Этот сказочный мир
проект (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
План-проект «Этот сказочный мир»
Актуальность
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды – стали забывать культуру своего народа, своего родного края.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.
Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.
Для того, чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.
Проект выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. Проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. В этом и выражается его основное преимущество.
Направления в организации работы
В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.
Проект «Предания старины глубокой» знакомит с малыми фольклорными формами: загадкам, заповедями, оберегами, наставлениями и запретами коренных народов;
Проект «Этот сказочный мир» Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области. Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.
Проект «Легенды с берегов Байкала» призван познакомить детей с легендами, сказками народов, населяющих Приангарье;
Проект «Краски сибирских художников» знакомит детей с картинами художников, иллюстраторами детских книг. Самостоятельная работа над созданием иллюстраций понравившихся произведений.
Проект «Лейся, песня» знакомит с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья: фольклорные праздники, посвященные календарным и церковным датам, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы.
Двухгодичный курс
- развитие интереса и любви к своему краю, национально – культурных традиций;
- формирование представлений о фольклоре Приангарья: сказках, преданиях, легендах.
- организация творческой деятельности по усвоению фольклорного наследия народов Иркутской области.
- Продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Обращать внимание на выразительные средства: образные слова и выражения, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, скороговорками.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях.
- Помогать объяснять основные различия между литературными жанрами
- Продолжать знакомить с произведениями живописи известных художников, расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги
- Воспитывать интерес к искусству родного края: декоративно-прикладному, изобразительному, литературному, музыке, архитектуре, театру.
Планирование
Тема. «Этот сказочный мир»
Произведения иркутских детских писателей
Сибирь называют сказочным краем, поэтому, наверное, здесь так много писателей-сказочников. Это Марк Сергеев, Волкова С., Бунтовская С.Н., Семен Устинов, Василий Стародумов, Михаил Трофимов, Баранов Ю.И. и многие другие.
В своих сказках эти авторы пишут о сибирской природе, о замечательных людях-сибиряках, об удивительном городе Иркутске, о чудо-озере Байкале и красавице Ангаре
Чтение книг из серии «Писатели Приангарья детям»
Знакомство с журналом "Сибирячок"
Рисование иллюстрации к любимой сказке иркутских писателей, прочитанным произведениям,
Написание своей сказки о родном крае .
Вопрос для исследования: в книгах каких писателей "сказочно" описывается природа родного края?
Проведение мастер-класса «Куклы наших предков»
Проведение экскурсии в музеи года,
Выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.
Тема: "Сказки с берега Байкала"
Прослушивание легенд о Байкале и Ангаре
Чтение рассказов о животном мире сибирской тайги и обитателях озера
Составление рассказов из опыта «Я был на Байкале»
Тема «Краски сибирских художников»
Познакомить детей с картинами художников, описывающих красоту сибирского края
Продолжать знакомить с иллюстраторами детских книг.
Самостоятельная работа над созданием иллюстраций понравившихся произведений.
Выставка рисунков «В мире сибирских сказок», «Иркутский хоровод»
Тема «Лейся, песня»
Познакомить с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья: Проведение фольклорных праздников, посвященные календарным и церковным датам, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы.
«Капустные вечерки» , «Вечер сибирских песен и частушек», «Масленица»
Совместные выступления с ансамблем «Красная горка».
Рекомендации педагогам и родителям
Чтобы мир природы открылся маленьким сибирякам во всей красоте, чтобы обогатить наших детей знаниями о родном крае, вселить веру в добро и справедливость, чтобы воспитывать чувство уважения и дружелюбия к людям разных национальностей нашего края, необходимо приоткрыть волшебное окно, в котором видна Сибирь, со всеми ее красотами суровой байкальской природы, познакомить с удивительным животным миром, донести до понимания, что жить в ней достойны только люби со светлой душой и добрым сердцем.
Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес, почва, благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе, расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.
На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на развитие, на воспитание любви к родному краю.
В своей работе необходимо учитывать следующие принципы:
- во-первых, вести работу на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;
- во-вторых, интегрировать работу с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
- в-третьих, активно включать детей и родителей;
- в-четвертых, максимального использовать развивающий потенциал сибирского фольклора в создании речевой среды.
Методическое обеспечение
Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.
Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.
Байбородин А. Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992.
Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.
Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок. - Иркутск, 1989.Усова А.П.
Русское народное творчество в детском саду - М., 1972. 12.Шастина Е. И.
Сказки, сказочники, современность. - Иркутск, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот сказочный Крым
Этот сказочный Крым...
"АХ,ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ БАЛЕТ" (загадки)
Загадки про балет....
Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
Цели: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.Задачи:Образовательные задачи:v Учить анализировать, устанавливать простейшие пр...
Краткосрочный проект: "Этот сказочный Новый год".
Краткосрочный проект...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Этот сказочный народ. Добрые и злые образы"
Изображение с помощью линий и тонального пятна добрых или злых персонажей сказок...
Проект в старшей группе детского сада на тему: «Этот сказочный мир театра»
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенс...
Образовательный проект "ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" (посредством знакомства с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый и масленый")
Цель:Формирование интереса детей и родителей к миру театра, развивая творческую активность и раскрывая ценности их совместного сотрудничества.Проект «Этот сказочный мир театра!» создал бла...