Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования
учебно-методический материал на тему
Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:
- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;
- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;
- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;
- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.
Анализируя материалы веб-семинара от 18.12.2013 года “Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования “Радуга” и выступления Е.В. Соловьевой мы признаем, что необходимо провести конкретизацию целей создания развивающей среды по возрастным группам и образовательным областям ФГОС.
На основе анализа изучения опыта создания предметно-развивающей среды ДОУ, работающих по образовательной программе “Радуга” мы еще раз утвердились в мысли о том, что необходим переход на зонирование среды в соответствии с образовательными областями ФГОС. Однако наиболее серьезное внимание необходимо обратить на зону, реализующую образовательную область социально-коммуникативное развитие, потому что в программе “Радуга” в основе лежит общение и свободный ребенок, и в этих группах детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Мы пришли к выводу, что необходимо включить в модель уголки общения в каждой возрастной группе, и обратить внимание на такие моменты как зона общения с любимой игрушкой, зона общения с другом.
Анализируя имеющиеся подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ, мы выяснили, что многие авторы работали над данной проблемой в девяностые годы XX века. С внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требует от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практики создания предметно-развивающей среды на современном этапе.
Таким образом, перед нами стал вопрос о необходимости разработки модели предметно-развивающей среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “Радуга”.
На основе анализа литературы и диссертационных работ мы изучили различные подходы к моделированию предметно – развивающей среды, далее сделаем попытку разработать модель предметно-развивающей среды с учетом всех образовательных областей ФГОС и в соответствии с целью определяемой программой “Радуга”.
В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход. При проектировании модели предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на принципы системного подхода, который требовал: целостности, иерархичности строения, структуризации.
Проектирование модели осуществляется в три этапа.
· Первый этап – анализ модели. Действия по изучению объекта исследования, получение модели. Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка цели и задач, представление модели в виде компонентов, изучение связи между ними.
· Второй этап – компоновка модели. Процесс создания модели приобретет необходимое единство, целостность, при объединении отдельных компонентов. Этап завершится, когда будет окончательно разработана модель предметно-развивающей среды ДОУ.
· Третий этап – проверка состоятельности модели. Достижения точности описания модели и ее эффективного внедрения. Данный этап связан с представлением модели коллегам и частичной ее апробацией.
ЦЕЛЕВОЙ | Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы “Радуга” |
Задачи: · Создавать атмосферу эмоционального комфорта · Создавать условия для физического развития · Создавать условия для творческого самовыражения · Создавать условия для проявления познавательной активности детей · Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки · Создавать условия для участия родителей в жизни группы | |
Принципы организации предметно-развивающей среды: · Cоответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы “Радуга” · Cоответствие возрастным особенностям и интересам детей · Cоответствие требованиям СанПиН (от 15 мая 2013 года) · Открытость среды для преобразований · Современность среды · Эстетика среды · Комфортность среды |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ | Компоненты предметно-развивающей среды | ||||
| | | | | | | | | | |
Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие |
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ | Требования к предметно-развивающей среде по зонам в соответствии с возрастными группами. |
Рефлексия: самооценка, оценка педагогов ДОУ. | |
Планируемый результат: предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы “Радуга” |
Рисунок 1
Модель предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Модель предметно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (см. рисунок 1), работающего по Примерной образовательной программе “Радуга”, представленная в исследовании, создавалась с опорой на личностно - ориентированный и системный подходы и включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный и результативный (более подробная модель в соответствии с возрастными группами детей см. приложение 1).
Целевой компонент модели представлен единством цели и задач создания предметно-развивающей среды ДОУ. Цель заключается в создании условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями Примерной образовательной программы “Радуга”. Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; создавать условия для участия родителей в жизни группы.
Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Нами определены зоны (уголки) предметно-развивающей среды соответствующие возрасту дошкольников: младший, средний, старший. Отбор материалов для каждой зоны зависит от того, какие происходят изменения целей по образовательным областям, первичная апробация и анализ модели потребовали конкретизации целей создания развивающей среды по возрастным группам.
Главными условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия педагогов.
Результативный компонент определяет требования, критерии и показатели оценки изменений предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований ФГОС.
Таким образом, разработанная модель позволяет создать предметно-развивающую среду по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями программы “Радуга”.
Частичная апробация и обсуждение результатов
Целью данного параграфа является частичная апробация модели предметно-развивающей среды ДОУ. Однако апробировать разработанную модель в условиях достаточно короткого времени не представлялось возможным, поэтому мы избрали методом апробации – обсуждение разработанной модели на педагогическом совете экспериментального образовательного учреждения и совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в экспериментальном ДОУ.
Педагогический совет прошел 19 декабря 2013 года в МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 45 “Добрая фея”.
Целью данного педагогического совета было совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ. Перед нами стояли следующие задачи: познакомить с разработанной моделью предметно-развивающей среды; обсудить данную модель с педагогами ДОУ; разработать программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ на следующий учебный год.
Педагогам была представлена разработанная нами модель предметно - развивающей среды, познакомили с компонентами развивающей среды, рассмотрели критерии оценки эффективности общие и по каждой образовательной области.
Педагогам было предложено оценить по этим критериям развивающую среду своих групп на данный момент, чтобы они наглядно увидели, где у них недостаточно организована среда, где есть недочеты и каких компонентов не хватает.
Во время инновационной деловой игры педагогического совета воспитатели разрабатывали обогащение компонентов среды возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС, предлагали свои варианты использования и наполнения их.
В конце инновационной деловой игры, педагогам предложено было проголосовать, заранее приготовленными карточками разного цвета: розовая обозначала – узнал много нового, желтая – возьму идеи для работы, голубая – ни чего интересного, зеленая – потерял зря время. Наглядно было видно, что воспитатели подняли только карточки розового и желтого цветов.
Таким образом, воспитатели ДОУ, пришли к выводу что, предметно-развивающую среду необходимо совершенствовать с учетом требований ФГОС ДО и особенностями образовательной программой “Радуга”, они одобрили разработанную модель, выразили желание апробировать и внедрить ее в ДОУ.
Итогом педагогического совета стало создание творческой инициативной группы, в которую вошли педагоги экспериментального учреждения.
Творческая группа разработала программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ и перспективное планирование по внедрению модели предметно - развивающей среды, совместно определили задачи, этапы дальнейшей работы.
По итогам работы по данной программе, мы предполагаем, что придем к следующему результату:
· педагоги: будут творчески подходить к изменениям развивающей среды, будут использовать инновационные подходы в работе.
· дети: будут принимать активное участие в изменениях предметно-развивающей среды своей группы.
· родители: будут оказывать посильную помощь педагогам в изменение среды.
Анализ данных обсуждения разработанной модели предметно развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта позволил предположить: с помощью данной модели можно создать условия для полноценного развития дошкольников, так как мы внесли изменения в развивающую среду по всем образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта, определили и выделили компоненты среды в соответствии с особенностями программы “Радуга”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ, должна служить интересам и потребностям реб...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа
Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...