Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Адаптация детей в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста
Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни.
Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.
Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОУ общение с взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы стараемся обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.
Опираясь на требования программы «От рождения до школы» мы ставим перед собой задачи: способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально - положительному самочувствию и активности каждого ребенка; обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками; способствовать развитию познавательной активности» детей, обогащать их представление об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения; помочь нашим детям в адаптационный период разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и окружающими; раскрыть детям мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний человека, воспитывать добрые чувства к животным и растениям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. с повышением профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации, развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. п.
Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать, в результате резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.
Чтобы знать социально - демографические данные семьи и психолого- педагогическую характеристику проводим анкетирование семьи. Исходя из этих данных, выстраиваем свою работу с родителями индивидуально, соблюдая конфедициальность, такт. Приглашаем также их на родительские собрания, где можно окунуться в проблему и найти ответы на все интересующие вопросы. Знакомлю с памятками «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад», «Как помочь ребенку?» и т.д. Проводим анкетирование «Детский сад глазами родителей», цель которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания.
В нашей практике мы отобрали ряд эффективных методик, но в качестве основного метода педагогической оценки эмоционального благополучия детей в группе используем наблюдение. Ребенка мы видим каждый день, имеем возможность наблюдать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах, режимных моментах, в организационной деятельности и свободной, в процессе взаимодействия с окружающим взрослыми и сверстниками. Наблюдение происходит в соответствии с режимом дня детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных ситуаций. Мы имеем возможность наблюдать жизнедеятельность ребенка в любой момент адаптационного периода. Результаты наблюдений регулярно обсуждаем с родителями каждого ребёнка и используем для принятия совместных решений.
Многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей раннего дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна используем «любимые игрушки», объясняя присутствие данных игрушек тем, что им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Не громко 3-4 минуты звучит спокойная музыка. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование «любимых игрушек» позволило нам улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе интересуемся, как ребенок чувствует себя дома, в семье. Для этого используем серию игр, привлекательность которых состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и эмоциональном комфорте. Проводим игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Кто ты, мой друг?», «Давайте познакомимся», «Приходите ко мне в гости». Используем также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком.
Для поддержания и развития благоприятной атмосферы в группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, используем ритуалы: ежедневно «Утреннее приветствие» с включением упражнений («Ладонь в ладонь», «Я самый - самый»).
Чтобы снизить напряжение стараемся переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игры. Такие как: «Наливаем, выливаем, сравниваем», «Рисунки на песке», «Разговор с игрушкой» и т.д. Насыщаем эмоциональным и нравственным содержанием игры и занятия (занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес», «В гостях у зайки») игры с элементами театрализованной деятельности «Пошел котик на Торжок», «Репка» и т.д.
Мебель в группе расставлена таким образом, чтобы получались изолированные уголки, чтобы дети чувствовали себя уединенно и комфортно. Занятия облегчают адаптацию ребенка к ДОУ. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться с помощью рисунков, в которых отражается его эмоциональное состояние; в рисунках он может выразить свое отношение к окружающему миру. Детям нравится рисовать красками и лепить.
В период адаптации используем те же приемы воспитания, которыми дома пользуются родители ребенка. Например, малыша 2-3 лет можно покачать, если он привык засыпать при укачивании, можно посидеть с ним рядом, рассказать ему сказку, дать «любимую игрушку», которую он попросил или принес из дома. Ласковое отношение, прикосновения, поглаживание, укачивание помогает ребенку быстрее адаптироваться в группе ДОУ. Помогает детям адаптироваться к режиму и коллективу группы наличие альбома, где размещаются их семейные фотографии. Это дает им возможность в любое время увидеть своих родителей и других близких людей.
С первых дней пребывания ребенка в детском дошкольном образовательном учреждении его приучаем к выполнению режима дня, организованности и порядку, систематическим физическим нагрузкам, максимальному пребыванию на свежем воздухе.
Мы стараемся, чтобы детский сад стал для детей местом, где им уютно, хорошо, комфортно: для этого создаем спокойную обстановку, ведем индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляя доверие, любовь и уважение, чтобы каждый ребенок думал: «меня в саду ждут все, меня любят».
Главная задача, которую мы решаем совместно с родителями – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому стараемся, чтобы речь была предельно выразительной, эмоциональной, спокойной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.
Для успешной организации процесса адаптации малышей нам необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения этих задач мы активно реализовываем процесс самообразования: знакомимся с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимаем участие в методических мероприятиях, активно сотрудничаем с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт работы в детском саду. Планируем и реализовываем мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей, а также осуществляем целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Используем произведения устного народного творчества в работе с детьми. В образовательной и совместной деятельности применяем игровые методы с использованием региональных игрушек, сказочных персонажей, стилизованных предметов, аудиовизуальных средств. Организуем педагогические ситуации при помощи сказочных персонажей и с применением поговорок, закличек, потешек, прибауток.
Много узнаем друг о друге, учимся доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности.
К проектированию будущего взаимодействия переходим вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Совместными усилиями с родителями создаем благоприятную среду для развития детей, малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.
В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.
Успешная адаптация - это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Мои малыши с радостью и много говорят о детском саде, о своих друзьях, делах и я могу считать, что адаптационный период закончился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление созданием условий для обеспечения психофизического развития детей раннего возраста. Выступление.
Выступление...
Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»
«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»...
«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
Создание благоприятных условий способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в период адаптации...
Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общению с незнакомыми людь...
Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...
«Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста»
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....