Для воспитателей познавательно-исследовательская деятельность детей
консультация (старшая группа) на тему
Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
по созданию предметной среды
познавательно – исследовательской деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_vospitatelyam_vozrastnyh_grupp_dou.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
по созданию предметной среды
познавательно – исследовательской деятельности детей
1,5 – 3 года
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей среды:
- желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические – типа богородской игрушки);
- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру – типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей) Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:
- банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
- шуршащие при тернии друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
- конструкторы и мозаики;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
- игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
- емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть. (Отличительная особенность возраста – тяга к многократному повторению этих действий)
- вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.д.;
- книги с большими предметными картинками;
- ящики, контейнеры с крышками;
- подушки, ковер;
- качели, прыгунки.
3 – 4 года
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы-вкладыши;
- 2 – 3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
- разнообразные некомплектные конструкторы – без образцов изделий;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения – пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
- банки разного размера;
- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застегивающиеся коврики;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, – сломанные часы, фотоаппараты;
- емкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.
- машинки крупные и средние куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
- игрушечные животные (натуральной окраски);
- большие мягкие игрушки и напольные подушки;
- тканевые мячики;
- аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
- моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребенка;
- книги сказок о животных;
- детская мебель: стол, стульчик.
4 – 5 лет
В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:
- различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
- костюмы для ряжения;
- познавательные книги, альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева,
В. Чижикова и др.); - книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
- наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
- дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
- игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т.п.;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности – детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
5 - 7 лет.
В развивающую среду должны входить:
- глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом,
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик».
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры – лото, паззлы;
- настольные игры – домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумага, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...
Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Семинар- практикум для воспитателей «Познавательно – исследовательская деятельность детей в ДОУ»
Оорганизация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников очень актуальная сейчас тема.. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспе...
План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...