"Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"
консультация ( группа) на тему

Локосова Татьяна Вячеславовна

Подробно  описаны современные технологии  в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работаем по ФГОС25.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС».

                       “Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский) 

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению.  Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества — экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.  Дошкольное образовательное учреждение призвано подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам взрослый не имеет четкого представления. В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение детьми знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя. На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль педагога, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий.

Прежде всего необходимо  раскрыть само понятие «технология».

 «Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). На современном этапе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделили: 

-Личностно-ориентированное обучение;

-Здоровье сберегающие технологии;

-Информационно-коммуникационные;

-Технологию уровневой дифференциации

-Игровые технологии;

-Тестовые технологии

-Коллективную систему обучения;

-Технологии проектной деятельности.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, творчески думающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Каковы показатели и эффективности современных технологий?

Технология личностно-ориентированного обучения. 

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Почему же мы отдаем предпочтение этой технологии обучения.  Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы — личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребенок в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого. В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разно уровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям каждого ребенка, содержанию обучения различной сложности,  специфическим особенностям каждой группы детей. 

Технология использования игровых методов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.  Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии проходит по таким основным направлениям:

 - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; 

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 - учебный материал используется в качестве её средства; 

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология проектной деятельности. 

Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ребенок учится: 

  • ставить цель, в соответствии со своими потребностями;
  • намечать план своей деятельности; 
  • подбирать необходимые средства для реализации своей цели; 
  • осуществлять определенную деятельность по плану;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Использование ИКТ ребятишкам ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет воспитателю проводить занятия: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне -обеспечивает наглядность -привлекает большое количество дидактического материала -повышает объём выполняемой работы в 1,5 раза -обеспечивает высокую степень дифференциации обучения СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Технология уровневой дифференциации.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

Коллективная система обучения  - Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.  Коллективные виды работы делают занятие более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают воспитателю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всей группы при минимальной затрате времени, дают возможность продвигаться каждому ребенку в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого.

Тестовые технологии.

Тестовые технологии:

  • обеспечивают объективность контроля 
  • легко обрабатываются результаты
  • экономится время воспитателя
  • развивается логическое мышление у детей, внимательность.

.Здоровьесберегающие технологии.

Следующая технология – здоровьесберегающая технология, является первостепенной в XXI веке. «Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В нашем МБДОУ мы стараемся использовать здоровье сберегающие технологии: занятия физкультурой, плавание, использование физминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, массаж по Уманской., спортивные праздники «Мама. Папа, я – спортивная семья.

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО» К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки «портфолио». Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений ребенка в определенный период его обучения Проектная деятельность, которой уделяется внимание на  занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. И это речь ведь идет о детях, которым 7 лет.

Таким образом вариативность использования современных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения. В результате использования современных технологий повышается качество. На наш взгляд, в чистом виде использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Можно утверждать, что апробированные в образовательном процессе технологии, интерактивные методы, приемы способствуют достижению результатов современного образования. Мы стремимся к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Применение сингапурских технологий в ДОУ. Использование современных технологий обучения дошкольников

В последние годы в России значительно возрос интерес к сингапурской методике обучения. Эта маленькая страна известна мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мире государственную систе...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников с использованием современных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, напраленных на развитие социальных навыков у дошкольников....