«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – СОВРЕМЕННОСТЬ И ТРАДИЦИИ».
статья (старшая группа) на тему
Аннотация: в статье говорится о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, используя современные и традиционные темы и подходы. Описан опыт работ по данной теме с младшими и старшими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_-_sovremennost_i_traditsii.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – СОВРЕМЕННОСТЬ И ТРАДИЦИИ».
Ячменева Светлана Викторовна, воспитатель
МАДОУ№22 «Тополек», г.Бердск
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, культура, воспитание, проект.
Аннотация: в статье говорится о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, используя современные и традиционные темы и подходы. Описан опыт работ по данной теме с младшими и старшими детьми.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Из послания президента России федеральному собранию РФ о нравственных ориентирах в нашем обществе: «…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений…»
Что такое патриотизм? Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.
Как же ребенок – дошкольник может проявить свой патриотизм?
Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, к своему дому, детскому саду, городу. Патриотическое воспитание включает не только нравственное, но и трудовое, интеллектуальное, эстетическое и физическое воспитание. Вот что писал Сухомлинский В.А « Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия».Поэтому в период дошкольного детства необходимо решить следующие задачи нравственно - патриотического воспитания: воспитание любви к семье, дому, детскому саду, улице, городу ; развитие интереса к русским традициям; расширять представления о городах России; знакомство детей с символами государства; развивать чувства гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В младшем возрасте акцент делается на ближайшее окружение: семья, детский сад. Поэтому для малышей я создала проект «Традиции русского гостеприимства». Задачи: дать детям элементарные представления о гостеприимстве, обогащать речь и активизировать словарный запас детей используя вежливые слова; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру; знакомить детей с русским народным творчеством (сказки, потешки, игрушки); развивать игровые и познавательные способности детей.
Основные направления проекта: занятия и беседы с детьми на тему «Вежливые слова»; «К нам гости пришли»; рассматривание иллюстраций и фотографий с семейных праздников (День рождения, Новый год); презинтации о русских народных игрушках «Матрешки» и «Дымковские игрушки».Знакомство с русскими сказками и потешками чтение русских народных сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба» и т.д.Чтение и заучивание потешек и стихотворений «Сорока-ворона», «Тили- тили-тили бом!» «Из-за леса, из-за гор …», «Петушок» и т.д.
Музыкальные игры и хороводы: «Шла коза по лесу», «Ходит Ваня»; разучивание песен «Игрушки», «Кукла с мишкой», «Петушок»; прослушивание русских народных песенок «Валенки», «Калинка» и т.д.
Творческая работа: лепка баранок из соленого теста; совместная работа с родителями разукрашивание силуэта дымковских игрушек; рисование дымковского узора на платочке. Создание макета «Ярмарка» используя дымковские силуэты. Играем с детьми в сюжетно-ролевые игры «В гости приглашаем на чаепитие».
Фотовыставка «Семейные традиции». У нас в группе свои традиции: в день рождения дарим детям подарки и поем «Каравай». А если вдруг поссорились – обязательно помириться! Всем известно, что совместные дела объединяют и укрепляют дружбу. Поэтому мы провели совместный спортивный праздник «Дети и родители». Праздник «День матери» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». На этом празднике показываем детям важную роль мамы в жизни каждого человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваются ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
За проект получила Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», в номинации «Народные традиции и промыслы».
Для старших дошкольников границы окружения расширяются и усложняются задачи, поэтому был создан проект для старших детей «Маленькие патриоты большой страны»
Цель: воспитание любви к Родине, родному городу, как начал патриотизма и первых чувств гражданственности. Проект имеет на несколько направлений: «Детский сад», «Мой город», «Наша Родина – Россия», « Знакомство с традициями русской культуры».
Мероприятия по направлению «Детский сад»: рисование «Профессии в детском саду»; прогулка по экологической тропе детского сада; рассказы детей «Что я вижу по дороге в детский сад»; беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Тема «Мой город»: наши «путешествия» и экскурсии по городу Бердск, с помощью карты и фотографий, экскурсия в школу, к памятникам города.
Мероприятия по теме «Наша Родина – Россия»: беседа «Какая она, Россия?»(с использованием глобуса, карты, иллюстраций); беседа о берёзе – символе России; Знакомство с Российской символикой –флагом, гербом, гимном, конституцией, президентом; рисование «Российский флаг»; чтение стихотворений, разучивание песен о России; разучивание танца «О, моя Россия»; чтение былин о защитниках земли русской, русских народных сказок; коллективная аппликация «Русские богатыри», рисование храма.
Развлечение ко дню Земли «Как и почему должны беречь Землю?»
Мероприятия по направлению «Знакомство с традициями русской культуры»: знакомство детей со Святками, проведение праздника «Святки»; разучивание русских народных песен, игр, хороводов к празднику «Встречаем весну»; знакомство с православным праздником Пасха; знакомство народными промыслами, народно-декоративными росписями декоративное рисование « Разукрась яичко», «Русская деревня». Создание музея «Русская изба».
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества
«Колесо истории». На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству, русскому народу, мы с благодарностью помним защитников святой Руси. Акция «Подари улыбку» проводим каждый год в декаду пожилых людей.
Цель акции: учить детей проявлять уважение к старшему поколению, незнакомым людям, учить выражать слова благодарности.
За проект получила Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», в номинации « Нравственно-патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание детей должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
"Патриотическое воспитание дошкольников на основе традиций детского сада"
laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Эти слова, сказанные нашим президентом В.В.Путиным в условиях обострившейся междуна...
"Прошлое не предавать забвению" Патриотическое воспитание дошкольников, знакомство с традициями народов России через традиционных народных кукол
Патриотическое воспитание было всегда актуально в дошкольном образовании. Данный материал позволит познакомить детей дошколного возраста с нородами росии использую традиционные народные куклы. В данно...
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...
Круглый стол для педагогов ДОО «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством использования авторск...