Рекомендации для педагогов
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа «Прогимназия»

Методические рекомендации воспитателям ДОУ по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

       
 

      подготовила воспитатель: Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

   

                         г.Сургут 2016г

  «….Плохой учитель            преподносит            истину, хороший учит её находить.»
                       Ф. А. Дистервег     
     
                                                       
                           Из истории  проектного метода 

     Американский учёный Джон Дьюи (1859-1952 г.г.) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызвать у них у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод – метод проектов,
     Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965 г. г.), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть её в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом в реальную действительность и овладевая новыми знаниями.
      В 20-х гг. «метод проектов» нашёл своё отражение и в идеях советских педагогов: Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Полностью этот метод был запрещён в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения)

 Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) .
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.) ;
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Проектный метод в деятельности ДОУ

Актуальность:
Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения

Проект- временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг.
Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определённому формату описание будущей деятельности, направленной на осуществление практики, значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.
Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения  нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику.
Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования           

Цели проекта:

Для педагогов: развитие свободной творческой личности каждого ребенка; формирование любознательности, желание найти ответ на интересующие  вопросы; способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной проектно - исследовательской деятельности.
Для детей: поставить вопросы и найти ответы; найти необходимую информацию в литературе.
Для родителей:  способствовать познавательной активности и любознательности детей; помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах информации; принять участие в совместной творческой деятельности
Задачи проекта:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
5. Развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности
специфичны для каждого возраста.

 
Старший дошкольный возраст.
-
формирование предпосылок поисковой деятельности, исследовательской инициативы;

 - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
 - формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст:
 
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
 - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Признаки проекта:
 
1. Направленность на достижение конкретных целей;
2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. Ограниченная протяжённость во времени, с определенным началом и концом;
4. Неповторимость и уникальность

Классификация проектов,
используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
а) по составу участников
 б) по целевой установке;
  в) по срокам реализации.
 Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются
межпредметными, а творческие – монопроектами.

     Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило – между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве)
 Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются
ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

По продолжительности проекты
 краткосрочные (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели),
 
средней продолжительности,

 долгосрочные.
Задачи развития.
1. Обеспечение психического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.

  4. Развитие творческого мышления.
 5. Развитие коммуникативных навыков.

 Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
 
-на основе изученных проблем, с   детьми  поставить цель проекта;
-разработка  плана достижения цели ( обсудить с родителями)
-привлечение  специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
-составление  плана-схемы проекта;
-сбор и накопление материала;
-включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
-домашнее задание для самостоятельного выполнения;
-презентация проекта, открытое мероприятие
Основные этапы проекта:
1.Целеполагание(педагог выбирает наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени)

 2. Разработка проекта( план деятельности по достижению цели)
3. Выполнение проекта(практическая часть)
4. Итог(определение задач для новых проектов)

Выполнение любого проекта в ДОУ
можно разделить на определенные этапы:

 Первый этап.
1.На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
 Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
              вхождение в проблему,
              вживание в игровую ситуацию,
              принятие задач и целей, а также дополнение                      
               задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап.
 На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап.

 Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвёртый этап.
 Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...