Консультация для воспитателей "Учите детей говорить правильно"
консультация ( группа) на тему

  Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил, грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеют большое воспитательное значение, поскольку слова педагога являются эталоном для детей, моделью речевого поведения. Думаю, этот материал будет всем интересен и поможет воспитателям в нашей нелегкой, но очень нужной профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Учите детей говорить правильно

Народная мудрость гласит: «Слово ласковое – мастер дивных див».

О речевом этикете написано достаточно много учебных и методических пособий. Практически во всех дошкольных учреждениях проводится работа по этикету. Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем в нашем социуме, и что особенно печально, в педагогическом общении становится все более актуальной проблема утраты хороших манер, снижения уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово.

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Рассмотрим основные ситуации употребления форм речевого этикета в условиях педагогического общения (обращение, знакомство, просьба, похвала, отказ, извинение) и определим их специфику в работе с дошкольниками.

Употребление обращений.

Хочу напомнить, что в русском речевом этикете обращение «Вы» – принято в следующих ситуациях: к незнакомому адресату, при неблизких отношениях старых знакомых, в официальной обстановке общения, к равному и старшему (по возрасту, по социальному положению).

Обращение «ты» принято к хорошо знакомому адресату, в неофициальной обстановке обращения; при дружеском фамильярном, интимном отношении к адресату; к равному и младшему адресату.

Как должны обращаться друг к другу педагог и ребенок?

Основная цель обращений – установление и поддержание контакта между собеседниками. В связи с этим важно с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений; с другой – необходимо, чтобы обращение воспитателя к ребенку было корректным, доброжелательным, не причиняющим психологического дискомфорта, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе.

Именно поэтому в дошкольном учреждении наиболее традиционными формами обращения являются уменьшительная форма имени ребенка без фамилии (Маша, Коля) и форма имени отчества педагога (Мария Ивановна). Поэтому грамотный воспитатель исправит дошкольника, обратившегося к сверстнику (Колька, Машка) или по фамилии (Петров и т.д.), а к воспитателю (Маша или т. Маша). Отсюда следующий вывод: обращаясь к педагогу, даже очень близко знакомому, искренне любимому, дошкольник обязан использовать этикетную форму: «имя, отчество + Вы».

Обоснование этим являются:

а) данная форма традиционна для русского этикета;

б) именно тот ребенок, который в дошкольном возрасте не усвоил основных норм употребления обращений, будет испытывать серьезные затруднения в общении, обучаясь в школе.

Особо отмечу, что варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет педагогу отчетливо продемонстрировать негативное отношение к действию, поступкам, словам ребенка и при этом дает возможность избежать открытой грубости, ответной обиды.

В этих случаях достаточно обратиться к ребенку используя полную форму его имени: Мария, ты мне мешаешь! Сравните – Маша, ты мне мешаешь! Или: Николай, я хочу с тобой поговорить! Сравните: Коля, давай поговорим! 

Таким образом, использование различных форм обращения к одному и тому же ребенку, является достаточно эффективным способом педагогического воздействия и позволяет избежать ссоры и речевой агрессии при разрешении конфликта.

Часто возникает необходимость, обратиться к детям с просьбой: помочь накрыть на стол, собрать игрушки и т.д.

Напомним основные формы речевого воздействия:

  1. Обосновать просьбу (Мне это нужно для того, чтобы... Ты меня очень выручишь, если сделаешь... Это необходимо потому, что...).
  2. Подчеркнуть важность, значимость выполняющего просьбу (Только ты можешь мне помочь. Я на тебя очень надеюсь. Что бы я без тебя делала?)  и похвалить (Ты всегда  так  хорошо  мне  помогаешь! Молодец, ты мой   самый  хороший  помощник! Ты  меня очень порадовал!).
  3. Выразить предварительную благодарность за согласие выполнить просьбу (Спасибо за то, что соглашаешься мне помочь. Заранее тебе благодарна!).

Также в практике педагогического общения встречаются и противоположные ситуации, предполагающие необходимость вежливо отказать в ответ на просьбу.

 По нормам русского речевого этикета нужно объяснить причину отказа (Я не могу этого сделать, потому что... Не могу выполнить твою просьбу по причине...). Здесь желательно использовать отказ этикетных форм: извинения (извини, но я никак не могу); сожаления (к сожалению не могу... Очень жаль, но я не могу); обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях (завтра обязательно тебе помогу... С радостью сделаю это, если ... и т.д.).

Речевой этикет предусматривает так же особые варианты высказываний, позволяющих отказать особенно мягко (Например: спасибо, я сыт; благодарю, но мне пора уходить; можно, я лучше...).

Особую роль в педагогическом общении играют одобрение и похвала. Очень важно чтобы выражения одобрения и поощрения были искренними со стороны педагога, заслуженными со стороны ребенка и разнообразными по форме.

Такими формами может быть традиционные «молодец», «умница», но и обращения к прошлым успехам детей (В прошлый раз вы отлично поработали, давайте сегодня будем заниматься еще лучше!).

Выражение согласия, благодарности, поддержки мнения ребенка (Например: мне очень нравится, как ты нарисовал; полностью согласна с тобой; спасибо тебе за интересный вопрос; я довольна тобой, ты поступил правильно и т.д.).

Иногда взрослый совершает ошибку при разрешении конфликтных ситуаций. Здесь будет правильным попросить прощения у ребенка, извиниться. Извиниться – признать собственную неправоту, попросить прощения, тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение к себе, восстановить гармонию отношений.

Необходимо также знакомить детей с эвфемизмами (более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных), целенаправленно обучать их использованию.

Существуют причины эвфемистических замен:

  1. Использование описательных оборотов речи (например: человек, который присвоил что-то, вместо – вор);
  2. Слова с приставкой «не» (неправда – вместо ложь);
  3. Косвенное информирование, намеки (ты поступил, как непорядочный человек, вместо – ты подлец);

Но необходимо смягчать слова, а не факты.

 Говоря обо всем этом, можно сделать следующий вывод: речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и необходимых правил речевого этикета.

Соблюдение этих правил, грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеют большое воспитательное значение, поскольку слова педагога являются эталоном для детей, моделью речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Может показаться, что речь маленького  ребёнка развивается как бы сама собой. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учиться понимать говорить, что говорят окружающие. ...

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

родительское собрание в средней группе "Учите детей говорить правильно"...

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; демонстрация использования наглядного ...

Консультация для родителей «Учите детей говорить правильно!»

К сожалению, многие начинают прислушиваться к тому, как говорит их ребенок, только на пороге школы, и понятно, что папы и мамы разочаровываются, когда у их сына или дочери, которые уже умеют читать, с...


 

Комментарии

Кардаш Марина Александровна

Актуально и очень содержательно, спасибо