Рекомендации для педагогов
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа «Прогимназия»
Методические рекомендации воспитателям ДОУ по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
подготовила воспитатель: Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна
г.Сургут 2016г
«….Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.»
Ф. А. Дистервег
Из истории проектного метода
Американский учёный Джон Дьюи (1859-1952 г.г.) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызвать у них у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод – метод проектов,
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965 г. г.), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть её в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом в реальную действительность и овладевая новыми знаниями.
В 20-х гг. «метод проектов» нашёл своё отражение и в идеях советских педагогов: Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Полностью этот метод был запрещён в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения)
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) .
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.) ;
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектный метод в деятельности ДОУ
Актуальность:
Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения
Проект- временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг.
Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определённому формату описание будущей деятельности, направленной на осуществление практики, значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.
Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику.
Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования
Цели проекта:
Для педагогов: развитие свободной творческой личности каждого ребенка; формирование любознательности, желание найти ответ на интересующие вопросы; способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной проектно - исследовательской деятельности.
Для детей: поставить вопросы и найти ответы; найти необходимую информацию в литературе.
Для родителей: способствовать познавательной активности и любознательности детей; помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах информации; принять участие в совместной творческой деятельности
Задачи проекта:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
5. Развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности
специфичны для каждого возраста.
Старший дошкольный возраст.
- формирование предпосылок поисковой деятельности, исследовательской инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Признаки проекта:
1. Направленность на достижение конкретных целей;
2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. Ограниченная протяжённость во времени, с определенным началом и концом;
4. Неповторимость и уникальность
Классификация проектов,
используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
а) по составу участников
б) по целевой установке;
в) по срокам реализации.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило – между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве)
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
По продолжительности проекты
краткосрочные (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели),
средней продолжительности,
долгосрочные.
Задачи развития.
1. Обеспечение психического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
-на основе изученных проблем, с детьми поставить цель проекта;
-разработка плана достижения цели ( обсудить с родителями)
-привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
-составление плана-схемы проекта;
-сбор и накопление материала;
-включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
-домашнее задание для самостоятельного выполнения;
-презентация проекта, открытое мероприятие
Основные этапы проекта:
1.Целеполагание(педагог выбирает наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени)
2. Разработка проекта( план деятельности по достижению цели)
3. Выполнение проекта(практическая часть)
4. Итог(определение задач для новых проектов)
Выполнение любого проекта в ДОУ
можно разделить на определенные этапы:
Первый этап.
1.На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
вхождение в проблему,
вживание в игровую ситуацию,
принятие задач и целей, а также дополнение
задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвёртый этап.
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...