Игры и упражнения для развития внимания
статья ( группа) по теме

Андреева Анжелика Николаевна

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.  Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания.

     Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры. Подбор игр, которые  предлагаю вашему вниманию, не требуют специального материала, они  позволят занять ребенка в плохую погоду и послужат неплохой тренировкой развития внимания для подготовки к школе. Этот материал будет полезен как воспитателем, так и родителям.

 

      

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_vnimaniya.docx771.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития внимания

   

  Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.  Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания.

     Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры. Подбор игр, которые  предлагаю вашему вниманию, не требуют специального материала, они  позволят занять ребенка в плохую погоду и послужат неплохой тренировкой развития внимания для подготовки к школе. Этот материал будет полезен как воспитателем, так и родителям.

Зрительное внимание

         Игра «Пуговички» (игра используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей). Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички. Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.

          Игра  «Кто где живет?» 

(игра, развивающая устойчивость сосредоточенности и умение концентрироваться). Для игры понадобится рисунок с изображением нескольких животных, которые соединены спутанными линиями со своими домиками. Малышу необходимо разобраться, кто где живет. Для этого ему нужно проследить по выбранной линии взглядом. Если крохе такое задание еще не под силу, на первых порах можно воспользоваться карандашом или просто поводить пальцем. Подобные игры-лабиринты можно приобрести уже готовыми, причем главными героями могут быть не обязательно зверушки, но и персонажи известных сказок и мультфильмов.

        Игра «Охотник» 

Задача:  развитие внимательности и умения концентрироваться.

    Малышу нужно представить, что он – охотник в лесу, которому необходимо внимательно прислушиваться ко всему вокруг. Ребенку следует тихо сидеть и слушать, что происходит вне комнаты, где он находится (в коридоре, на улице).

Цель игры: кроха должен рассказать, какие звуки ему удалось распознать (хлопнула дверь, проехала машина).

    Игра «Вспомни, как было»

Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и дает ребенку задание их запомнить.

После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или игрушку. Ребенок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.

    Игра «Что с чем поменяли местами?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко лежащие друг от друга, картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).

Слуховое внимание

Игра «Отгадай предмет по звуку»

Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами, развить их связную речь.

Оборудование: стакан с водой, пустой стеклянный стакан, мяч, молоток, железная ложка, погремушка, колокольчик, лист бумаги.

Описание. Дети вместе со взрослым рассматривают предметы на столе, прослушивают издаваемые ими звуки. Затем играющие садятся спиной к ведущему.

Ведущий издает звуки с помощью различных предметов со стола (переливает воду, звенит колокольчиком, стучит по стеклянному стакану и т. д.), а дети отгадывают эти предметы и рассказывают о звуках полным ответом.

Например: «Это звенит колокольчик, гремит погремушка, шуршит бумага» и т. д. Шумы должны быть знакомы ребенку в этом возрасте.

Игра «Тихо — громко»

Задача: развить силу голоса, способность изменять ее в нужный момент, совершенствовать координацию движений детей.

Оборудование: бубен (барабан) или стол.

Описание. Взрослый стучит в бубен или по столу тихо, потом громче и очень громко, Дети соответственно силе стука произносят гласный звук (А, О, У, Ы, И) и выполняют движения: под тихий стук идут на цыпочках, под громкий - шагают, под очень громкий - топают или бегут.

После нескольких повторов игры можно менять последовательность звуков: тихо - громко - средне; громко - средне - тихо и т. д., или договориться о выполнении других движений.

Использованная литература:

      И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова   Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.

      http://www.nevworker.ru/  Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Игры и упражнения для развития внимания

Игры для развития внимания...

Игры и упражнения для развития внимания, воображения, двигательной активности, обобщающих понятий и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, которые спосообствуют развитию внимания, воображения, мышления и профилактике плоскостопия у детей....

Консультация "Игры и упражнения для развития внимания у детей"

Консультации для родителей, которая поможет подобрать игры и упражнения для развития внимания ребёнка....

Развивающие игры и упражнения для развития внимания.

Игры и упражнения на развитие внимания у дошкольников...

Игры и упражнения для развития внимания детей

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и направленности сознания на определённый объект.Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенносте...

"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...