Методическое пособие "Патриотическое воспитание в детском саду"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Донская Елена Петровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы «Наша армия сильна». Цель: воспитание уважения к воинам – защитникам Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в детском саду

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил, что для страны не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме  патриотизма.  «Патриотизм – это и есть национальная идея».                 « Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей   качествами гражданина – патриота  Родины. Система патриотического воспитания предусматривает  формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов  и видов»  - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» от 16 февраля  2001 года.                                                                 Известна истина – что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно привить ребенку нравственные ценности. В окружающей ребенка среде все большее влияние на его воспитание оказывают средства массовой информации, компьютерные игры, интернет. Уже нередки ситуации, когда в транспорте, в общественных местах даже маленькие дети не отрываются от планшетов. Во многих семьях, занятых работой и своими проблемами, мало времени и внимания уделяется детям. Все это осложняет работу педагогов, но задачи воспитания остаются прежними. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей дошкольного возраста, педагоги и воспитатели должны направить все свои усилия на формирование у детей осознанного противостояния злу и способности проявлять радость за другого, учить любить окружающих близких людей, заботливо относиться к матери и родным, охранять природу, уважать труд других людей, чтить память ветеранов, отстоявших нашу страну в годы Великой Отечественной войны.  Большинство из перечисленных задач подразумевают патриотическое воспитание. Патриотизм в современных условиях – это любовь, преданность своему Отечеству и сохранение культуры, традиций и памятных дат.                                                                                                 В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники: День матери, День снятия блокады Ленинграда, День космонавтики, День Победы, День памяти А.С. Пушкина, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь их активными участниками.                                 Дню защитника Отечества наша группа предлагает вашему вниманию план – сценарий комплексного занятия «Наша армия».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы

«Наша армия сильна»

Цель: воспитание уважения к воинам – защитникам Отечества.

Задачи образовательные:

- формировать интерес к российской армии, к различным видам войск

- формировать представление об особенностях воинской службы

- дать представление о видах военной техники и ее предназначении

- формировать представление детей об Отечестве и малой родине

- пополнить словарный запас детей новыми терминами и словами

Задачи развивающие:

- развивать интерес к познавательным занятиям по теме «Наша армия»

- развивать память, мышление, воображение

- развивать умение проявлять свои эмоции и настроение

Задачи воспитательные:

- воспитывать желание быть похожими на воинов российской армии и     понимание, как действовать, чтобы этого добиться

- воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества

- воспитывать у детей интерес к службе в армии их отцов и дедушек

- воспитывать чувство гордости за нашу страну и армию

Словарная работа: Отечество, Родина, Россия, офицер, солдат, матрос, командир, форма, доблесть, мужество

Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Практические задачи: использование ИКТ, отработка навыков детей выступать перед  аудиторией,  использование полученных знаний в играх и художественной деятельности

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением военнослужащих и военной техники

- составление рассказа по картинкам

- чтение художественных произведений и стихов об армии

- прослушивание музыкальных  произведений в исполнении военного оркестра Ленинградского военного округа: «Марш танкистов», «Марш артиллеристов», «Марш десантников», Флотский марш, марш «Парад», песня «Катюша» (слова  М.Исаковского, музыка  М.Блантера)

Материал: презентация на тему «День защитника Отечества»

Ход занятия:

Слайд 1

Ведущая:  Ребята, сегодня мы с вами отмечаем особый день для мужчин и мальчиков. Посмотрите на экран. Какой это день.

Дети:    День защитника Отечества

Ведущая:  Что такое – Отечество?

Дети :  Отечество, Отчизна – это страна наших отцов, родная страна

Ведущая:  Кто такие защитники Отечества?

Дети: Это военные: офицеры, солдаты, матросы. Они защищают, охраняют и оберегают всех нас, нашу Родину, наше Отечество от врагов.

Ведущая:  Почему говорят, что наша армия родная?

Дети:  Наша армия родная потому, что в ней служили и служат наши родные

Ведущая: У многих из вас служили в армии дедушки, папы, родственники. Сейчас они военные запаса. Но если потребуется защищать Родину от врага, они все вернутся  в армию. Кто-то будет офицером, кто-то солдатом. Вырастут наши мальчики, станут взрослыми и тоже пойдут служить в российскую армию.

Слайд 2

Ведущая: Вооруженные силы можно разделить на три главных вида. Кто

может назвать виды войск?

Дети: сухопутные или наземные (СВ), военно-воздушные (ВВС), военно-морской флот (ВМФ)

Сушу защищает пехота, небо – летчики,  море защищают моряки.

Ведущая: Ребята, как вы думаете, какие войска самые важные, главные и нужные в российской армии? Кто важнее на войне? Танкисты или летчики? Подводники или епехотинцы?

Дети: Все войска важные и нужные. Все они стоят на защите нашей страны и отвечают за ее безопасность.

Ведущая: Быть защитником Отечества – нелегкий труд. Надо много знать и уметь, чтобы освоить современное вооружение и управлять военной техникой.

               Дети исполняют песню «Будем в армии служить»

Музыка Ю. Чичкова,  слова В.Малкова

Слайд 3-4

Ведущая: Ни одна армия не обойдется без пехоты. Недаром ее называют «царицей полей». Когда-то бойцы передвигались  с места на место, с позиции на позицию пешком. Ее так и называли пехотой. Такое передвижение было медленным и тяжелым.  А сейчас пехотинцы пользуются боевыми  машинами, бронетранспортерами.  В нашей армии есть и необычная пехота – морская. На специальных десантных кораблях подвозят морскую пехоту к берегу – туда, где враг ее не ждет. В носу кораблей распахиваются огромные ворота. Плавающие танки и бронетранспортеры съезжают прямо в воду и плывут к берегу и ведут огонь по противнику. Помогает им корабельная артиллерия. Выбрались морские пехотинцы на берег и в атаку на врага.

Дети:   Есть пехота сухопутная

             И морская есть пехота.

             У обеих служба трудная,

             Напряженная работа.

            Морской пехоте слава, честь.

             Герои здесь, конечно, есть

             Морской пехоте всей – ура!

             Спокойны наши берега!

             Они атакуют врага прямо с моря,

             И не помеха им волна.

             Чтобы страна не знала горя,

             Морская пехота была создана.

             И на суше, и на флоте

             Служба трудная в пехоте.

             Чтоб врага разбить везде –

             На земле и на воде,

             Нужно спортом заниматься

             И, конечно, закаляться!

Слайд 5

Ведущая: Ни одно сраженье не обходится без артиллерии. Современные артиллерийские орудия могут стрелять на расстояние от нескольких метров до  сотен километров.

Дети:    Артиллеристы в армии  нужны.

               Ведь артиллерия зовется «Бог войны».

               Без артиллерии победы не добиться

               И нужно службой в артиллерии гордиться!

Слайд 6

Ведущая: Танковые войска – главная ударная сила сухопутных войск. Танки важны и в обороне, и в наступлении. У современных танков высокая скорость и прочная броня. Они могут передвигаться не только по суше, но и преодолевать водные преграды. Танковые войска чаще всего действуют вместе с мотострелковыми войсками.

Дети:  Везде, как будто вездеход,

             На гусеницах танк пройдет.

             Ствол оружейный впереди.

             Опасно, враг, не подходи!

             Танк прочной защищен броней

             И сможет встретить бой!        

             Мы в разных уголках страны видали:

             Застыли танки на почетном  пъедестале.  

             Они родную землю защищали.

             С танкистами, бывало, погибали.  

            И в мирное время, и в годы войны

            Танкисты опора – защита страны.

Слайд 7

Ведущая: воздушно-десантные войска – особый род войск. Они предназначены для боевых действий в тылу врага. Поэтому  основным способом доставки бойцов является  десантирование – то есть сбрасывание их с парашютами с борта самолета.

Дети:   Вот с самолетов сброшены

              Десантников ряды,

              Ловкие и смелые

              Родине  важны.

              Распутав парашюты,

              Прочешут все места,

              Найдут они повсюду

              Опасного врага.

Слайд 8

Ведущая:  Военно-воздушные силы страны предназначены для уничтожения врага и  вражеской техники с воздуха и космоса. Есть самолеты- истребители, штурмовики («работают» по целям на земле),  бомбардировщики, грузовые, санитарные. У летчиков – важная и ответственная работа.

Дети:   Летчик знает свое дело –

              В небе водит самолет.

              Над землей летит он смело,

              Совершая перелет.

              Он на своей воздушной птице

              Легко взмывает в облака,

              Чтобы воздушная граница

               Была надежнее замка.

Слайд 9

Дети:  Мы знаем: для надежной обороны

             Необходим всегда небесный страж.

             Поэтому с желанием огромным

             Показывают высший пилотаж.

Игра «Собери пазл»  (участвуют 2-3 команды по 2 человека)

Пазлы с изображением военной техники и военных

Слайд 10

Ведущая: Военно-морской флот является одним их трех видов вооруженных сил государства. Он ведет боевые действия на морях и океанах, охраняет границы нашего Отечества с морей. Быть моряком – это честь и призвание.

Дети: В море вышли моряки,

           И отважны, и крепки.

           И по морю повели

           В путь далекий корабли.

           Зорко смелый капитан

           Смотрит в утренний туман.

           Море злится и штормит,

           А корабль вперед летит…

Слайд 11

Дети:  На мачте наш трехцветный флаг,

             На палубе стоит моряк.

             И знает, что моря страны,

             Границы океанов

             И днем, и ночью быть должны

             Под бдительной охраной.

Слайд 12 – 13

Ведущая:  У моряков-подводников    невероятно  тяжелая  служба. Они месяцами

 находятся  под  водой, в ограниченном пространстве подводной  лодки.  Моряки- подводники – мужественные и отважные люди, преданные своей службе и Родине.

Дети: Подводная лодка идет в глубине

           В секретное плаванье дальнее

           Следить, чтоб война не грозила стране –

           Ее боевое заданье.

           Всегда приготовлены к пуску

           Ракеты ее и торпеды –

           Не будет противникам спуску,

           У лодки есть все для победы!    

           Уверена в каждом матросе она,

           И в каждом своем офицере.

           И, если прикажет родная страна,

           Моряк не «промажет» по цели!

Ведущая:  На военных учениях и в настоящем сражении бойцы могут быть ранены. Тогда им на помощь приходят врачи и медицинские сестры. Давайте посмотрим, у кого из ребят есть талант будущего доктора. Предлагаю игру-конкурс  « Кто лучше и быстрее забинтует раненого».  (Вызываются 3-4 пары игроков: «раненый» и медик)

Слайд 14

Ведущая: Пограничная служба создана для охраны, защиты и обороны сухопутных и водных границ нашей страны.

Дети:  Тропинки лесные, пахучие травы…

             За темным оврагом простор полевой.

             В любую погоду в дозор от заставы

             Идет пограничник – страны часовой.

Слайд 15

Дети:    На горах высоких,

               На степном просторе

               Охраняет нашу Родину

                        Солдат.

               Он взлетает в небо,

               Он уходит в море.

               Не страшны защитнику

               Дождь и снегопад.

               Шелестят березы,

               Распевают птицы.

               Подрастают дети

               У родной страны.

               Скоро я в дозоре

               Встану на границе,

               Чтобы только мирные

               Снились людям сны.

Ведущая:  Да, ребята!  Вы вырастите и  тоже пойдете служить в   армию,

станете  защитниками  нашего Отечества.  Поэтому  это и   ваш  праздник!

А теперь давайте посмотрим, как вы, ребята, ответите на вопросы о нашей армии.

Слайд  16   «вопросы-загадки»  про армию

Ведущая:  Молодцы!  Правильно  ответили на вопросы.

Дети (девочка):

             Мальчишки  наши подрастут

              И в армию служить пойдут.

              Не  испугают  испытанья

              Ни временем, ни расстояньем.

              Ведь их девчонки будут ждать

              И с песнею потом встречать.

Общее исполнение песни «Катюша»  (слова М.Исаковского, муз.М.Блантера)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

методическая разработка экологическое воспитание в детском саду

Данная презентация содержит цели и задачи экологического воспитания, а также тесты для детей которые воспитатели могут использовать в работе....

Методическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Представленный опыт методической работы может быть использован для совершенствования практической работы с дошкольниками в вопросах нравственно-патриотического воспитания....

Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду

Духовно- нравственное воспитание на современном этапе  развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего до...

Методическая разработка: «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».

Аннотация представленных материалов.Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. О...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...