рассматривая иллюстрации к нему:

“Катя говорит: Аня, опять ты свое платье повесила как не надо.

- А как надо? – говорит Аня.

- Надо, как надо, - говорит Катя.

- А может, надо как не надо? А как надо, не надо? – говорит Аня.

Катя говорит ей:

- Ну, как же, Аня? Ну почему ты так говоришь? Надо – как надо.

- А как не надо, надо? – спрашивает Катю Аня.

- Что? – говорит Катя, чуть не плача. – Как мама говорила. Вот и вешай.

- Как надо, мама говорила? Или как не надо? – говорит Аня…”

- Помоги, пожалуйста, Кате объяснить Ане, как надо  и как не надо обращаться со своим платьем (игрушками).

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

№1

- Что ты будешь делать, если увидишь, что в группе некоторые дети играют в игру “Больница”, “Моряки”, другие дети рисуют фломастерами, а остальные убирают групповую комнату (моют игрушки, протирают стульчики)?

 

№2

Как бы ты поступил, если бы увидел, что девочка (мальчик) вашей группы, поиграв со строителем, бросил его и не убрал на место?

 

№3

Как бы ты поступил, если бы увидел, что воспитатель поливала цветы и нечаянно разлила воду, не заметив этого?

ОЦЕНОЧНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

№1

Педагог предлагает ребенку послушать отрывок из рассказа Е.Пермяка “Для чего нужны руки?”: “…Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука: А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А еще для чего? – спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать…Весь вечер отвечал Петя дедушке”.

Вопросы к ребенку:

- Как ты считаешь, правильно отвечал Петя дедушке? Почему ?

- А как бы ты ответил?

- В конце рассказа писатель говорит, “…что рабочими руками вся жизнь, весь белый свет держится…” Как ты это понимаешь?

№2

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ-коллизию.

…В одном детском саду в старшей группе дети готовились к празднику. Одни дети вырезали флажки, другие – наводили порядок в группе. Каждый из детей был занят делом. Быстро, умело, “не оставляя ни одной пылинки”, чисто протирала подоконник девочка Ира. Ей осталось протереть только один подоконник, как ее позвала подружка Аня. У нее был в руках журнал “Детские картинки”. Ане было поручено отремонтировать порванные книги. Две подружки стали рассматривать картинки к сказке “Золушка”. А все дети продолжали трудиться…

Вопросы к детям:

- Что ты можешь сказать о девочке Ире?

- Как ты считаешь, Ира правильно сделала, начав рассматривать с Аней картинки, в то время, когда все дети продолжали трудиться, и Ира не выполнила свою работу до конца? - А как бы ты поступил?

№3

Педагог предлагает ребенку послушать  рассказ.

…в одном детском саду дети младшей группы собирались на прогулку. Среди них была девочка Инна. Ей очень хотелось зашнуровать свой  ботинок, но “ботинок не поддавался ей”. В это время мимо Инны проходил мальчик Алеша из старшей группы. Увидев ее, он громко засмеялся и сказал: “Ха-ха! Неумейка!” от этих слов Инне стало так обидно, что она заплакала…

 Вопросы педагога:

- Правильно поступил Алеша?

- А как бы ты поступил на его месте?

- Почему бы ты так поступил?

№4

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ.

…В одной дружной семье жил мальчик Коля. Он очень любил гулять, особенно весною, когда таял снег и было много ручейков. После прогулки он часто вбегал в коридор, быстро сбрасывал на пол с себя куртку, шапку, шарф, кидал в разные стороны сапоги и тут же бежал к игрушкам. Мама обычно говорила: ”Эх ты!”

 

Вопросы к ребенку:

- Почему мама Коля говорила: Эх, ты!

- Что можно сказать о Коле?

- Правильно поступал Коля, когда приходил с прогулки?

- Как бы ты поступил?

РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

№1

Воспитатель в присутствии детей поливает цветы, делает вид, что нечаянно разливает воду и не замечает этого, отходит в сторону.

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости поддержания порядка в группе, заботы о взрослых; стремление проявить трудовую инициативу; готовность к труду (умение организовать и планировать свой труд, наличие специальных навыков).

№2

Дети играют, рисуют, трудятся…Воспитатель говорит: “Ах, дети, пойдем на прогулку. Все подойдите ко мне”. (Указаний по поводу того, чтобы дети убрали на место игрушки, другой используемый материал, оборудование не дает).

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости поддержания порядка в группе; бережного отношения к игрушкам, предметам; стремление проявить трудовую инициативу.

№3

Педагог предлагает подгруппе детей помочь ему отнести какое-либо оборудование в младшую группу. В это время малыши собираются на прогулку. Педагог с детьми старшей группы передает оборудование воспитателю малышей группы. В это время кто-либо из сотрудников детского сада вызывает воспитателя младшей группы к телефону. Дети старшей группы остаются с малышами.

Если дети не обращают внимание на малышей, то экспериментатор обращается к ним с просьбой: “Ребята, пожалуйста, посмотрите за малышами”. Если дети не реагируют и на эту просьбу, экспериментатор говорит: “Малышки маленькие, им трудно одеваться, они еще многое не умеют делать”. Педагог начинает одевать малышей. Если дети не включаются в процесс одевания, педагог конкретно предлагает детям помочь малышам: “Саша, помоги кому-нибудь из малышей одеться”.

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости заботы о малышах,  стремления проявить трудовую инициативу, готовности к труду (умения ставить цель, мотивировать свои действия, организовать и планировать деятельность, самоконтроль и коррекции действий, объективно оценивать свой результат).

№4

После полдника воспитатель говорит детям: “Ребята, сейчас каждый из вас может заняться тем, чем хочет: кто-то из вас может поиграть, кто-то порисовать… А мне нужно привести в порядок группу. У нашей няни заболела дочь, и она ушла домой…”. Воспитатель начинает протирать стульчики (столы). Если кто-либо из детей предложит свою помощь, то воспитатель спрашивает: “Дети, а что еще можно сделать, чтобы в группе стало чисто и уютно?” (дети могут мыть игрушки, протирать подоконники, шкафы, стирать кукольное белье). Если дети не предложили своей помощи, то воспитатель говорит: “У меня так много работы! Как же я одна могу справиться?”. Если дети не прореагируют, то воспитатель может обратиться к ним: “Ребята, кто хочет помочь мне?” если и на эту просьбу не прореагируют испытуемые, то воспитатель непосредственно обращается к каждому из них: “Саша, Эдик, помогите мне”.

С детьми, которые проявили инициативу, выбрали объект труда, провести беседу:

- Что ты собираешься делать?

- Почему ты решил сделать это?

- Как ты собираешься это сделать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon картотека обучающих ситуаций47 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЕ СИТУАЦИИ

№1

1) Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы

- Кто из детей вашей группы лучше всех трудится и почему ты так считаешь?

- Что значит хорошо трудиться?

2) Нарисовать, что значит хорошо трудиться. После рисования предложить рассказать: что нарисовал; кого нарисовал; что они делают; как они трудятся.

№2

Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации к стихотворению С. Михалкова “Строим”:

- Что делают дети?

- Есть ли среди изображенных на картинке детей те, которые трудятся? Покажи их.

- А как ты догадался, что они трудятся?

- как дети трудятся?

№3

Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию художника В. Чижикова “Наш праздник”.

Посмотрим внимательно на картинку, она называется “Мы готовимся к празднику”, ответь:

- Как дети готовятся к празднику? Что они делают?

- Есть ли дети, которые трудятся? Покажи их.

- Как ты догадался, что они трудятся?

- Как дети трудятся?

№4

Педагог спрашивает у ребенка:

Как ты понимаешь пословицу: “Закончил дело – гуляй смело”?

№5

Педагог предлагает ребенку послушать стихотворение Ю.Тувима “Все для всех”:

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба,

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

 Вопросы к ребенку:

- Как бы ты назвал стихотворение?

- Как ты считаешь, почему Юлиан Тувим назвал свое стихотворение “Все для всех”?

№6

Педагог спрашивает у ребенка:

Как ты понимаешь пословицу: “Без труда не вынешь и рыбки из труда?”

№7

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ-коллизию:

Во время занятия по аппликации дети вырезали ромашку и приклеивали ее на бумагу. Вырезали ромашку и девочки Маша и Дина. Маша торопливо вырезала из бумаги стебелек, лепестки и листочки. И, не убрав ненужные отрезки бумаги, стала приклеивать вырезанные части. Отрезки бумаги очень мешали Маше, некоторые из них приклеились к чистому листку бумаги. Маша начала отрывать их  и в конце концов ей удалось приклеить все и получилась ромашка, но она оказалась очень некрасивой. Дине не удалось закончить работу, хотя она правильно вырезала и стебелек, и листочки, и убрала на место ненужные отрезки бумаги. Она правильно расположила на листе бумаги вырезанные части ромашки. И приклеила стебелек, лепестки, а листочки не успела.

Вопросы к ребенку:

- Как ты считаешь, кто же лучше трудился? Почему?

№8

Педагог предлагает отрывок из рассказа Н.Булгакова “Надо – не надо”, одновременно рассматривая иллюстрации к нему:

“Катя говорит: Аня, опять ты свое платье повесила как не надо.

- А как надо? – говорит Аня.

- Надо, как надо, - говорит Катя.

- А может, надо как не надо? А как надо, не надо? – говорит Аня.

Катя говорит ей:

- Ну, как же, Аня? Ну почему ты так говоришь? Надо – как надо.

- А как не надо, надо? – спрашивает Катю Аня.

- Что? – говорит Катя, чуть не плача. – Как мама говорила. Вот и вешай.

- Как надо, мама говорила? Или как не надо? – говорит Аня…”

- Помоги, пожалуйста, Кате объяснить Ане, как надо  и как не надо обращаться со своим платьем (игрушками).

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

№1

- Что ты будешь делать, если увидишь, что в группе некоторые дети играют в игру “Больница”, “Моряки”, другие дети рисуют фломастерами, а остальные убирают групповую комнату (моют игрушки, протирают стульчики)?

№2

Как бы ты поступил, если бы увидел, что девочка (мальчик) вашей группы, поиграв со строителем, бросил его и не убрал на место?

№3

Как бы ты поступил, если бы увидел, что воспитатель поливала цветы и нечаянно разлила воду, не заметив этого?

ОЦЕНОЧНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

№1

Педагог предлагает ребенку послушать отрывок из рассказа Е.Пермяка “Для чего нужны руки?”: “…Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука: А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А еще для чего? – спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать…Весь вечер отвечал Петя дедушке”.

Вопросы к ребенку:

- Как ты считаешь, правильно отвечал Петя дедушке? Почему ?

- А как бы ты ответил?

- В конце рассказа писатель говорит, “…что рабочими руками вся жизнь, весь белый свет держится…” Как ты это понимаешь?

№2

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ-коллизию.

…В одном детском саду в старшей группе дети готовились к празднику. Одни дети вырезали флажки, другие – наводили порядок в группе. Каждый из детей был занят делом. Быстро, умело, “не оставляя ни одной пылинки”, чисто протирала подоконник девочка Ира. Ей осталось протереть только один подоконник, как ее позвала подружка Аня. У нее был в руках журнал “Детские картинки”. Ане было поручено отремонтировать порванные книги. Две подружки стали рассматривать картинки к сказке “Золушка”. А все дети продолжали трудиться…

Вопросы к детям:

- Что ты можешь сказать о девочке Ире?

- Как ты считаешь, Ира правильно сделала, начав рассматривать с Аней картинки, в то время, когда все дети продолжали трудиться, и Ира не выполнила свою работу до конца? - А как бы ты поступил?

№3

Педагог предлагает ребенку послушать  рассказ.

…в одном детском саду дети младшей группы собирались на прогулку. Среди них была девочка Инна. Ей очень хотелось зашнуровать свой  ботинок, но “ботинок не поддавался ей”. В это время мимо Инны проходил мальчик Алеша из старшей группы. Увидев ее, он громко засмеялся и сказал: “Ха-ха! Неумейка!” от этих слов Инне стало так обидно, что она заплакала…

 Вопросы педагога:

- Правильно поступил Алеша?

- А как бы ты поступил на его месте?

- Почему бы ты так поступил?

№4

Педагог предлагает ребенку послушать рассказ.

…В одной дружной семье жил мальчик Коля. Он очень любил гулять, особенно весною, когда таял снег и было много ручейков. После прогулки он часто вбегал в коридор, быстро сбрасывал на пол с себя куртку, шапку, шарф, кидал в разные стороны сапоги и тут же бежал к игрушкам. Мама обычно говорила: ”Эх ты!”

Вопросы к ребенку:

- Почему мама Коля говорила: Эх, ты!

- Что можно сказать о Коле?

- Правильно поступал Коля, когда приходил с прогулки?

- Как бы ты поступил?

РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

№1

Воспитатель в присутствии детей поливает цветы, делает вид, что нечаянно разливает воду и не замечает этого, отходит в сторону.

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости поддержания порядка в группе, заботы о взрослых; стремление проявить трудовую инициативу; готовность к труду (умение организовать и планировать свой труд, наличие специальных навыков).

№2

Дети играют, рисуют, трудятся…Воспитатель говорит: “Ах, дети, пойдем на прогулку. Все подойдите ко мне”. (Указаний по поводу того, чтобы дети убрали на место игрушки, другой используемый материал, оборудование не дает).

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости поддержания порядка в группе; бережного отношения к игрушкам, предметам; стремление проявить трудовую инициативу.

№3

Педагог предлагает подгруппе детей помочь ему отнести какое-либо оборудование в младшую группу. В это время малыши собираются на прогулку. Педагог с детьми старшей группы передает оборудование воспитателю малышей группы. В это время кто-либо из сотрудников детского сада вызывает воспитателя младшей группы к телефону. Дети старшей группы остаются с малышами.

Если дети не обращают внимание на малышей, то экспериментатор обращается к ним с просьбой: “Ребята, пожалуйста, посмотрите за малышами”. Если дети не реагируют и на эту просьбу, экспериментатор говорит: “Малышки маленькие, им трудно одеваться, они еще многое не умеют делать”. Педагог начинает одевать малышей. Если дети не включаются в процесс одевания, педагог конкретно предлагает детям помочь малышам: “Саша, помоги кому-нибудь из малышей одеться”.

Цель. Выявить степень осознания детьми необходимости заботы о малышах,  стремления проявить трудовую инициативу, готовности к труду (умения ставить цель, мотивировать свои действия, организовать и планировать деятельность, самоконтроль и коррекции действий, объективно оценивать свой результат).

№4

После полдника воспитатель говорит детям: “Ребята, сейчас каждый из вас может заняться тем, чем хочет: кто-то из вас может поиграть, кто-то порисовать… А мне нужно привести в порядок группу. У нашей няни заболела дочь, и она ушла домой…”. Воспитатель начинает протирать стульчики (столы). Если кто-либо из детей предложит свою помощь, то воспитатель спрашивает: “Дети, а что еще можно сделать, чтобы в группе стало чисто и уютно?” (дети могут мыть игрушки, протирать подоконники, шкафы, стирать кукольное белье). Если дети не предложили своей помощи, то воспитатель говорит: “У меня так много работы! Как же я одна могу справиться?”. Если дети не прореагируют, то воспитатель может обратиться к ним: “Ребята, кто хочет помочь мне?” если и на эту просьбу не прореагируют испытуемые, то воспитатель непосредственно обращается к каждому из них: “Саша, Эдик, помогите мне”.

С детьми, которые проявили инициативу, выбрали объект труда, провести беседу:

- Что ты собираешься делать?

- Почему ты решил сделать это?

- Как ты собираешься это сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.      Игров...

Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней....

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников  представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог...

Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест

Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест...