Дороги, ведущие к искусству
статья ( группа) на тему

Степанова Ольга Владимировна

Искусство – необходимая  часть жизни человека. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,  мы постоянно  ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека, уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, эксперимен­тируем. Задача сложная – ведь  жизнь меняется  стремительно.  Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – всё  больше... Вот только удивляются всё меньше. Меньше  восхищаются, не­годуют. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах. Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую дея­тельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Оказать помощь в решении этой задачи поможет изобра­зительное искусство.

С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». Порой малышам не нужны краски, кисточки и карандаши. Они пытаются рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом ребенок в своем творчестве не только отражает, что он видит и чувствует, но и знакомится с разными по свойствам материалами и предметами. Подрастая, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в воспитательно-образовательный процесс самые необычные средства изображения: трубочки для коктейля, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

В основу нашей работы по обучению нестандартным приемам рисования, упражнений, игр и разнообразным средствам в изобразительном творчестве используется пособие Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Малыши в раннем возрасте только учатся владеть художественными инструментами, потому им легче контролировать движения своего собственного пальчика, чем карандаша или кисти. Поэтому с ними лучше начинать с рисования «пальчиками», когда ребенок пальчик опускает в баночку с краской и пытается на листе изобразить свое то или иное. Это самый простой способ получения изображения, обеспечивающий ребенку свободу действий. Затем малыш осваивает способ рисования «ладошкой»: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге.

С трех лет младший дошкольник успешно осваивает рисование пробками и печатками из картошки. Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет.

В старшем дошкольном возрасте (4—7 лет) дети легко усваивают такие способы рисования как:  «оттиск поролоном» и «оттиск пенопластом», когда ребенок прижимает пенопласт или поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу; «тычок жесткой полусухой кистью», ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, при работе кисть в воду не опускаем; «монотипия предметная», здесь ребенок складывает лист бумаги вдвое, и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. Затем снова складывает лист пополам. В этой технике рисуются симметричные предметы. Полученное изображение можно украсить; «кляксография предметная», где ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается и определяется, «А на что это похоже?». Недостающие детали дорисовываются; «кляксография с трубочкой», ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует через трубочку так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали также дорисовываются; «кляксография с ниточкой», ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются кистью; «набрызг», ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку или стеку) и ударяет кистью о картон, либо зубной щеткой набирает немного краски, а стекой проводит по поверхности щетки быстрыми движениями. Брызги полетят на бумагу.

В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создавать более выразительный образ.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они готовы многократно повторять то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Методическая разработка раскрывает важность использования игр при ознакомлении детей с ПДД....

Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".

Управление образования администрации Старооскольского     городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...

Консультация "Игра - ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах"

В консультации раскрыта сущность игры в рамках обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах....

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Сообщение для педагогов на ГМО "Синтез искусств - ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

Материал адресован музыкальным руководителям. В докладе подробно рассмотрены условия, а также формы, методы и приёмы работы с детьми для успешного ознакомления с различными видами искусства....