Воспитание духовности
консультация (старшая группа) на тему

в статье рассматривается вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, потому как духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, формирует уважение к традициям своего народа. Авторы статьи описывают проводимую в ДОУ работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_vospitanie_duhovnosti.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Борисюк Елена Владимировна,

воспитатель

 Мячина Татьяна Николаевна,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №57 «Радуга»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Воспитание духовности

Аннотация: в статье рассматривается вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, потому как духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, формирует уважение к традициям своего народа. Авторы статьи описывают проводимую в ДОУ работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: духовность, нравственное воспитание, русские традиции

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой личности, инициативной. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.  Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребёнке при одном, среди прочих, условий – реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна.  Мы в детском саду планомерно проводим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения, дело необычайно трудное и деликатное, требующее единения желаний всех: педагогов, детей и родителей. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса всё богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:

*непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей,

*продвижение от опыта к знанию,

*усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

 Цель нашей работы с детьми – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребёнка.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию в детском саду:         1.Предметно – развивающая среда.

Для  решения поставленных задач в детском саду создана соответствующая предметно-развивающая среда. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки придают группам теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры: «Льняные смотрины», «Куклы-самокрутки», «В гости к дедушке Фольклору» и другие. Они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

 2. Виды деятельности. Поисково-исследовательская деятельность.

 К этому виду мы относим проектную деятельность «Моя родословная», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина» и другие.

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Салки», «Чей головной убор?», «Раю-раю» и другие.

Познавательная деятельность. Педагоги осуществляют с детьми непосредственно образовательную деятельность.

Театрализованная  и продуктивная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творчески направленной личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их.

Все виды деятельности, которые мы применяем в своей работе, создают благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребёнка, способствуют развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.

Список литературы.

1.Васильева З.И.: Нравственное воспитание./З.Н. Васильева- М.: Просвещение,1978-354с

2.Венгер, Л.А. Воспитание детей в игре/Л.А. Венгер.- М.: Профессиональное образование,2003.-267с.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы.» М.:Мозаика-Синтез,2010.-331с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности в современном мире

Выступление на научно-практической конференции. Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"Содержание: актуальность, проблемность. понятие о духовных ценностях, средства духовного...

Воспитание духовности в современном мире

Выступление на научно-практической конференции. Тема: Презентация  "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"Содержание: актуальность, . понятие о духовных ценностях, средства дух...

обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"

 В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...

Консультация "Экологическое воспитание как инструмент в воспитании духовно - нравственных качеств"

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце ест...