Статья "Привязанности ребенка"
статья
Предварительный просмотр:
Привязанности ребенка
Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на протяжении второго года. Обычно, хотя и не всегда, первым объектом привязанности является мать, чуть позднее (через 1–2 месяца) ребенок начинает проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.
Привязанность ребенка имеет следующие особенности. Во-первых, объект привязанности более чем кто-либо другой способен успокоить, утешить малыша. Во-вторых, в поисках утешения ребенок чаще всего обращается к объекту привязанности, а не к другим людям. Наконец, в присутствии объекта привязанности дети реже испытывают страх. Такая эмоциональная привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным и проявляется ярче, когда он испытывает страх. Ребенок может на обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.
С помощью объекта привязанности ребенок оценивает степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отразится тревога или она произнесет что-то испуганным голосом, ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, побежит к матери. Но, если она улыбнется и обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к предмету.
Примерно в то же время, когда ребенок устанавливает тесные, наполненные любовью связи с близкими взрослыми, он начинает демонстрировать и негативные эмоциональные реакции, что может озадачивать и даже раздражать самую терпеливую маму. Речь идет о страхе перед незнакомцем и тревоге по поводу разлуки с матерью (сепарационная тревога).
Саша (1 год 2 месяца) сидит на полу и играет в кубики. Мать вводит в комнату незнакомого человека. Незнакомец подходит к ребенку и говорит: «Привет, Саша! Как дела?» Малыш прекращает игру, на мгновение замирает, глядя на незнакомца, затем отворачивается, хнычет, ползет к маме и забирается к ней на руки. Находясь на руках у мамы, ребенок чувствует себя в безопасности и вскоре начинает проявлять интерес к незнакомцу.
Страх перед чужими людьми, выражающийся в реакции настороженности, обычно достигает своего пика в возрасте 8—10 месяцев и постепенно уменьшается по интенсивности в течение второго года жизни.
Многие дети, у которых сформировалась привязанность к близким людям, начинают проявлять явные признаки дискомфорта при разлуке с объектом привязанности. Годовалый малыш может заплакать, увидев, что мать одевает пальто и берет сумку, готовясь пойти в магазин. А ребенок, которому 1 год 8 месяцев, будет цепляться за мать, провожая ее до двери, плакать и умолять не уходить. Тревога по поводу разлуки с матерью начинает проявляться во втором полугодии первого года жизни, достигает кульминации в период 1 года 2 месяцев – 1 года
6 месяцев, а затем постепенно становится менее частой и интенсивной. Но даже младшие школьники и подростки могут проявлять признаки тревожности и депрессии в случае долговременной разлуки с теми, кого они любят.
Страх перед незнакомцами и сепарационная тревога имеют глубинные причины и свойственны всем детям. Однако реакция детей на чужого человека и разлуку с матерью различаются: одни практически равнодушны к этим событиям, в то время как другие испытывают неподдельный страх. Исследования психологов показали, что причиной столь разных реакций служат индивидуальные различия в надежности сформированных привязанностей.
Привязанности, которые дети устанавливают с близкими людьми, несомненно, различаются по качеству. Один ребенок рядом с мамой чувствует себя спокойно и уверенно, а другой напряжен и встревожен. У одних детей складываются надежные привязанности к близким, а у других нет. Для того чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим, что способствует развитию привязанности между родителями и детьми.
Прежде всего это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную инициативу, вступают с ними в общение и взаимодействие, соответствующее их познавательным способностям и настроению. Для иллюстрации рассмотрим следующие ситуации.
Алена (1 год 6 месяцев) играет на полу с игрушками. Мать подходит к ней и наблюдает за игрой: «Какая красивая кукла! Ты положила ее в кроватку и накрыла одеяльцем, молодец, Аленка!» Девочка улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу и начинает читать. Через несколько минут Аленка берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает дочку на колени и спрашивает: «Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?» Аленка утвердительно кивает, и мать начинает читать.
Катя (1 год 6 месяцев) играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ей: «Иди ко мне, я почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно играть с куклой. Мать берет дочку на руки и говорит: «Давай почитаем». Катя вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, она берет детскую книжку, подходит к маме, пытается залезть к ней на колени. «Нет, – говорит мама, – ты не хотела читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята».
В первой ситуации мать отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентируется на его потребности (дала возможность доиграть), чутко реагирует на собственную инициативу малыша (просьба почитать книжку). Во второй ситуации мать склонна «подстраивать ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка. В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип привязанности к ним.
Наиболее известной методикой оценки качества привязанности детей 1–2 лет является тест «Незнакомая ситуация», предложенный американским психологом М. Эйнсворт. Тест позволяет изучить поведение ребенка в присутствии и в отсутствии матери, а также в ситуации, когда он находится наедине с незнакомцем. Тест состоит из нескольких эпизодов длительностью 3 минуты каждый.
Этот тест позволяет судить о характере привязанности на основании степени огорчения ребенка после ухода матери и его поведения после ее возвращения. Кроме того, в ходе эксперимента можно установить, использует ли ребенок мать как «безопасную базу» для исследования новой обстановки, игрушек. Результаты исследования выявили 4 вида привязанности ребенка к близкому взрослому.
Надежная привязанность. Дети с таким типом привязанности активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она возвращается, часто ищут контакт с ней, помогающий преодолеть стресс. Малыши дружелюбны к незнакомцу в присутствии матери.
Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Но, когда она возвращается, малыши испытывают амбивалентные эмоции: они тянутся к матери, но, явно сердясь за ее уход, отталкивают. Эти дети не доверяют незнакомцам даже в присутствии матери.
Избегающая привязанность. Дети с этим типом привязанности также демонстрирует непрочную привязанность. Они не возражают против ухода матери и не обращают внимания на ее возвращение. Эти малыши довольно общительны с незнакомцами, но могут избегать и игнорировать их, так же как и мать.
Дезорганизованная привязанность. Поведение детей с этим типом привязанности характеризуется смешением тенденций избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью, они не знают, приблизиться к ней или, наоборот избежать встречи с ней.
Каким же образом привязанность, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем? В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые рабочие модели себя и других людей. В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них.
Внимательные, заботливые родители формируют у ребенка чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающих. Дети, у которых сложилась позитивная модель себя и других людей, формируют надежную привязанность к близким людям, обладают достаточной уверенностью, позволяющей им справляться с новыми ситуациями. В дальнейшей жизни они способны устанавливать надежные, доверительные взаимоотношения с друзьями, супругами и своими собственными детьми.
В случае, когда мама, хотя и удовлетворяет физические потребности ребенка, но практикует навязчивый стиль взаимоотношений с ним, у малыша формируется позитивная модель Я, соединенная с негативной моделью «других». У ребенка складывается привязанность избегающего типа, происходит обесценивание тесных эмоциональных уз.
Негативная модель Я и позитивная модель «других» формируется вследствие того, что ребенок способен, но чаще не имеет возможности привлечь к себе необходимое ему внимание матери. Мать то проявляет по отношению к малышу любовь и нежность, то игнорирует его. В результате у ребенка формируется привязанность сопротивляющегося типа. В дальнейшем у него возникнут трудности с установлением надежных эмоциональных отношений с другими людьми. Поведение таких детей отличается неустойчивостью, зависимостью от взрослых, требованием постоянного внимания к себе, неуверенностью в своих возможностях.
Негативная «рабочая модель» себя и других людей соответствует привязанности дезорганизованного типа. Такие дети испытывают страх при установлении взаимоотношений с другими людьми, боятся, что их могут обидеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...