«Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».
консультация ( группа) на тему
Семинар – практикум
Тема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».
Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты Попко О.В.
Данный семинар-практикум адресован педагогическим работникам системы дошкольного образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Целью семинара-практикума является повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_mart.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
Тема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».
Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты Попко О.В.
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
Задачи:
- Формировать мотивационную готовность педагогов к совместным проектам с родителями и детьми.
- Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Стимулировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению подходов и содержания работы с родителями.
- Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке совместных проектов.
Основные принципы семинара:
- Принцип безоценочности действий и личности участников;
- Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
- Принцип активности;
- Принцип осознания поведения;
- Принцип партнерского общения.
Материалы к семинару:
Листы бумаги А4, фломастеры, фото, вырезки из журналов, клей, ноутбуки, принтеры; блоки к игре «Сложи дом»
Предшествующая работа:
Старший воспитатель - изучить раздел «Работа с родителями» основной образовательной программы МДОУ №8;
Воспитатели - определить тематику совместных проектов по возрастным группам.
Структура семинара – практикума:
1. Вводная часть – 5 минут.
2. Основная часть: Мини – лекция –10 минут, изготовление рекламных виньеток проектов совместной деятельности с родителями – 20 минут. Презентация проектов 15 минут, видиопрезентация.
3. Заключительная часть –5 мин.
итого: 55 минут
План семинара – практикума:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
2.1. Мини-лекция «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».
2.2. Реклама проектов для детей и взрослых. Изготовление рекламных флаеров.
3. Подведение итогов, обратная связь.
Ход семинара.
- Вводная часть.
Старый педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Установление контактов с родителями воспитанников – начало всех начал для педагога детского сада. Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?
На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы в ходе нашего семинара.
Мини-лекция.
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с законом "Об образовании в РФ" [Глава 4] [Статья 44] Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:
– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?
На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы в ходе нашего семинара.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях, поможет увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для педагога.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы педагога с родителями:
Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и детского сада к воспитанию личности ребёнка.
- Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работы.
- Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
- Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и
с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений;
взаимная поддержка.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи:
- Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.
- Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол, симпозиум, дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг, педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, деловые игры.
- Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
- Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.
- Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.
Метод проектов позволит педагогу интегрировать все предложенные формы и обеспечит необходимые условия для построения единого образовательного пространства семьи и детского сада.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проект - это специально организованный педагогом и выполняемый совместно с родителями комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой родители приобретают педагогические знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение участниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании родителями, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей семейной педагогической деятельности.
Игра «Сложи дом»
Если представить проект в виде дома, то этот дом будет состоять из 5 этажей.
Давайте попробуем собрать такой дом.
1 этаж - ПРОБЛЕМА
2 этаж - Проектирование или планирование;
3 этаж - Поиск информации;
4 этаж - Продукт;
5 этаж - Презентация.
И крыша дома Шестое «П» - портфолио, в котором
собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Задачи совместной проектной деятельности воспитателя и родителей:
- Расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
- Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
- Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
- Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
- Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
- Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания
Типология проектов
Классификация | Типы |
По количеству | Индивидуальные, парные, Групповые, фронтальные |
По содержанию | Моно-проекты (1 образовательная область) Интегративные (2 и более образовательных областей) |
По продолжительности | Краткосрочные (мини-проекты (неск. занятий, 1-4 недели) Среднесрочные (от 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
Тип проекта и содержание (по Киселевой)
Тип проекта | Содержание |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет, отчетов, докладов. |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. |
Информационный | Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов |
практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни (лук на подоконнике, правила группы) или используются в оформлении детского сада (выращивание цветов). |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, спектакля, видеофильм, совместная газета |
Беседа по теме мини-лекции. Дискуссия. Ответы на вопросы.
2.2. Реклама проектов для детей и взрослых.
Изготовление рекламных флаеров.
В ходе подготовки к семинару Вам было предложено определить тематику совместных проектов по возрастным группам. С целью привлечения интереса родителей к совместной деятельности по проекту можно использовать рекламную листовку (флаер) вашего проекта.
Флаеры — один из способов быстрой и массовой рекламы. Флаер — это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют флаеры, в основном, как раздаточный материал в различных рекламных и промоакциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. В отличие от приглашений, обычно персонализированных, флаером может воспользоваться любой человек.
Дизайн флаеров стремятся сделать наиболее подходящим под происходящее событие, чтобы за минимальное время привлечь наибольшее количество заинтересованных людей. В зависимости от того, что рекламируется флаером и какова целевая аудитория, они могут быть имиджевыми или информационными, содержать в себе различную информацию о проекте. Флаеры могут быть выполненными в цвете или чёрно-белыми, одно- или двусторонними, на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге. Геометрическая форма обычно стандартная — прямоугольная, но может быть и любой.
Форматы флаеров:
1/3 А4 — 99 × 210 мм
А5 — 148 × 210 мм
А6 — 105 × 148 мм
А7 — 74 × 105 мм
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Дизайн и контент флаера.
Флаеры могут быть выполненными в цвете или чёрно-белыми, одно- или двусторонними, на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге. Геометрическая форма обычно стандартная — прямоугольная, но может быть и любой.
Форматы флаеров:
1/3 А4 — 99 × 210 мм
А5 — 148 × 210 мм
А6 — 105 × 148 мм
А7 — 74 × 105 мм
У Вашего флаера есть всего 3-5 секунд, чтобы на него обратили внимание и захотели прочитать. Поэтому дизайн должен быть запоминающимся. Использовать яркие и сочные фото или сделать флаер в «минималистическом» стиле – зависит уже от Вашего вкуса и чувства стиля. Главная задача – он должен зацепить.
Не пишите много текста, он никому не нужен. Имидж + слоган + короткое пояснение – этого будет достаточно. Самое главное: хороший дизайн флаера - это факт. И если его нет, то коэффициент полезного действия резко снижается.
К изготовлению флаеров можно подключить детей и родителей. А сейчас, предлагаю вам попробовать разработать флаер к вашему проекту.
По окончании работы воспитатели знакомят коллег с тематикой проекта совместной деятельности с родителями и детьми и проводят презентацию своих флаеров.
3.Подведение итогов, обратная связь.
Обратая связь от участников семинара:
Воспитателям предлагается продолжить высказывание
- Я освоила…..
- Я поняла, что….
- На семинаре возникла идея….
- Мой педагогический опыт …..
- Я буду…….и т.п.
Удачи Вам, Вашему любимому делу и хорошего настроения!
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 8 города Алушты. В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
Интернет ресерсы: https://ru.wikipedia.org; http://pandia.ru; http://www.printmarket.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Вторая младшая группа.Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен познакомиться с семьёй воспит...
Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)
Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...
Педагогическое взаимодействие детского сада и семьи
Данный проект необходим педагогам и родителям специализированных дошкольных учреждений осуществляющих коррекцию и оздоровление детей дошкольного возраста....
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
"Лэпбук как форма организации взаимодействия детского сада и семьи"
Детство – это уникальный период в жизни ребёнка и в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с ребенком нахо...
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос ра...