«Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».
консультация ( группа) на тему

Попко Ольга Владимировна

Семинар – практикум

Тема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».

Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты Попко О.В.

Данный семинар-практикум  адресован  педагогическим  работникам системы дошкольного образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Целью семинара-практикума является повышение педагогического мастерства  педагогов в вопросах организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_mart.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар – практикум

Тема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».

Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты Попко О.В.

Цель: повышение педагогического мастерства  педагогов в вопросах организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Формировать мотивационную готовность педагогов к совместным проектам с родителями и детьми.
  • Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  • Стимулировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению подходов и содержания работы с родителями.
  • Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке совместных проектов.

Основные принципы семинара:

  • Принцип безоценочности действий и личности участников;
  • Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  • Принцип активности;
  • Принцип осознания поведения;
  • Принцип партнерского общения.

Материалы к семинару:

Листы бумаги А4, фломастеры, фото, вырезки из журналов, клей, ноутбуки, принтеры; блоки к игре «Сложи дом»

Предшествующая работа:

Старший воспитатель - изучить раздел «Работа с родителями» основной образовательной программы МДОУ №8;

Воспитатели - определить тематику совместных проектов по возрастным группам.

Структура семинара – практикума:
1. Вводная часть – 5 минут.
2. Основная часть: Мини – лекция –10 минут, изготовление рекламных виньеток проектов совместной деятельности с родителями – 20  минут. Презентация проектов 15 минут, видиопрезентация.

3. Заключительная часть –5 мин.
итого: 55 минут

План семинара – практикума:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.

2.1. Мини-лекция «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».

2.2. Реклама проектов для детей и взрослых. Изготовление  рекламных флаеров.
3
. Подведение итогов, обратная связь.

       Ход семинара.

  1. Вводная часть.

Старый педагогический афоризм гласит:  «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Установление контактов с родителями воспитанников – начало всех начал для педагога детского сада. Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы в ходе нашего семинара.

Мини-лекция.

       Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.

        Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

          В соответствии с законом "Об образовании в РФ" [Глава 4] [Статья 44] Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

         ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.         Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

         Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы в ходе нашего семинара.

          Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

          Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях, поможет увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для педагога.

            Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы педагога с родителями:

            Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

  • Выработка единства требований семьи и детского сада к воспитанию личности ребёнка.
  • Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работы.
  • Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
  • Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

       Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

       Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и

с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений;

взаимная поддержка.

        В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.
  • Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол, симпозиум, дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг, педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, деловые игры.
  • Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
  • Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.
  • Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

     

                 Метод проектов позволит педагогу интегрировать все предложенные  формы и обеспечит необходимые условия для построения единого образовательного пространства семьи и детского сада.

                 Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.                                      

                 Проект - это специально организованный педагогом  и выполняемый  совместно с родителями комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
                Метод проектов - система обучения, при которой родители приобретают педагогические  знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение участниками какой-то проблемы.
               Метод проектов описывает комплекс действий  и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
               Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании родителями, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей семейной педагогической деятельности.

           

 Игра «Сложи дом»

            Если представить проект в виде дома, то этот дом будет состоять из 5 этажей.

Давайте попробуем собрать такой дом.

1 этаж - ПРОБЛЕМА
2 этаж - Проектирование
или  планирование;
3 этаж - Поиск информации;
4 этаж - Продукт;
5 этаж - Презентация.

И крыша дома  Шестое «П» - портфолио, в котором

 собраны наработанные материалы  (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Задачи совместной  проектной деятельности воспитателя и родителей: 

  • Расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
  • Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
  • Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
  • Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
  • Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания

Типология проектов

Классификация

Типы

По количеству

Индивидуальные, парные,         Групповые, фронтальные

По содержанию

Моно-проекты (1 образовательная область)

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

Краткосрочные (мини-проекты (неск. занятий, 1-4 недели)

Среднесрочные (от 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

Тип проекта и содержание (по Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет, отчетов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов

практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни (лук на подоконнике, правила группы) или используются в оформлении детского сада (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, спектакля, видеофильм, совместная газета

Беседа по теме мини-лекции. Дискуссия. Ответы на вопросы.

              2.2. Реклама проектов для детей и взрослых.

              Изготовление  рекламных флаеров.

              В ходе подготовки к семинару Вам было предложено определить тематику совместных проектов по возрастным группам. С целью привлечения интереса родителей к совместной деятельности по проекту можно использовать рекламную листовку (флаер) вашего проекта.

              Флаеры — один из способов быстрой и массовой рекламы. Флаер — это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют флаеры, в основном, как раздаточный материал в различных рекламных и промоакциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. В отличие от приглашений, обычно персонализированных, флаером может воспользоваться любой человек.

                Дизайн флаеров стремятся сделать наиболее подходящим под происходящее событие, чтобы за минимальное время привлечь наибольшее количество заинтересованных людей. В зависимости от того, что рекламируется флаером и какова целевая аудитория, они могут быть имиджевыми или информационными, содержать в себе различную информацию о проекте. Флаеры могут быть выполненными в цвете или чёрно-белыми, одно- или двусторонними, на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге.  Геометрическая форма обычно стандартная — прямоугольная, но может быть и любой.

Форматы флаеров:

1/3 А4 — 99 × 210 мм

А5 — 148 × 210 мм

А6 — 105 × 148 мм

А7 — 74 × 105 мм

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
                 Дизайн и контент флаера.

Флаеры могут быть выполненными в цвете или чёрно-белыми, одно- или двусторонними, на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге.  Геометрическая форма обычно стандартная — прямоугольная, но может быть и любой.

Форматы флаеров:

1/3 А4 — 99 × 210 мм

А5 — 148 × 210 мм

А6 — 105 × 148 мм

А7 — 74 × 105 мм

У Вашего флаера есть всего 3-5 секунд, чтобы на него обратили внимание и захотели прочитать. Поэтому дизайн должен быть запоминающимся. Использовать яркие и сочные фото или сделать флаер в «минималистическом» стиле – зависит уже от Вашего вкуса и чувства стиля. Главная задача – он должен зацепить.

Не пишите много текста, он никому не нужен. Имидж + слоган + короткое пояснение – этого будет достаточно. Самое главное: хороший дизайн флаера  -   это факт. И если его нет, то коэффициент полезного действия резко снижается.

К изготовлению флаеров можно подключить детей и родителей. А сейчас, предлагаю вам попробовать разработать флаер к вашему проекту.

По окончании работы воспитатели знакомят коллег с тематикой проекта совместной деятельности с родителями и детьми и проводят презентацию своих флаеров.

3.Подведение итогов, обратная связь.

Обратая связь от участников семинара:

Воспитателям предлагается  продолжить высказывание

- Я освоила…..

- Я поняла, что….

- На семинаре возникла идея….

- Мой педагогический опыт …..

- Я буду…….и т.п.

Удачи Вам, Вашему  любимому делу и хорошего настроения!

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 8 города Алушты.                                                     В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год

Интернет ресерсы: https://ru.wikipedia.org; http://pandia.ru; http://www.printmarket.ua


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

Педагогическое взаимодействие детского сада и семьи

Данный проект необходим педагогам и родителям специализированных дошкольных учреждений осуществляющих коррекцию и оздоровление детей дошкольного возраста....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

"Лэпбук как форма организации взаимодействия детского сада и семьи"

Детство – это уникальный период в жизни ребёнка и в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с ребенком нахо...

«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»

Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...

«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»

Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос ра...