Методическое пособие по патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическое пособие по патриотическому воспитанию, среди дошкольников (старший возраст) - Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам» (МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов), посвященная Дню Победы в ВОВ, разработанное в рамках программы «Я живу в России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya_podarok_veteranam.docx | 200.4 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Курортный район
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 17 комбинированного вида
197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, 17 Лит.А
т. 437-39-72, ф. 437-69-18
Методическое пособие по патриотическому воспитанию,
среди дошкольников (старший возраст) -
Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам»
(МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов),
посвященная Дню Победы в ВОВ,
разработанное в рамках программы «Я живу в России»
Номинация «Помним, храним и продолжаем традиции фронтовиков»
Авторский коллектив ГБДОУ №17: Федяева Н.В.
Миронова Н.В.
Янушкевич А.Н.
Подопригора Е.И.
Сиркия Т.П.
Исаева С.П.
Назарова М.В.
Адрес: г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков 17 литер А, тел. 437-69-18
Перечень материалов: Методическое пособие, конспект МОД, видеофильм
Санкт-Петербург 2016
Содержание
- Аннотация
- Содержательная часть
- Приложение № 1. Конспект МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов по патриотическому воспитанию, среди дошкольников (старший возраст) - Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам» посвященная Дню Победы в ВОВ
- Аннотация
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы помочь юным жителям России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем мире, учить совершать социально-полезные дела сегодня, воспринимать лучшие традиции своего народа, стремиться стать самостоятельным, активным гражданином, любящим свой родной край, свою родную землю.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно начинаю решаться в детских дошкольных образовательных организациях.
Результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного города и страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в разъяснении вопросов детей, связанных с историей родного края, и не имеют возможности посещать культурные мероприятия.
Поэтому возникла главная задача - необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями и историей родного края. Решением данной проблемы является реализация программы: «Я живу в России».
Начало работы по гражданскому воспитанию необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению:
- Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края;
- Чтение художественной литературы (в стихотворной и прозаической форме), соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
- Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
- Проведение тематических праздников и развлечений: «День снятия Блокады», «День Победы в ВОВ», «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи любви и верности», «День защиты детей», «День России» и т.д.
- Подготовка и проведение тематических выставок (фото, изодеятельности, прикладного творчества), посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее;
- Разработка и проведение детско-родительских проектов (досуги, экскурсионные мероприятия, целевые прогулки, викторины, конкурсы, тематические вечера).
Область применения
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Результаты освоения программы
Дети могут:
- рассказать о своем родном городе, имеют представление о достопримечательностях родного края и главных достопримечательностях страны:
- знают, что Россия — огромная многонациональная страна, Москва — столица нашей Родины, Санкт-Петербург – наш родной город, Сестрорецк – малая родина. Знаком с особенностями главных государственных символик - флагом, гербом, гимном;
- имеют представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы;
- знают традиции: «Родина помнит героев, защитивших её от врагов»;
- стремятся оберегать и охранять традиции, наследие и природу своей Родины;
- дети, и их родители охотно участвуют в конкурсах, общественных праздниках, досугах т.д.
- педагоги стремятся принимать участие в общих профессиональных и общественных праздничных и конкурсных мероприятиях.
2. Содержательная часть
Описание модели воспитательной деятельности.
Меняются времена, эпохи, люди. Но стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине остаётся вечным. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Не возможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствую личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Цели:
- Прививание любви к Отечеству, гордости за его культуру.
- Изучение истории и культуры родного города, малой Родины, страны в целом.
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Задачи:
- обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения;
- воспитывать уважение к разным национальностям и их обычаям;
- расширять знания об истории страны и родного края;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;
- способствовать появлению потребности в получении информации о родном городе;
- формировать интерес детей к малой Родине – городу, в котором мы живем;
- воспитывать чувство гордости за родной город.
Формы и методы работы с детьми реализации программы
по патриотическому воспитанию дошкольников
- Наглядный метод:
- Чтение педагогами рассказов с показом демонстрационного материала (ИКТ: презентации, видео и т.д.);
- Наблюдения;
- Музыкально-театральная деятельность;
- Изучение иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- Проведение дидактических игр;
- Экскурсии по городу, целевые прогулки;
- Моделирование сказок, ситуаций;
- Детско-родительские проекты.
- Словесный метод:
- Чтение литературных произведений;
- Чтение стихотворений с детьми;
- Беседы с элементами диалога (в том числе с приглашёнными гостями);
- Малоподвижные, сюжетно-ролевые игры;
- Викторины, конкурсы, тематические вечера.
- Практический метод:
- Организация продуктивной деятельности дошкольников;
- Проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- Поделки своими руками;
- Организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин, встреч;
- Проведение экскурсий различной направленности;
- Организация мероприятий с родителями;
- Изготовление с детьми (и их родителями) наглядных пособий .
Использование вышеуказанных традиционных форм и методов работы педагогов и специалистов ДОУ в комплексе с элементами инновационных ИК технологий способствует активному вовлечению в процесс познания, как детей, так и их родителей. Серьёзные темы и исторические события интерпретируются в различных видах деятельности, переключая и удерживая детское внимание, восприятие и интерес. Основной целью наших проектов является не инновационность, а разумный компромисс между современными технологиями, традициями и наследием.
Проблема реализации программы
по патриотическому воспитанию дошкольников
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа. У каждого человека есть Родина - близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, все взаимосвязано.
В этих непростых условиях становиться актуальным приобщение детей к истинным ценностям, поэтому поиск путей оптимизации воспитательного процесса, формирующего гражданские позиции детей, является перспективными и бесспорно требующего решения.
В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, есть трудности в ознакомлении детей со столь сложными понятиями. Поэтому в работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы, и ИКТ материалы, и реальные встречи и экскурсии.
Полученные результаты.
Развитие дошкольников в результате реализации проекта:
- Дети знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; узнают и называют (по иллюстрации) достопримечательности , центральные улицы, площади города Сестрорецка и Санкт-Петербурга; знают флаг, герб, гимн России; герб и флаг Сестрорецка, символику детского сада; знакомы с народными праздниками, игрушками; природными богатствами России, ландшафтными особенностями. Дети стремятся заботиться об окружающей природе, близких, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками, анализировать поступки, иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада;
- Дети знакомы с произведениями русского фольклора (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами русской народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), русскими народными играми;
- Дети уважительно общаются со сверстниками и взрослыми разных национальностей;
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, своей семье, другим людям и самому себе, уважительное отношение к взрослым и сверстникам, коммуникабельность;
- Воспитание деятельного отношения к труду, ответственности за свои дела и поступки.
Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Регулярно в нашем детском саду организуются детско-родительские мероприятия. Родители вместе со своими детьми активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в ДОУ:
- Организация фотовыставок, экспозиций детских рисунков и коллажей: «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Мужчины…Какие вы разные всё же…» (к Дню защитника Отечества), «Обитатели зимнего леса», «Ох уж эти женщины…» (коллажи и рисунки к 8 марта).
- Проведение фотоконкурса «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
- Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней места, чем Родина моя», «Мой город – Сестрорецк».
- В подготовительных группах родители и дети, в разное время, представляют собственные проекты о родном городе «Город моего детства», «Когда бабушка и дедушка были маленькими», «Семейные праздники (традиции, коллекции)», «Мой день рождения», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей». Такие проекты знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают о жизни прадедов, дедушек и бабушек ребенка, кем они работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать).
- Весной и осенью проводятся акции «День благоустройства города», когда родителям и детям предлагается принять участие облагораживании, озеленении и благоустройстве участка детского сада и прилегающей территории.
- Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку и понимание родителей, повышается самооценка.
Деятельность педагогов в результате реализации проекта:
- Повышение качества деятельности педагогов в области патриотического воспитания.
- Повышение качество в разработке и реализации программ.
- Происходят изменения в содержании и формах образовательного процесса;
- Отмечается стремление к личностному росту среди педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности);
- Изменяется отношение родителей к педагогической деятельности в ДОУ и нравственно-патриотическому воспитанию своего ребенка (что отражается в степени участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада);
- Изменяется предметно-пространственная среда интерьера ДОУ;
- Создаются информационные пособия (ЭОР) с наглядным материалом;
- Разработана и реализуется Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию
Участие воспитанников и педагогов в конкурсах и мероприятиях различного уровня по направлению «Гражданственность и патриотизм» | ||||||
Наименование конкурса, фестиваля и т.д. | Организатор конкурса | Участники | Результат | |||
Региональный смотр - конкурс «Равные права, равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2014г. | Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации | Илья Толстых, 7 лет; педагоги: И.В. Коровина; М.В. Назарова Н.В. Миронова | Грамота лауреата конкурса | |||
Региональный конкурс «Равные права – равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2015г. | Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации | Степанов Данила; педагоги: З.М. Мусаева, М.В. Назарова, Н.В. Миронова | Лауреат I степени | |||
Городской конкурс «Равные права – равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2015г. | Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации | Казурова Алёна педагоги: З.М. Мусаева, М.В. Назарова, Н.В. Миронова | Победитель | |||
VI выставка «Рисуют дети», посвящённая 300-летию Сестрорецка. 2014г. | ДДТ «Нареке Сестре» | Орлов Коля 7 лет; педагог: Исаева С.П. | Диплом | |||
Районный этап конкурса агитбригад «Мы - будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» Номинация «Музыкально-литературная композиция». 2015г. | ГБДОУ № 25 Курортного района СПб | Муз.руководитель Е.И.Подопригора; Педагоги: Т.П. Сиркия, А.С. Пандырева | III место | |||
Районный этап конкурса агитбригад «Мы - будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» Номинация «Агитбригада». 2015г. | ГБДОУ № 25 Курортного района СПб | Инструктор ФИЗО М.В.Калашникова,муз.рук. А.Н. Янушкевич, Педагоги: С.В. Зябко М.И. Новикова | I место | |||
Городской этап конкурса агитбригад «Мы-будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». 2015г. | Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. СПб и ЛО | Муз. рук. А.Н. Янушкевич, инстр. ФИЗО М.В. Калашникова | Дипломанты II степени | |||
Районный вокально-хоровой фестиваль «Во славу Отечества песню поём», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. 2015г. | ДДТ «На реке Сестре» | Муз. Руководители Е.И.Подопригора, А.Н. Янушкевич | Диплом ПОБЕДИТЕЛЯ | |||
Конкурс чтецов «Славные страницы истории в рамках Фестиваля творчества юных «Под музыку прибоя», посвящённого 300-летию г. Сестрорецка. 2014г. | СПб ГБУК «ЦБС Курортного района» Центральная детская библиотека | Стрекаловская Анастасия, педагоги: А.С. Пандырева, Т.П. Сиркия | Диплом II степени | |||
Районный конкурс детского творчества «День победы», посвящённый 70-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне «На улице мира» | ДДТ «На реке Сестре» | Бондаренко Евгений; педагог: З.М. Мусаева | Диплом I степени |
Способы определения результатов
Данный комплекс НОД был разработан с целью включения в образовательную программу ДОУ, в целях обеспечения вариативности и разнообразия содержания рабочих программ и организации различных форм дошкольного образования с учетом различных потребностей и способностей воспитанников.
Результаты работы определяются педагогами в процессе интервью, бесед, открытых итоговых мероприятий, носящих обобщающий характер, педагогических наблюдений.
Приложение № 1
Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам»
(МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов)
посвященная Дню Победы в ВОВ
Цели:
- Привитие любви и уважения к ветеранам ВОВ, Отечеству, гордости за Победу.
- Изучение истории Великой Отечественной войны и роли нашей страны во Второй Мировой войне в целом.
- Приобщение детей к почитанию и сбережению духовно-нравственного наследия.
Задачи:
- обогащение и расширение представлений и знаний о Родине – России, её истории; воспитание чувства гордости за ее достижения;
- формирование духовно-нравственного отношения к родному краю и чувства сопричастности к нему;
- формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;
- формирование интереса детей к малой Родине – городу Сестрорецку, в котором мы живем. Привитие чувства гордости за город Санкт-Петербург, его участие в истории ВОВ.
Предварительная работа с детьми:
1. Организация выставки «День Победы» (фотографии из семейных архивов, предметы быта военных лет, рисунки детей и родителей, вырезки из газет, журналов, открытки о войне)
2. Прослушивание цикла песен о войне, разучивание музыкального репертуара.
3. Изготовление праздничных подарков ветеранам (на усмотрение педагогов, например: памятные открытки), которые дарят ветеранам по окончании мероприятия.
Ход мероприятия:
В зал заходят приглашенные бабушки, дедушки, прадедушки, прабабушки детей, ветераны с орденами и медалями, они, по приглашению музыкального руководителя рассматриваю выставку, дети рассказывают об экспонатах этой выставки, кто изображен на снимках из семейного альбома. Затем гостей приглашают занять свои места.
Вступительное слово педагога группы, приветствие гостям и детям.
Ведущая: Дорогие ребята, дорогие гости, скоро большой праздник - День Победы!
Зажигаются радостью лица в это светлое майское утро,
За окном заливаются птицы, отливает листва перламутром
Ветеранам мы дарим гвоздики, вспоминаем отважных бойцов,
Не забудет мы подвиг великий наших дедов и наших отцов.
Мы знаем о войне из рассказов наших близких из их воспоминаний из писем, которые они писали семьям, своим невестам, родителям. Они писали, что вернутся домой с победой.
Ведущая: Сейчас мы посмотрим фотографии (презентация), а ребята расскажут нам о своих бабушках и дедушках – ветеранах, которых сейчас нет с нами
Ведущая: К счастью, у всех присутствующих сегодня здесь, есть возможность говорить с ветеранами, оценить в полной мере степень их героизма. Прошу поделиться с нами своими боевыми воспоминаниями (ведущая представляет ветеранов, называет их фамилии, имена, награды) Ветераны по очереди вспоминают военные годы, рассказывают о своей жизни.
Ведущая: Все дальше от нас эта дата - 9 Мая 1945 года. Все меньше остается тех, кто участвовал в самой страшной, самой кровопролитной из войн. Но никто не забыт, ничто не забыто. Поэтому мы сегодня почтим память павших и поздравим от всего сердца всех, доживших до наших дней.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну,
В тылу иль на полях сражений
Принес победную весну
Поклон и память поколений.
Погибших не вернуть,
Но в наших силах помнить их
Почтим их память минутой молчания.
Минута молчания (звук метронома)
Мальчик: Дорогие ветераны, мы поздравляем вас с праздником и дарим вам наш праздничный концерт.
Ведущая: Мир в стране, лето, прекрасное безмятежное время.
Дети исполняют песню «Катюша» - девочки танцуют с платочками.
Девочка читает стихотворение И.Бунина (Олень)
Звук воздушной тревоги.
Ведущая: Началась война … и зазвучали другие песни…
Давайте все вместе вспомним.
Поют педагоги, родители, гости пуппури из песен военных лет:
- Катюша сл.М.Исаковского, муз. Блантера;
- Синий платочек сл. М.Максимова, муз. Е. Петербуржской;
- Темная ночь сл. В. Агапова, муз. Н. Блантера;
- Эх, дороги сл. Л. Ошанина, муз. Новикова.
Ведущая: С надеждой и верой ждали солдат дети и взрослые с войны. Об этом написал замечательное стихотворение К. Симонов, строчки из которого, мы все помним «Жди меня и я вернусь, только очень жди».
Мальчик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Ведущая: Мы живем с вами в замечательном городе. В годы войны он носил другое имя – Ленинград. Из всей истории великой Отечественной войны эта страница – особенная. Героическая борьба ленинградцев за свой город, свою жизнь, за свою Родину. Эти люди были непобедимы, им пришлось пережить страшные испытания и выйти победителями из смертельной битвы с врагом, с голодом холодом, пережить невероятные дни, которые носят название – блокада. Давайте споем песню, посвященную спасительной Дороге Жизни, которая шла через Ладожское озеро.
Дети исполняют Песня «Ладога»
Ведущая: А сейчас мальчики нам покажут отрывок из произведения А.Твардовского «Василий Теркин» (Инсценировка отрывка из произведения «Василий Теркин»)
Ведущая: Дорогие наши ветераны и гости, мы благодарим вас за встречу, желаем здоровья, благополучия, радости. Еще раз поздравляем вас!
Звучит музыка, ветеранам вручаются цветы, подарки, сувениры.
Все вместе исполняют песню «День Победы» муз. Д. Тухманова.
Мероприятие заканчивается приглашением всех гостей и участников к чаепитию и подарками детей, изготовленных заранее самостоятельно (памятные открытки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по патриотическом воспитанию дошкольников
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию
В данном материале представлены проекты по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении....
Картотека учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ с краткой аннотацией литературы
Облегчает поиск необходимой информации для воспитателей...
Презентация "Сборник учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ"
В данном пособиии представлены дидактические игры и игровые пособия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Методическое пособие...
Картотека для воспитателей Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию
Картотека для воспитателей "Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию"...
Учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Лубочный театр на Нижегородской ярмарке»
Работа содержит описание опыта разработки, создания и применения учебно-методического пособия для формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста...