Проект "Мы Вместе"
проект (старшая группа) на тему
Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: | «Мы вместе» |
Название и адрес учреждения (полностью): | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 116» г. Братск |
Тел. (ДОУ) №: Факс №: | Контактный телефон 33-31-44 № (факс) 33-31-44 |
ФИО автора проекта: Должность в учреждении: | Колонтаева Татьяна Николаевна |
ФИО заведующего учреждения: | Великосельская Тамара Александровна |
Участники проекта: | Педагоги подготовительной группы, дети 6-7 лет, родители, бабушки и дедушки, члены клуба ветеранов пос. Энергетик |
Длительность проекта | 1 год |
Обоснование необходимости создания проекта.
События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
На нас, педагогов – дошкольного воспитания, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею.
Анализ деятельности по патриотическому воспитанию детей в нашем дошкольном учреждении позволяет выявить ряд проблем:
- в методической литературе по данному вопросу освещаются, лишь отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
- педагоги ДОУ знакомят детей с семьей, родным городом, страной, с государственными праздниками, символикой, с народной культурой, используя разные формы организации детей, но
не вовлекают в этот процесс родителей детей, старшее поколение – бабушек и дедушек, ветеранов ВОВ. Задачи по патриотическому воспитанию решаются односторонне.
Следует подчеркнуть, что в патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «уважение к старшему поколению».
Поэтому, нами предпринята попытка разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию через взаимодействие с семьями воспитанников, старшим поколением, взаимодействием с социумом (клубом ветеранов) в рамках социально-педагогического проекта «Мы вместе».
Новизна: решаются вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему через внедрение инновационной педагогической технологии проектирования.
Данный проект необходим:
Воспитанникам ДОУ:
для формирования позитивного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ и тыла как к уважаемым и активным членам общества. На фоне делового общения у дошкольников сформируется сфера личностных взаимоотношений. В совместных мероприятиях дети приобретут опыт взаимоотношений, научатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей.
Педагогам:
для развития творческой инициативы, направленной на взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами во имя решения задачи по патриотическому воспитанию дошкольников.
Старшему поколению:
данный проект даст возможность почувствовать, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в сохранении этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения поколений.
Цель проекта:
формировать позитивное отношение дошкольников к пожилым людям, ветеранам ВОВ как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей основы уважительного и заботливого отношения к пожилым людям , ценностного отношения к опыту предыдущих поколений.
- Развивать системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети, бабушки и дедушки).
- Включить в содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста формы работы по ознакомлению с прошлым нашей Родины, знакомство с русскими традициями.
- Сохранить и развивать взаимопроникновение ценностей национальных культур, гармонизацию связи поколений с целью передачи знаний от старшего поколения к младшему.
- Воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию семьи, старшего поколения в клубе «Наследие».
- Зарождать новые традиции в микрорайоне: приглашение ветеранов для проведения цикла «Встречи с интересными людьми», организацию совместных праздников, поздравление ветеранов на дому.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), родители, бабушки и дедушки, члены клуба ветеранов пос. Энергетик.
Срок реализация проекта - один год.
Деятельность проекта направлена на:
- взаимодействие с детьми;
- взаимодействие с ветеранами ВОВ;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Программно-методическое обеспечение проекта:
- Е.А Алябьева, «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128 с.
- М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, «Программа воспитания и обучения в детском саду». – 6 –издание, исправленное и дополненное. М.: Мозаика - Синтез, 2009. – 208 с.
- В.Ю.Дьяченко, О.В. Гузенко, И.А.Шведова, Г.А. Мирошниченко, «Естествознание. Изобразительное искусство. Художественный труд. Тематическое планирование занятий. – Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.
- Р.А.Жукова, «Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет». Издание 2 – переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
- М.Б. Зацепина, «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников»: Для работы с детьми 5 -7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2010. – 112 с.
- В.М. Красько, «Социально – нравственное развитие личности ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – 37 с.
- Л.К. Мячина, Л.М. Зотова, О.А. Данилова, «Маленьким детям – Большие права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 144 с.
- М. Ю. Новицкая, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка – Пресс, 2003. – 200 с.
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, «Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». – 2 издание, исправленное и дополненное. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
- Е.А. Позднякова, «Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий». Волгоград: Учитель, 2008. – 148.
- Е.К. Ривина, «Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2 – 7 лет». – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.
- Л.Г.Селихова, «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста(5 – 7 лет)». – Мозаика – Синтез, 2008.- 96 с.
Координацию пунктов проекта осуществляют педагоги подготовительной группы, музыкальный руководитель:
- Разрабатывают план мероприятий проекта
- Определяют конкретные мероприятия проекта
- Отслеживают результаты работы по проекту
Проект не требует дополнительных бюджетных средств. Затраты на проведение проекта (оформление мини-музея в группе, материал для изготовления сувениров, подарков для ветеранов ВОВ) осуществляются из благотворительных средств родителей.
Основные этапы:
I этап – подготовительный. Цель: разработать проект.
Содержание: изучение литературы по данной теме, сбор и анализ сведений о семьях воспитанников, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, выход на председателя клуба ветеранов пос. Энергетик, разработка мероприятий социально-педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений, создание условий для реализации проекта.
II этап – основной. Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Содержание: реализация запланированных мероприятий, презентация проекта.
III этап – заключительный. Цель: анализ результатов по реализации социально-педагогического проекта.
Содержание: анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отзывы ветеранов ВОВ, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.
Ожидаемый результат:
Для педагогов:
Самосовершенствование профессионального мастерства педагогов, включение в новую деятельность и введение ее в практику работы детского сада.
Для детей:
- Осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
- Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи, детского сада, города, страны, символике нашего государства.
- Возрождение русских народных традиций через организацию работы клуба «Наследие».
- Формирование навыков сотрудничества со старшим поколением.
Для старшего поколения:
- Осуществление связи поколений.
- Расширение круга потенциальных партнеров, укрепления морального здоровья пожилых людей, активизация их к жизни общества.
- Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения массовых мероприятий.
- Мероприятия обеспечат более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечат психологический комфорт.
Оценка результатов работы по проекту:
Оценка достижения поставленных задач осуществляется по следующим направлениям:
- диагностика уровня усвоения программы воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой по разделу «Окружающий мир»;
- тестирование педагогов «Готовность к работе по патриотическому воспитанию»;
- анкетирование родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- отзывы ветеранов ВоВ
План реализации проекта
Месяц | Мероприятия | Результат | |
I этап – подготовительный. Цель: разработать проект. | |||
сентябрь | Изучение литературы по данной теме, сбор и анализ сведений о семьях воспитанников, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, выход на председателя клуба ветеранов пос. Энергетик, разработка мероприятий социально-педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений, создание условий для реализации проекта. | Пополнение методической литературы. Выявление проблем и возможные перспективы их устранения. Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми, с семьями. | |
II этап – основной. Цель: реализация проекта в образовательную практику | |||
Взаимодействие с детьми | Клуб «Наследие» | ||
месяц | Формы работы | ||
сентябрь октябрь | Тема "Наша Родина – Россия" Содержание деятельности: - Рассматривание репродукций с картин о родной природе. - Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?" - Объяснение значения пословиц о Родине. - занятия «Если скажешь слово Родина». «Русское раздолье – это Родина моя» Рисование на тему "Моя Родина". Народные игры. Тема "Наше государство — Российская Федерация" Содержание деятельности: - Беседа о государстве — "Российская Федерация". Занятие на тему «Флаг, герб и гимн Российской Федерации». Викторина для детей Что я знаю о флаге Российской Федерации» - Знакомство с различными городами России. - Знакомство с флагом, гербом и гимном России. - Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети. Дидактическая игра «Промыслы России». | Давайте познакомимся «Ваша семья, – какая она». Анкетирование родителей. Заседание за круглым столом: «Традиции и праздники в Вашей семье». Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня - Совместная экскурсия в музей». Совместная выставка с детьми «Дары природы». | |
ноябрь | Тема "Москва – главный город нашей Родины" Содержание деятельности: - Рассказ об основании Москвы. - "Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям). -"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям). -"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве). Конструирование Московского Кремля. Просмотры презентации «Наша Родина Россия». Проведение праздника «День государственного флага Российской Федерации». Тема "Живем в России" Содержание деятельности - Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. -Беседа о русском костюме. -Беседа на тему «Дружат дети всей земли». - Работа над понятием "гражданин". - Слушание песен о Родине. | Встреча «Наши дедушки и бабушки – строители города Братска». Выставка книг о Братске, фотовыставка: «Наш город родной». | |
декабрь | Тема: "Мой город Братск, в котором я живу" Содержание деятельности: - Беседа на тему мой город Братск (достопримечательности по фотографиям). - Рассказ воспитателя об истории Братска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое). -Занятие на тему « С Днем рождения город мой родной». - Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и «иллюстрациям). - Прослушивание песен о родном городе (в записи). Изготовление макета района в котором расположен детский сад. Проведение зимнего спортивного праздника «Мы строим город Братск». | Заседание за круглым столом «Мы строили - Вам жить» - учим детей - любить, знать и беречь свой город. Совместная экскурсия в музей; Просмотр видеофильма «Перекрытие Ангары» и фотографий из архива семьи. Организация мини-музея: «Город мой родной»; Выставка рисунков вместе с детьми «Город, в котором я живу» Фотовыставка: «Человек славен трудом». Составить карту микрорайона «Где я живу». Изготовление макета микрорайона. | |
январь | Тема «Братск прошлого, Братск в Будущем» - «Азбука Братска от А до Я. Летопись Братска». Вечер поэзии « Мой Братск». - Просмотр фильма «Перекрытие Ангары». - Просмотр презентации «Мой любимый город Братск» - Дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее родного города». - Дидактическая игра «Путешествие по родному городу Братску». Изготовление альбома "Природа моего края". | Встреча «Что мы знаем о родословной своей семьи» Совместные творческие задания: Придумать и нарисовать портрет своей семьи; Герб своей семьи; Выращивание в каждой семье комнатного растения для группы | |
февраль | Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества) Содержание деятельности: - Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова. - Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. - Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. -Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Оформление альбома «Богатыри земли нашей». Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества) Содержание деятельности: - Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества. Беседа «Защитники Отечества» - «Мой папа, дедушка и прадедушка –Солдат» ( по фотографиям из домашнего архива). - «Мой папа и дедушка – самый лучший» по фотографиям. - Просмотр видеофильма, презентации "Защитники Отечества". -Занятия «Наша армия родная» «Они сражались за Родину». Изготовление подарков папам и дедушкам | Ждем в гости дедушек и пап, оформление папки-предвижки «Защитники моей семьи», Фотовыставка «Мой дедушка и папа – самый лучший» Оформление папки-передвижки «Воспитываем гражданина нашей России». Совместная экскурсия в музей. | |
март | Тема "Моя мама" Содержание деятельности: - Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение). - Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя"). - Рассказы детей о своих мамах. - Чтение стихов и пение песен о маме. - Занятие «Образ пресвятой Богородицы». Рассматривание Альбомов «Русские костюмы и детали в женской одежды. - конкурсно-развлекательная программа «Мама, бабушка и я –не разлучные друзья». Тема "Очень я люблю маму, бабушку мою" Содержание деятельности - Беседа о мамах, бабушках и их профессиях. - Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму, бабушку. Как я помогаю ей". - Пение песен о маме, чтение стихов | Семейные посиделки "Вместе с мамой, бабушкой". Мы рады Всем. «Поздравляем любимых бабушек и мам» Рисуем портрет мамочки, бабушки. Конкурс чтецов «Мамочка, милая мама моя» Семинар-практикум «Досуг семьи и место ребенка в нем» | |
апрель | Тема "Моя семья" Содержание деятельности: -Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня") -Разгадывание ребуса "7 Я". Работа над понятием "семья". - Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение". - Занятие «Моя семья» - Беседа на тему: «Моя семья». - Викторина "Что ты знаешь о своих родителях". Интеллектуальная игра «Мой дом» - Оформление фотоальбома "Моя семья". - Подбор стихотворений на тему «Моя семья». | Оформление папки –передвижки «Наша дружная семья» Встречи в библиотеке с Ветеранами трудовых подвигов. Фотовыставка «В нашей семье ветераны труда» Совместный концерт. | |
май | Тема "Этот День Победы" Содержание деятельности: - Встреча с фронтовиком (прадедушкой или прабабушкой одного из детей группы). - Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. -Просмотр видеофильма. - Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. - Слушание и пение фронтовых песен. - Игры (соревновательного характера) -Просмотр презентации «Герои ВОВ». - Беседа о детях войны с просмотром презентации «Дети ВОВ» - Рассказ воспитателя о героях Великой Отечественной войны» Участие в конкурсе патриотической песни. | Экскурсия к памятнику Б.С. Погодаева по улице героя Б.С.Погодаева. - Проведение праздника « Никто не забыт» - Посещение ВОВ на дому с поздравлениями. - Оформление стенда и мини – музея в группе «Эта Великая война 1945 года». - Поздравление ВОВ в клубе Ветеранов. Встречи «Эти дни Победы – помнят наши прадеды, помнят наши деды». Праздник «Никто не забыт». Выставка детских рисунков «Это было давно» Оформление папки-передвижки Совместные экскурсии и возложение цветов к памятнику Б.С. Погодаева | |
Презентация проекта: праздник «Этот день мы ждали долго» выставка семейного творчества: плакаты, поделки, создание книги «Этих дней не смолкнет слава» | |||
III этап – заключительный. Цель: анализ результатов по реализации социально-педагогического проекта | |||
июнь | Анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отзывы ветеранов ВОВ, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта. |
Дальнейшее развитие проекта:
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечение в данную деятельность педагогов, детей, семей старших групп дошкольного учреждения.
Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении.
«Ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина»
В.А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...