Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав рассказ, стихотворение, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, и ко всему, кто живет вокруг них. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей беречь и любить природу, защищать ее, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы
в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.
Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав рассказ, стихотворение, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, и ко всему, кто живет вокруг них. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей беречь и любить природу, защищать ее, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.
В педагогике существуют общие принципы отбора произведений:
− Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий.
− Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди, а произведения, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.
- Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Во время прогулок можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах). При работе с художественной литературой на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето, зиму, и т.д. Дети фантазируют, составляют небольшие рассказы. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Таким образом, художественная литература служит незаменимым средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию понятий о единстве человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребенке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338930-1384005583.jpg)
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-471270-1408961594.jpg)
Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/28/picture-496711-1732806303.jpg)
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-617798-1484119948.jpg)
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-626005-1430136167.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие.В...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-753423-1455263045.jpg)
Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."
Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....