Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования
учебно-методический материал на тему

Суркова Анастасия Михайловна

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 


Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Анализируя материалы веб-семинара от 18.12.2013 года “Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования “Радуга” и выступления Е.В. Соловьевой мы признаем, что необходимо провести конкретизацию целей создания развивающей среды по возрастным группам и образовательным областям ФГОС.

На основе анализа изучения опыта создания предметно-развивающей среды ДОУ, работающих по образовательной программе “Радуга” мы еще раз утвердились в мысли о том, что необходим переход на зонирование среды в соответствии с образовательными областями ФГОС. Однако наиболее серьезное внимание необходимо обратить на зону, реализующую образовательную область социально-коммуникативное развитие, потому что в программе “Радуга” в основе лежит общение и свободный ребенок, и в этих группах детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Мы пришли к выводу, что необходимо включить в модель уголки общения в каждой возрастной группе, и обратить внимание на такие моменты как зона общения с любимой игрушкой, зона общения с другом.

Анализируя имеющиеся подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ, мы выяснили, что многие авторы работали над данной проблемой в девяностые годы XX века. С внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требует от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практики создания предметно-развивающей среды на современном этапе.

Таким образом, перед нами стал вопрос о необходимости разработки модели предметно-развивающей среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “Радуга”.

На основе анализа литературы и диссертационных работ мы изучили различные подходы к моделированию предметно – развивающей среды, далее сделаем попытку разработать модель предметно-развивающей среды с учетом всех образовательных областей ФГОС и в соответствии с целью определяемой программой “Радуга”.

В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход. При проектировании модели предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на принципы системного подхода, который требовал: целостности, иерархичности строения, структуризации.

Проектирование модели осуществляется в три этапа.

·         Первый этап – анализ модели. Действия по изучению объекта исследования, получение модели. Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка цели и задач, представление модели в виде компонентов, изучение связи между ними.

·         Второй этап – компоновка модели. Процесс создания модели приобретет необходимое единство, целостность, при объединении отдельных компонентов. Этап завершится, когда будет окончательно разработана модель предметно-развивающей среды ДОУ.

·         Третий этап – проверка состоятельности модели. Достижения точности описания модели и ее эффективного внедрения. Данный этап связан с представлением модели коллегам и частичной ее апробацией.

ЦЕЛЕВОЙ

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы “Радуга”

Задачи:

·         Создавать атмосферу эмоционального комфорта

·         Создавать условия для физического развития

·         Создавать условия для творческого самовыражения

·         Создавать условия для проявления познавательной активности детей

·         Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

·         Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Принципы организации предметно-развивающей среды:

·         Cоответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы “Радуга”

·         Cоответствие возрастным особенностям и интересам детей

·         Cоответствие требованиям СанПиН (от 15 мая 2013 года)

·         Открытость среды для преобразований

·         Современность среды

·         Эстетика среды

·         Комфортность среды

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Компоненты предметно-развивающей среды

|

|

|

|

|

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

Требования к предметно-развивающей среде по зонам в соответствии с возрастными группами.

Рефлексия: самооценка, оценка педагогов ДОУ.

Планируемый результат: предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы “Радуга”

 

Рисунок 1 
Модель предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Модель предметно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (см. рисунок 1), работающего по Примерной образовательной программе “Радуга”, представленная в исследовании, создавалась с опорой на личностно - ориентированный и системный подходы и включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный и результативный (более подробная модель в соответствии с возрастными группами детей см. приложение 1).

Целевой компонент модели представлен единством цели и задач создания предметно-развивающей среды ДОУ. Цель заключается в создании условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями Примерной образовательной программы “Радуга”. Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Нами определены зоны (уголки) предметно-развивающей среды соответствующие возрасту дошкольников: младший, средний, старший. Отбор материалов для каждой зоны зависит от того, какие происходят изменения целей по образовательным областям, первичная апробация и анализ модели потребовали конкретизации целей создания развивающей среды по возрастным группам.

Главными условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия педагогов.

Результативный компонент определяет требования, критерии и показатели оценки изменений предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований ФГОС.

Таким образом, разработанная модель позволяет создать предметно-развивающую среду по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями программы “Радуга”.

Частичная апробация и обсуждение результатов

Целью данного параграфа является частичная апробация модели предметно-развивающей среды ДОУ. Однако апробировать разработанную модель в условиях достаточно короткого времени не представлялось возможным, поэтому мы избрали методом апробации – обсуждение разработанной модели на педагогическом совете экспериментального образовательного учреждения и совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в экспериментальном ДОУ.

Педагогический совет прошел 19 декабря 2013 года в МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 45 “Добрая фея”.

Целью данного педагогического совета было совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ. Перед нами стояли следующие задачи: познакомить с разработанной моделью предметно-развивающей среды; обсудить данную модель с педагогами ДОУ; разработать программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ на следующий учебный год.

Педагогам была представлена разработанная нами модель предметно - развивающей среды, познакомили с компонентами развивающей среды, рассмотрели критерии оценки эффективности общие и по каждой образовательной области.

Педагогам было предложено оценить по этим критериям развивающую среду своих групп на данный момент, чтобы они наглядно увидели, где у них недостаточно организована среда, где есть недочеты и каких компонентов не хватает.

Во время инновационной деловой игры педагогического совета воспитатели разрабатывали обогащение компонентов среды возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС, предлагали свои варианты использования и наполнения их.

В конце инновационной деловой игры, педагогам предложено было проголосовать, заранее приготовленными карточками разного цвета: розовая обозначала – узнал много нового, желтая – возьму идеи для работы, голубая – ни чего интересного, зеленая – потерял зря время. Наглядно было видно, что воспитатели подняли только карточки розового и желтого цветов.

Таким образом, воспитатели ДОУ, пришли к выводу что, предметно-развивающую среду необходимо совершенствовать с учетом требований ФГОС ДО и особенностями образовательной программой “Радуга”, они одобрили разработанную модель, выразили желание апробировать и внедрить ее в ДОУ.

Итогом педагогического совета стало создание творческой инициативной группы, в которую вошли педагоги экспериментального учреждения.

Творческая группа разработала программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ и перспективное планирование по внедрению модели предметно - развивающей среды, совместно определили задачи, этапы дальнейшей работы.

По итогам работы по данной программе, мы предполагаем, что придем к следующему результату:

·         педагоги: будут творчески подходить к изменениям развивающей среды, будут использовать инновационные подходы в работе.

·         дети: будут принимать активное участие в изменениях предметно-развивающей среды своей группы.

·         родители: будут оказывать посильную помощь педагогам в изменение среды.

Анализ данных обсуждения разработанной модели предметно развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта позволил предположить: с помощью данной модели можно создать условия для полноценного развития дошкольников, так как мы внесли изменения в развивающую среду по всем образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта, определили и выделили компоненты среды в соответствии с особенностями программы “Радуга”.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды   в соответствии с ФГОС дошкольного образования»...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ,  должна служить интересам и потребностям реб...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...