педагогический час
методическая разработка ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический час. Деловая игра на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Цель:
- активизировать деятельность педагогов;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- закрепить умение убирать нужную информацию из разных источников;
- помочь самореалезоваться на педагогическом поприще.
Предварительная работа:
- Формирование двух команд педагогов.
- Изготовление каждой командой 2-х пособий для презентации, которое можно использовать для работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста (плоскостные или объемные модели, дидактические игры, игрушки; одно для детей старшего дошкольного возраста; второе для старшего).
- Составление рекламного клипа для данного пособия.
- Распределение ролей: жюри, ведущий, капитаны команд, демонстраторы.
Ход игры
Ведущий предлагает выбрать жюри и объявляет открытой "деловую игру"
Представление команд, капитанов, девизов команд.
I часть (теоретическая).
Теоретический конкурс - "Эрудит"
Задание 1.
Карточка № 1 Назвать основную цель развития речи | Карточка № 2 Назвать задачи развития речи детей дошкольного возраста |
Задание 2.
Карточка № 1 Каковы задачи словарной работы? Каковы задачи по развитию звуковой культуры речи? | Карточка № 2 Каковы задачи по формированию грамматического строя речи? Каковы задачи по развитию связной речи? |
Задание 3. Конкурсы:
"Загадки-близнецы"
У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах.
Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ.
Карточка № 1 | |
1. Ползун ползет, 2. Золотой Демид 3. Сидит дед во сто шуб одет, 4. Не куст, а с листочками, не рубашка, 5. Маленький Ивашка, 6. Не ездок, а со шпорами, | 1. Черный Ивашка, 2. Не портной, а всю жизнь 3. Сидит на заборе, 4. Лежит дед на палатах 5. Кто молча учит и говорит? 6. Золотое решето |
Карточка № 2 | |
1. Сам не берет 2. День прибывает, 3. Красные лапки, 4. У нашей Анютки 5. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. 6. Белая морковка | 1. На водопой не хожу овса не прошу, 2. Растет вниз головой 3. В огороде Тит стоит, 4. Годовой кусточек 5. В воде купался, 6. Ночью не спит |
"Загадки со всего света"
У каждого народа свои загадки. Но все они о том, что нас окружает. Попробуйте для каждой иностранной загадки отыскать русскую и дайте ответ.
Карточка № 1 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1. В молодости зеленое носит , 2. Что может подарить любому прохожему даже нищий. 3. Днем стекло разбито, а за день вставлено. 4. У какого когтистого зверя следы без когтей. 5. Без воздуха я живу, 6. Очень рано я встаю | 1. Рот до ушей 2. Когда звезды могут светить в озере. 3. В шубе летом, а зимой раздеты. 4. Не царь, а в короне 5. Ночью не спит, 6. Я родственник мячу. |
Карточка № 2 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1. У меня цветные перья 2. На хвосте у меня много глаз. 3. Живу в лесу я темном 4. У меня есть черный носик, 5. Моя мягкая кроватка 6. У меня есть два маленьких окошка. | 1. Дед в шубу одет 2. Хоть хвостата - не хвастунья 3. Что за птица в моей клетке? 4. Любуются мною 5. На ночь два оконца сами закрываются. 6. Колючий клубочек под елкой лежит. |
Задание 4.
Карточка № 1 Дать определения: Что такое: Развитие речи? Диалог? Подобрать тексту соответствующее определение: - это специальный текст, который зачинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. | Карточка № 2 Дать определения: Что такое: Монолог? Рассуждение? Подобрать тексту соответствующее определение: - это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение - передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. |
Разминка.
- "Найдите лишнюю пословицу".
- "Найдите пару"
Каждая команда получает карточку с заданием.
Карточка №1 "Найдите лишнюю пословицу"
| Карточка№2 "Найдите пары пословиц"
|
Конкурс капитанов.
Ведущий предлагает поиграть в умную игру для взрослых. В нее еще двести лет назад играли в литературных салонах, и с тех пор принцип решения этих задач не изменился. Правила: надо, анализируя описанную ситуацию, задавать ведущему вопросы, на которые он будет отвечать лишь "ДА" и "НЕТ".
(Задавая вопросы и получая на них ответы, надо отбрасывать ненужную информацию и выстраивать логическую цепочку, основываясь на правильных ответах.)
Капитаны команд получают карточки с заданиями и ответами. Друг другу они
задают задания.
Карточка № 1
1. Авария в лифте. Застряли четыре человека. Трое расстроены, а один доволен.
Ответ: Доволен двоечник: не попадет в школу.
(возможны варианты)
2. Он ходил, но обувь не снашивал. Я решил ему помочь, но сделал только хуже: теперь он даже с моей помощью не может ходить.
Ответ: Будильник.
3. Чем сильнее его бьют по нужному местe, тем он лучше выполняет свою функцию.
Ответ: Гвоздь.
4. Висит груша - нельзя скушать. Не лампочка.
Ответ: Елочная игрушка.
(возможны варианты)
5. Каждый день человек поднимается на пятый этаж пешком. Почему?
Ответ:
а) очень толстый - не входит в лифт;
б) нет лифта;
в) лифт не работает;
г) не хочет и т.д.
Карточка № 2
1. Стоит "это". Идет мимо "этого" старуха и говорит: "Баба Яга".
Идет солдат, посмотрел на "это", и говорит: "Наполеон".
Идет девушка, посмотрела и говорит: "Василиса Прекрасная". Что это?
Ответ: Зеркало.
2. Сильные удары, крики, мелодичный звон и : тишина. Что случилось?
Ответ: Встреча Нового года.
3. Интервью с близкими:
- Вы братья?
- Да.
- Родились в один день?
- Да.
- Вы двойняшки?
- Нет,
- Почему?
Ответ: Это тройняшки.
4. Девочка, которая допрыгалась. Кто это?
Ответ: Снегурочка.
5. Кто заболел, а лечили его мороженым?
Ответ: Дед Мороз из мультфильма
"Дед Мороз и лето"
II часть (практическая)
"Презентация" пособий, игр, игрушек по развитию речи.
Каждая команда представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
III часть (практическая) Игра "Лжезагадки"
"Лжезагадка" - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ. В ней речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.
1. На край Курска пойдешь, что найдешь?
2. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?
3. Без чего хлеб не испечешь?
4. В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет.
5. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?
6. Что остается в коробке, если спички вынешь?
7. Чем до неба докинешь?
8. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.
9. Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но ни кто из них не промок. Почему?
10. Что сушит, когда мокнет?
11. Когда 2 и 2 бывают больше четырех?
12. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?
Ответы:
1. Буква "А". 2. Сено. 3. Без корки. 4. Буква "Б". 5. 2 января. 6. Дно. 7. Взгляд. 8. Буква "О". 9. Потому что не было дождя. 10. Полотенце. 11. Когда из них составлено 22. 12. Цыпленок не умеет плавать.
I V часть. Жюри подводит итоги.
Список использованной литературы.
1. Д. Родари "Грамматика фантазии", М., Прогресс, 1990.
2. Синицина Е.И. Умные загадки. Серия "Через игру - к совершенству: М.: "Лист",1999.
3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / сост. И.А. Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...