ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФГОС ОО
консультация ( группа) на тему
Технологичность - одна из характеристик деятельности педагогов XXI века. Педагогическая техлогия помогает ответить педагогу на вопрос "Почему я это делаю", в результате чего процесс решения задач становится последовательным и осознанным, которые прогнозируют целевые ориентиры результаты.
Пространство детства и музыки неразрывно связано с понятием игры, которая определяет сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития дошкольников.
Педагогические технологиии детского творчества изучают ежедневные достижения обычных детей, которые являются вехами в становлении личности детей, важными этапами социализации в этом мире.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФГОС ОО
Технологичность – одна из характеристик деятельности педагогов XXI века. Педагогическая технология помогает ответить педагогу на вопрос «Почему я это делаю?», в результате чего процесс решения задач становится последовательным и осознанным, которые прогнозируют целевые ориентиры результата.
Пространство детства и музыки неразрывно связано с понятием игры, которая определяет сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития дошкольников.
В основе педагогических технологий, базирующихся на разнообразии форм и видов музыкальной деятельности, лежат основные принципы, разработанные ФГОС ОО, а именно:
- Принцип гуманизации, учитывающий особенности личности ребёнка, индивидуального сценария его развития в процессе музыкально-художественной деятельности.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, кризис и возрастные новообразования на определённом этапе развития предопределяют расстановку новых акцентов в содержании, методах и приёмах педагогической технологии.
- Принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, в котором ребёнок – партнёр в музыкально-игровом пространстве.
- Принцип педагогической поддержки, основной задачей которого является поиск адекватного решения возникшей проблемы, результатом которого является снятие эмоциональной напряжённости.
- Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества как с ребёнком, так и с семьёй и специалистами ДОУ.
- Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, в котором должны быть отражены 3 основных вопроса отражения цели: для чего? зачем?; Что?; Как?.
- Принцип систематичности и продуктивности в организации музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве. [1]
Это некий итог того, как дошкольник воспринимает, интерпретирует (исполняет) и выражает своё творческое начало в продуктах деятельности (например, в образе, воплощённом в рисунке, танце, игре, слове и т.д.).
Принципы в системе образования: гуманизации, интеграции, индивидуализации, демократизации - в психологии образовательного процесса, плавно перетекают в систему принципов психического развития человека по В.П.Зинченко, который предусматривает: « Творческий характер развития; ведущую роль социокультурного и сенситивных периодов развития; совместную деятельность и общение; ведущую деятельность и законы ее смены; определение зоны ближайшего развития; амплификацию (расширение) детского развития; непреходящая ценность всех этапов детского развития; единство аффекта и интеллекта (принцип активного деятеля); опосредствующую роль знаково-символических структур; интериоризацию; экстериоризацию и неравномерноть (гетерохронность) развития»[2]. Именно эти принципы психического развития человека воспроизведены в задачах ФГОС и принципах педагогических технологий.
Педагогические технологии, как инструмент, позволяющий педагогу эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности, направлены на развитие всех познавательных психических процессов в организации разнообразных форм в художественно-эстетической области.
Виды педагогических технологий направлены на:
- развитие творческого воображения в процессе слушания музыки:
- организацию музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях цвета и музыки;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие интереса друг к другу в процессе использования малых форм фольклора;
- развитие сотрудничества в процессе пения;
- организацию детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей;
- развитие певческих и исполнительских умений в музыкально-дидактических играх;
- развитие танцевального, песенного творчества в музыкальных играх-этюдах;
- художественно-творческое развитие в хороводных играх.
Разнообразие педагогических технологий синкретично. Синкретичность дошкольного детства позволяет объединять различные способы художественно- творческой деятельности дошкольников и наиболее полно выражать себя.
Применение педагогической технологии требует предварительной работы. Необходимо продумать план её реализации и воссоздать условия для детей таким образом, чтобы воссоздать то общение, предметную среду и ту деятельность, в которой высшие социальные эмоции возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
Формы работы музыкально-педагогических технологий решаются:
- в совместной деятельности педагогов и детей;
- в совместной деятельности с семьёй;
- в самостоятельной деятельности детей;
- при организации режимных моментов.
Важнейшим условием становится организация в группе музыкальной среды, побуждающей ребёнка к активной совместной звуковой деятельности, а потом и к самостоятельной.
Используются методы музыкального обучения:
- Метод эмоционально-художественное погружение
- Метод игровых индивидуальных заданий
3. Метод комплексного воздействия разных видов искусств
4. Метод сравнения и сопоставления
5. Метод наблюдения музыкально-ритмической импровизации детьми во время свободной и специально организованной музыкальной деятельности
6. Метод совместного рассматривания и обсуждения с детьми рисунков
7. Метод рефлексии
Алгоритм любой педагогической технологии предполагает несколько этапов:
I этап.
Подготовительный. Организуем музыкально-интерактивную среду группы.
Обогащаем музыкально-слуховой опыт ребёнка в процессе индивидуального взаимодействия. Размещаем в музыкально-интерактивной среде:
– компьютер с компакт дисками, электронные носители;
– аудионоситель, кассеты или диски с записью музыкальных произведений;
– цветные стихи, эстетические «красивые» сказки;
– книги музыковедческого содержания для детей и взрослых;
– «цветная музыка» в иллюстрациях к музыкальным произведениям;
– музыкально-дидактические пособия, направленные на развитие музыкальных эмоций, музыкальных средств выразительности.
II этап.
Способствуем накоплению музыкально-интерактивного опыта детей. Активизируем творческое воображение, включаем ребёнка в активный процесс восприятия музыки.
Обогащаем представления детей о средствах выразительности изобразительного искусства. Развиваем разнообразные практические умения детей в интерактивной и изобразительной деятельностях (рисовании, лепке, аппликации).
III этап.
Активизируем самостоятельную продуктивную деятельность ребёнка в музыкальном пространстве. Формируем экспериментальную ситуацию по подготовке данного направления педагогической технологии.
Таким образом, педагогические технологии способствуют формированию целевых ориентиров ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, заложенных в основу ФГОС.
Ребёнок:
- овладевает основными культурными способами деятельности;
- обладает развитым воображением;
- располагает установкой положительного отношения к миру;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- проявляет инициативу и самостоятельность;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам;
- проявляет любознательность;
- обладает начальными знаниями в различных областях;
- способен к принятию решений на основе своих знаний и умений в различных видах деятельности.
Педагогические технологии детского творчества изучают ежедневные достижения обычных детей, которые могут не замечать их родители и которые не представляют интереса для широкой общественности, но являются вехами в становлении личностей детей, важными этапами их социализации в этом мире.
Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческой личности.
Критериями оценки реакции ребёнка на музыку являются:
- эмоциональность;
- внимание и сосредоточенность;
- адекватность игрового действия музыкальному произведению.
Атмосфера равно партнёрского игрового общения - детей и педагога, возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия в рамках технологии) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам.
Современные педагогические технологии музыкального воспитания дошкольников – это «промежуточный результат продолжающегося научно-практического поиска, который позволит, с одной стороны, сделать жизнь ребёнка более счастливой, благополучной и интересной, а с другой – обогатит профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования».
Список литературы
- Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. Детство с музыкой. СПб,2010.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Москва,2002
[1] Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Санкт-Петербург Детство-Пресс,2010
[2] Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Москва,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»
Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...
Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)
патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...
Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"
Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...
Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников, приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....
Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр
Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...
Педагогический всеобуч "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"
Процессы умывания, кормления, причёсывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, од...