Этот сказочный мир
проект (старшая группа) по теме

Знакомство с природой Приангарья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_skazochnyy_mir.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-проект «Этот сказочный мир»

Актуальность

  В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды –  стали забывать культуру своего народа, своего родного края.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

 Для того, чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

Проект  выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. Проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. В этом и выражается его основное преимущество.

Направления в организации работы

В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.

Проект «Предания старины глубокой» знакомит с малыми фольклорными формами: загадкам, заповедями, оберегами, наставлениями и запретами коренных народов;

Проект «Этот сказочный мир» Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области. Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.

Проект «Легенды с берегов Байкала» призван познакомить детей с легендами, сказками народов, населяющих Приангарье;

Проект «Краски сибирских художников» знакомит детей с картинами художников, иллюстраторами детских книг.  Самостоятельная работа над созданием иллюстраций понравившихся произведений.  

Проект «Лейся, песня» знакомит с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья:  фольклорные праздники, посвященные календарным и церковным датам, которые проводятся  на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы.

  Двухгодичный курс

  • развитие интереса и любви к своему краю, национально – культурных традиций;
  • формирование представлений о фольклоре Приангарья: сказках, преданиях, легендах.
  • организация творческой деятельности по усвоению фольклорного наследия народов Иркутской области.
  • Продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Обращать внимание на выразительные средства: образные слова и выражения, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, скороговорками.
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей  в драматизациях.
  • Помогать объяснять основные различия между литературными  жанрами
  • Продолжать знакомить с произведениями живописи  известных художников, расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги
  • Воспитывать интерес к искусству родного края: декоративно-прикладному, изобразительному, литературному, музыке, архитектуре, театру.

Планирование

Тема. «Этот сказочный мир»

 Произведения иркутских  детских писателей

Сибирь называют сказочным краем, поэтому, наверное, здесь так много писателей-сказочников. Это Марк Сергеев, Волкова С., Бунтовская С.Н., Семен Устинов, Василий Стародумов, Михаил Трофимов, Баранов Ю.И. и многие другие.

В своих сказках эти авторы пишут о сибирской природе, о замечательных людях-сибиряках, об удивительном городе Иркутске, о чудо-озере Байкале и красавице Ангаре

 Чтение книг из серии «Писатели Приангарья детям»

Знакомство с  журналом "Сибирячок"

 Рисование иллюстрации к  любимой сказке иркутских писателей, прочитанным произведениям,

 Написание своей сказки о родном крае .

Вопрос для исследования: в книгах каких писателей "сказочно" описывается природа родного края?

Проведение мастер-класса «Куклы наших предков» 

Проведение экскурсии в музеи года,

Выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Тема: "Сказки с берега Байкала"

Прослушивание легенд о Байкале и Ангаре

Чтение рассказов о животном мире сибирской тайги и обитателях озера

Составление рассказов из опыта «Я был на Байкале»

Тема «Краски сибирских художников»

Познакомить детей с картинами художников, описывающих красоту сибирского края

Продолжать знакомить  с  иллюстраторами детских книг.

  Самостоятельная работа над созданием иллюстраций понравившихся произведений.  

Выставка рисунков «В мире сибирских сказок», «Иркутский хоровод»

  Тема «Лейся, песня»

Познакомить с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья:  Проведение фольклорных  праздников, посвященные календарным и церковным датам, которые проводятся  на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы.

 «Капустные вечерки» , «Вечер сибирских песен и частушек», «Масленица»

Совместные выступления с ансамблем «Красная горка».

Рекомендации педагогам и родителям

Чтобы мир природы открылся маленьким сибирякам во всей красоте, чтобы обогатить наших детей знаниями о родном крае, вселить веру в добро и справедливость, чтобы воспитывать чувство уважения и дружелюбия к людям разных национальностей  нашего края, необходимо приоткрыть волшебное окно, в котором видна Сибирь, со всеми ее красотами суровой байкальской природы, познакомить с удивительным животным миром, донести до понимания, что жить в ней достойны только люби со светлой душой и добрым сердцем.

Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес, почва, благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе, расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей,  не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на развитие, на воспитание любви к родному краю.

В своей работе необходимо учитывать  следующие принципы:

  • во-первых, вести работу  на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;
  • во-вторых, интегрировать работу с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
  • в-третьих, активно включать  детей и родителей;
  • в-четвертых, максимального использовать развивающий потенциал сибирского фольклора в создании речевой среды.

     Методическое обеспечение

Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.

Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.

Байбородин А. Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992.

Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.

Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок. - Иркутск, 1989.Усова А.П.

Русское народное творчество в детском саду - М., 1972. 12.Шастина Е. И.

Сказки, сказочники, современность. - Иркутск, 1981.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот сказочный Крым

Этот сказочный Крым...

Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»

Цели: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.Задачи:Образовательные задачи:v  Учить анализировать, устанавливать простейшие пр...

Проект в старшей группе детского сада на тему: «Этот сказочный мир театра»

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенс...

Образовательный проект "ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" (посредством знакомства с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый и масленый")

Цель:Формирование интереса детей и родителей к миру театра, развивая творческую активность и раскрывая ценности их совместного сотрудничества.Проект «Этот сказочный мир театра!» создал бла...