Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав рассказ, стихотворение, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, и ко всему, кто живет вокруг них. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей беречь и любить природу, защищать ее, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol.docx13.66 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  художественной литературы

в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав рассказ, стихотворение, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, и ко всему, кто живет вокруг них. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей беречь и любить природу, защищать ее, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

В педагогике существуют общие принципы отбора произведений:

− Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий.

− Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди, а произведения, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

 -  Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Во время прогулок можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах). При работе с художественной литературой на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето, зиму, и т.д. Дети фантазируют, составляют небольшие рассказы. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе.

Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

Таким образом, художественная литература служит незаменимым средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию понятий о единстве человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.В...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....