ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФГОС ОО
консультация ( группа) на тему

Стрижакова Елена Викторовна

Технологичность - одна из характеристик деятельности педагогов XXI века. Педагогическая техлогия помогает ответить педагогу на вопрос "Почему я это делаю", в результате чего процесс решения задач становится последовательным и осознанным, которые прогнозируют целевые ориентиры результаты.

Пространство детства и музыки неразрывно связано с понятием игры, которая определяет  сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития дошкольников.

Педагогические технологиии детского творчества изучают ежедневные достижения обычных детей, которые являются вехами в становлении личности детей, важными этапами социализации в этом мире.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ  ФГОС ОО

Технологичность – одна из характеристик деятельности педагогов XXI века. Педагогическая технология помогает ответить педагогу на вопрос «Почему я это делаю?», в результате чего  процесс решения задач становится последовательным и осознанным, которые прогнозируют целевые ориентиры результата.

Пространство детства и музыки неразрывно связано с понятием игры, которая  определяет сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития дошкольников.

В основе  педагогических технологий, базирующихся на разнообразии форм и видов музыкальной  деятельности, лежат основные принципы, разработанные ФГОС ОО, а именно:

  1. Принцип гуманизации, учитывающий особенности личности ребёнка, индивидуального сценария его развития в процессе музыкально-художественной деятельности.
  2. Принцип учёта  возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, кризис и возрастные новообразования на определённом этапе развития предопределяют расстановку новых акцентов в содержании, методах и приёмах педагогической технологии.
  3. Принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, в котором ребёнок – партнёр в музыкально-игровом пространстве.
  4. Принцип педагогической поддержки, основной задачей которого является поиск адекватного решения возникшей проблемы, результатом которого является снятие эмоциональной напряжённости.
  5. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества как с ребёнком, так и с семьёй и специалистами ДОУ.
  6. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, в котором должны быть отражены 3 основных вопроса отражения цели: для чего? зачем?; Что?; Как?.
  7. Принцип систематичности и продуктивности в организации музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве. [1]

Это некий итог того, как дошкольник воспринимает, интерпретирует (исполняет) и выражает своё творческое начало в продуктах деятельности (например, в образе, воплощённом в рисунке, танце, игре, слове и т.д.).

Принципы в системе образования: гуманизации, интеграции, индивидуализации, демократизации - в психологии образовательного процесса,  плавно перетекают в систему принципов психического развития человека по В.П.Зинченко, который предусматривает: « Творческий характер развития; ведущую роль социокультурного и  сенситивных периодов развития; совместную деятельность и общение; ведущую деятельность и законы ее смены; определение зоны ближайшего развития; амплификацию (расширение) детского развития; непреходящая  ценность всех этапов детского развития; единство аффекта и интеллекта (принцип активного деятеля); опосредствующую роль знаково-символических структур; интериоризацию; экстериоризацию и неравномерноть (гетерохронность) развития»[2].  Именно эти принципы психического развития человека воспроизведены  в задачах ФГОС и принципах педагогических технологий.

Педагогические технологии, как инструмент, позволяющий педагогу эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности,  направлены на развитие всех познавательных психических процессов в организации разнообразных форм в художественно-эстетической области.

Виды педагогических технологий направлены на:

  • развитие творческого воображения в процессе слушания музыки:
  • организацию музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях цвета и музыки;
  •  развитие эмоциональной отзывчивости;
  • развитие интереса друг к другу в процессе использования малых форм фольклора;
  •  развитие сотрудничества в процессе пения;
  • организацию детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей;
  • развитие певческих  и исполнительских  умений в музыкально-дидактических играх;
  • развитие танцевального, песенного творчества в музыкальных играх-этюдах;
  • художественно-творческое развитие в хороводных играх.

Разнообразие педагогических технологий синкретично. Синкретичность дошкольного детства позволяет объединять различные способы художественно- творческой деятельности дошкольников и наиболее полно выражать себя.

Применение педагогической технологии требует предварительной работы. Необходимо продумать план   её реализации и  воссоздать условия для детей таким образом, чтобы воссоздать  то общение, предметную среду и ту деятельность, в которой  высшие социальные эмоции возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся  их потребностями и предпочтениями.

Формы работы музыкально-педагогических технологий решаются:

  • в  совместной деятельности педагогов и детей;
  • в  совместной деятельности с семьёй;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • при организации режимных моментов.

Важнейшим условием становится организация  в группе музыкальной среды, побуждающей ребёнка к активной совместной звуковой деятельности, а потом и к самостоятельной.

Используются  методы музыкального обучения:

  1. Метод эмоционально-художественное погружение
  2. Метод игровых индивидуальных заданий

3.  Метод комплексного воздействия  разных видов искусств

4. Метод сравнения и сопоставления

     5. Метод наблюдения музыкально-ритмической импровизации детьми во время свободной и специально организованной музыкальной деятельности

    6. Метод совместного рассматривания и обсуждения с  детьми рисунков

      7. Метод рефлексии

Алгоритм  любой педагогической  технологии предполагает несколько этапов:

I этап.

Подготовительный. Организуем музыкально-интерактивную  среду группы.

Обогащаем музыкально-слуховой опыт ребёнка в процессе индивидуального взаимодействия.  Размещаем в музыкально-интерактивной  среде:

– компьютер с компакт дисками, электронные носители;

– аудионоситель, кассеты или диски с записью музыкальных произведений;

– цветные стихи, эстетические «красивые» сказки;

–  книги музыковедческого содержания для детей и взрослых;

– «цветная музыка» в иллюстрациях к музыкальным произведениям;

– музыкально-дидактические пособия, направленные на развитие музыкальных эмоций, музыкальных средств выразительности.

II этап.

Способствуем накоплению музыкально-интерактивного опыта детей. Активизируем творческое воображение, включаем ребёнка в активный процесс восприятия музыки.

Обогащаем представления  детей о средствах выразительности изобразительного искусства. Развиваем  разнообразные практические умения детей в интерактивной и изобразительной деятельностях (рисовании, лепке, аппликации).

III этап.

Активизируем самостоятельную продуктивную деятельность ребёнка в музыкальном пространстве. Формируем  экспериментальную  ситуацию по подготовке данного направления педагогической технологии.

Таким образом, педагогические технологии способствуют формированию целевых ориентиров ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, заложенных в основу ФГОС.

Ребёнок:

  • овладевает основными культурными способами деятельности;
  •     обладает развитым воображением;
  • располагает  установкой положительного отношения к миру;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • проявляет инициативу и самостоятельность;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам;
  • проявляет любознательность;
  • обладает начальными знаниями в различных областях;
  • способен к принятию решений на основе своих знаний и умений в различных видах деятельности.

Педагогические технологии детского творчества изучают ежедневные достижения обычных детей, которые могут не замечать их родители и которые не представляют интереса для широкой общественности, но являются вехами в становлении личностей детей, важными этапами их социализации в этом мире.

Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческой личности.

Критериями оценки реакции ребёнка на музыку являются:

- эмоциональность;

- внимание и сосредоточенность;

- адекватность игрового действия музыкальному произведению.

Атмосфера равно партнёрского игрового общения - детей и педагога, возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия в рамках технологии) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам.

Современные педагогические технологии музыкального воспитания дошкольников – это «промежуточный результат продолжающегося научно-практического поиска, который позволит, с одной стороны, сделать жизнь ребёнка более счастливой, благополучной и интересной, а с другой – обогатит профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования».

Список литературы

  1. Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. Детство с музыкой. СПб,2010.
  2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Москва,2002


[1] Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Санкт-Петербург Детство-Пресс,2010

[2] Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Москва,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»

Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...

Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)

патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников,  приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

Педагогический всеобуч "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"

Процессы умывания, кормления, причёсывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, од...