Рабочая программа воспитателя (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 4 до 5 лет и строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Наш детский сад работает по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_programma.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………………….3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
1.2 Значимые характеристики развития детей среднего дошкольного возраста….6
1.3 Целевые ориентиры……………………………………………………………….7
Педагогическая диагностика…………………………………………………………8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………….……………..9
2.1 Учебный план ООП ДО в средней группе………………………………………9
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе……………………………………………………………………………..…..11 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.....…13
2.4. Взаимодействие с семьей и социумом………………………...…….…………19
2.5. Планирование работы с детьми в группе……………………….……………..22
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками детского сада……………………….………………………….….23
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками……………………………………………………….……………..24
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………25
3.1. Оформление предметно-пространственной среды…………………………...25
3.2. Режим дня (холодный и теплый период)……………………………………...26
3.3. . Перечень методических пособий.
Программно-методическое обеспечение…………………………………………..29
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей группы от 4 до 5 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной
программой .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 4 до 5 лет и строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Наш детский сад работает по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.
Цели и задачи реализации программы:
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного
развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком
своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром,
активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности,
познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и
отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа Детство, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе «Детство» являются:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
- способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач.
Основные принципы построения и реализации
Программы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей
дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образовании
Принципы разработаны на основе Стандарта:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.2 Значимые характеристики развития детей среднего дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий
себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного
взаимодействия с миром.
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три
взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность,
проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Особенности развития детей средней группы
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни.
Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.
1.3. Целевые ориентиры.
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики.
Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. П., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план ООП ДО в средней группе
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
«Физическое развитие» | Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, реализация проектов, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале. | Средняя группа. 20 минут, 3 раза в неделю |
«Познавательное развитие» | Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная. | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, моделирование, изготовление поделок, викторины. | Средняя группа. 20 минут, 2 раза в неделю |
«Речевое развитие» | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. | Средняя группа. 20 минут, 2 раза в неделю. |
«Социально – коммуникативное развитие» | Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. | Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и изготовление сувениров и подарков, викторины. | |
«Художественно – эстетическое развитие» | Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная. | Рисование, лепка, аппликация, ручной труд. Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. | Средняя группа. 20 минут, 4 раза в неделю. |
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.
Направление развития | Методическое пособие | Наглядно-дидактическое пособие | Рабочие тетради |
«Физическое развитие" | Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», «Владос», М., 1999; М.А. Рунова «Движение день за днем», «Линка – Пресс», М., 2007; В.Н. Шебеко «Физическое воспитание дошкольников» М., 1998 | «Летние виды спорта»; «Зимние виды спорта». | - |
«Социально-коммуникативное развитие» | Белая К.Ю. «Разноцветные игры. - М.: Линка-Пресс, 2007; Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». - М.: Элизе Трейдинг, 2003; Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010 | Игровой дидактический материал: «Береги живое» 2 части; «Что перепутал художник»; «Семья»; «Малыши-крепыши». | |
«Познавательное развитие» | Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. – СПб: Детство – Пресс, 1998; Соловьева Е.В.Моя математика: развивающая книга для детей 4-5 лет. - М: Просвещение, 2010; Куцакова Л.В.Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005 | Наглядно-дидактическое пособие: «Дикие животные»; «Мир в картинках»; «Рассказы по картинкам. Лето»; «Времена года в городе, деревне, природе. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально: «Мебель»; «Домашние животные и их детеныши»; «Фрукты»»; «Овощи»; «Транспорт» | Е.В. Колесникова. Я считаю до пяти. рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009 |
«Речевое развитие» | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж: « Учитель», 2006; Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: Игры, упражнения,конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера,2004; Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988. | «Иллюстрации к сказкам»; «Расскажи про детский сад»; «Истории в картинках»; «Как избежать неприятностей». | |
«Художественно-эстетическое развитие» | Комарова Т.С Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: - М.: Просвещение, 1991; Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005; Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду . Средняя группа. - М.: «Карапуз-дидактика», 2006. | «Детям об искусстве»; |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
Направление развития | Формы реализации программы | Способ | Метод | Приемы | ||
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | взаимодействие с семьей | ||||
«Социально-коммуникативное развитие» | Интегрированная деятельность;Упражнения; Игры (дидактические, подвижные); Рассматривание; Наблюдение;Чтение; Беседа; Досуг. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) | Дискуссии «Игра – основа речевого развития»; «Вопрос-ответ»; Конференция «Семья - основа воспитания» | Разнообразие экологических игр и упражнений (дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок); | Упражнения трудовые; приучение; технические и творческие действия. | Скороговорки, стихотворения; дидактические игры. |
«Познавательное развитие" | Сюжетно-ролевая игра; Игровые обучающие ситуации; Наблюдение; Целевые прогулки; Развивающие игры; Целевые прогулки; Рассказ; Беседы; Показ презентаций. | Сюжетно-ролевая игра; Наблюдение; Развивающие игры; Беседа. | «Праздник Осени»; «День Матери»; «Встреча Нового года»; «Рождественские забавы»; «Масленица»; «Наши милые мама»; «Лучший папа». | Использование наблюдений природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире. | упражнения умственные; приучение; технические и творческие действия; игровые и воображаемые ситуации; похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение) ; придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ; игры-драматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы; элементы творчества и новизны; юмор и шутка. | скороговорки, стихотворения; дидактические игры. |
«Речевое развитие» | Интегрированная деятельность; Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования; Упражнения; Игры (дидактические, подвижные, развивающие); Рассматривание; Чтение. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные); Игры-драматизации. | «Занятия в детском саду»; «Чем мы занимались»; «Читаем дома»; «Как формировать активный словарь ребенка»; | Обогащение представления детей в процессе чтения художественной литературы; закрепление представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой? », «Что бы ты увидел, сидя на облаке? », «Живые ли деревья зимой? », «Зачем белке пушистый хвост? » и т. д., составления описательных рассказов; | Упражнения умственные; приучение; технические и творческие действия. | Скороговорки, стихотворения; дидактические; |
«Художественно-эстетическое развитие» | Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования; Игровые упражнения; Игры дидактические; Показ; Игры –экспериментирования; Беседы; Рассматривание; Упражнения; Показ презентаций. | Сюжетно-ролевая игра; Рассматривание; Наблюдение; Конструирование. | «Мастерим вместе с детьми»; «Поделки из природного материала». | Поощрение желаний детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала) ; в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок, тонированную бумагу для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать репродукции; | Упражнения графические; приучение; побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.) ; побуждение к сопереживанию; культурный пример; драматизация. | Этюды-драматизации; личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения; - эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров). |
«Физическое развитие» | Интегрированная деятельность; Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования; Упражнения; Игры (дидактические, развивающие подвижные); Рассматривание; Чтение; Упражнения; Беседы; Рассказ; Показ презентаций; Игры –экспериментирования; Досуг. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные); Сюжетно-ролевая игра; Подвижные игры. | Семинары – практикумы. «Подвижные и хороводные игры» «Значение и роль пальчиковых игр»; «Закаливание детей дома». | Разнообразие дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок. | Упражнения двигательные; приучение. | Музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические и подвижные игры; |
2.4. Взаимодействие с семьей и социумом
Месяц | Тема | Форма работы | Ответственные |
Сентябрь | Оформление родительского уголка | Стенд для родителей | Воспитатели |
Условия воспитания ребенка в семье | Посещение на дому | Воспитатели | |
Мой ребенок и его индивидуальные особенности | Анкетирование | Воспитатели | |
Роль семьи в период адаптации ребенка к детскому саду | Консультация | Воспитатели | |
Октябрь | Поговорим о капризах и упрямствах | Консультация | Воспитатели |
Воспитание в семье навыков самообслуживания | Посещение на дому | Воспитатели | |
Подготовка и проведение музыкального развлечения «Осень» | Развлечение | Воспитатели | |
Организация сна детей в семье | Беседа | Воспитатели | |
Ноябрь | Профилактика простудных заболеваний и гриппа | Консультация | Воспитатели |
Выявление особенностей поведения ребенка и анализ отношений взрослых и ребенка в семье | Посещение на дому | Воспитатели | |
Мастерская добрых дел. Помощь родителей в подготовке нестандартного оборудования | Совместная деятельность | Воспитатели | |
День открытых дверей | Воспитатели | ||
Декабрь | Выяснение условий воспитания ребенка в семье | Посещение на дому | Воспитатели |
В чем сущность послушания детей? | Беседа | Воспитатели | |
Воспитание заботливого отношения к окружающим | Родительское собрание | Воспитатели | |
Подготовка и проведение новогодней елки | Совместная деятельность | Воспитатели | |
Январь | Ребенок в мире художественной литературы | Консультация | Воспитатели |
Соблюдение режима дня дома | Посещение на дому | Воспитатели | |
Трудовое воспитание ребенка в семье | Индивидуальные беседы | Воспитатели | |
Мы - художники | Выставка детских рисунков | Воспитатели | |
Февраль | Детские вопросы и как на них отвечать | Консультация | Воспитатели |
Как дети участвуют в различных видах труда в семье | Посещение на дому | Воспитатели | |
TV и компьютер в жизни дошкольника | Беседа | Воспитатели | |
Мастерская добрых дел. Помощь родителей в ремонте мебели в группе | Родительский комитет | ||
Март | Воскресный день дома | Консультация | Воспитатели |
Выяснение условий создания развивающей среды в семье | Посещение на дому | Воспитатели | |
Подготовка и проведение утренника «8 Марта» | Развлечение | Воспитатели | |
Всестороннее развитие ребенка | Индивидуальные беседы | Воспитатели | |
Апрель | Ваше мнение о работе детского сада | Анкетирование | Воспитатели |
Изучение условий формирования у детей познавательных интересов | Консультация | Воспитатели | |
Мастерская добрых дел. Субботник | Родительский комитет | ||
Особенности речевого развития дошкольников | Индивидуальные беседы | Воспитатели | |
Май | Итоги работы за год | Родительское собрание | Воспитатели |
Путешествие с маленьким ребенком | Консультация | Воспитатели | |
Ядовитые растения | Фотовыставка | Воспитатели | |
Летний оздоровительный период | Воспитатели |
2.5. Планирование работы с детьми в группе
Неделя | Тема |
Сентябрь | |
1 | Вместе весело играть, танцевать и рисовать (ребенок и сверстники в детском саду) |
2 | Ваши старшие друзья и наставники (ребенок и взрослые) |
3 | Какой я? Что знаю о себе? |
4 | Волшебница осень (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственные промыслы) |
Октябрь | |
1 | Наши друзья – животные |
2 | Мой дом, мой город |
3 | Удивительный предметный мир |
4 | Труд взрослых. Профессии |
Ноябрь | |
1 | Поздняя осень |
2 | Семья и семейные традиции |
3 | Наши добрые дела (дружба, помощь, забота, внимание) |
4 | Зеленые друзья (мир комнатных растений) |
Декабрь | |
1 | Мальчики и девочки |
2 | Зимушка – зима |
3 | Народное творчество, культура и традиции |
4 | Новогодние чудеса |
Январь | |
2 | Играй - отдыхай! (неделя игры, каникулы) |
3 | Юные волшебники (неделя творчества) |
4 | Почемучки (неделя познания) |
Февраль | |
1 | Зимние забавы, зимние виды спорта |
2 | Волшебные слова и поступки (культура общения, этикет, эмоции) |
3 | Наши мужчины – защитники Отечества |
4 | Будь осторожен! (ОБЖ) |
Март | |
1 | О любимых мамах и бабушках |
2 | Помогаем взрослым |
3 | Искусство и культура (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество, книжная графика, музыка, театр, музей) |
4 | Удивительный и волшебный мир книг |
Апрель | |
1 | Растем здоровыми, активными, жизнерадостными (режим дня, закаливание, культурно-гигиенические навыки, физкультура, полезные и вредные привычки) |
2 | Весна – красна! |
3 | Пернатые соседи друзья |
4 | Дорожная грамота |
Май | |
1 | Моя страна, моя Родина |
2 | Путешествие в страну загадок, чудес, открытий, экспериментов |
3 | Путешествие по экологической тропе |
4 | Водоем и его обитатели |
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками детского сада.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ | ||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | ||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ | ||||||||||||
Развитие речи | Художественная литература | Формирование целостной картины мира, | Формирование элементарных математических представлений | Игровая деятельность | Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | Музыка | Конструирование | Аппликация, лепка | Рисование | Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия | Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды
Вид помещения Функциональное использование | Развивающая среда |
Групповая комната - Игровая деятельность - Трудовая деятельность - Самостоятельная деятельность - Творческая деятельность - Учебная деятельность - Экспериментирование - Двигательная деятельность | - Дидактические материалы по сенсорному развитию, математике, развитию речи, обучению грамоте - Плакаты, карты, глобус, наборы дидактических и наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий - Магнитофон, аудиозаписи, мольберт, доска, фланелеграф - Учебная зона с детской мебелью для практической деятельности - Книжный уголок - Уголок изобразительной деятельности - Полочка красоты - Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. - Природный уголок - Уголок познавательной литературы - Конструкторы различных видов - Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото - Развивающие игры по математике, логике - Музыкальный уголок - Физкультурный уголок - Уголок дежурства |
Спальное помещение - Дневной сон - Гимнастика после сна | - Спальная мебель - Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики |
Приемная - Информационно-просветительская - Взаимодействие с родителями - Личностно-ориентированное взаимодействие | - Мебель для одежды и предметов личной гигиены - Информационный уголок - Выставки детского творчества - Наглядно-информационный материал для родителей - Уголок здоровья - Паспорт группы |
3.2. Режим дня
Режим дня в средней группе на холодный период
Время | Режимные моменты |
7.30- 8.30 | Утренний прием, игры, индивидуальное общение воспитателя с детьми, утренняя гимнастика |
8.30 – 8.50 | Завтрак |
8.50 -9.05 | Самостоятельные игры |
9.05 – 9.50 | Развивающие образовательные ситуации на игровой основе |
9.50- 12.10 | Подготовка к прогулке, прогулка и возвращение с прогулки |
12.10- 12.50 | Подготовка к обеду, обед |
13.00 – 15.00 | Подготовка ко сну, сон. |
15.00 – 15.30 | Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры. |
15.30 -16.00 | Подготовка к полднику, полдник. |
16.00- 17.00 | Игры, досуги, общение по интересам, театрализация ,кукольный театр, инсценировки с игрушками, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности. |
17.00-18.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой. |
Режим дня в средней группе на теплый период
Время | Вид деятельности в режиме дня |
07.00-08.20 | Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
08.20-09.00 | Подготовка к завтраку, первый завтрак |
09.00-10.15 | Наблюдение и обследование развития детей специалистами, игры, самостоятельная деятельность детей |
09.45-10.00 | Развивающие образовательные ситуации на игровой основе |
10.15-12.15 | Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность детей |
12.15-12.45 | Подготовка к обеду, обед |
12.45-15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон |
15.00-15.25 | Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.25-15.50 | Подготовка к полднику, полдник |
15.50-16.30 | Совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа |
16.30-19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная игровая деятельность детей, уход детей домой |
Расписание занятий
День недели | Занятие | Время, продолжительность |
Понедельник | 1. Физическое развитие | 9.00-9.20 |
2. Чтение художественной литературы | 9.35-9.55 | |
Вторник | 1. ФЭМП | 9.00-9.20 |
2. Музыка | 9.40-10.00 | |
3. Рисование | 10.10 – 10.30 | |
Среда | 1. Мир природы (1-3 неделя) Конструирование (2-4 неделя) | 9.00-9.20 |
2. Физическое развитие | 9.45-10.05 | |
Четверг | 1. Речевое развитие | 9.00-9.20 |
2. Музыка | 9.40-10.00 | |
Пятница | 1.Лепка (1 -3) Аппликация (2 -4) | 9.00 – 9.20 |
2.Физическое развитие | 9.40 – 10.00 |
Двигательный режим в средней группе
Содержание | Время (мин) | Периодичность |
Утренняя гимнастика | 6 - 8 мин. | Ежедневно |
Физ. Занятие в помещении | 20 мин. | 2 раза в неделю |
Физ. Занятие на воздухе | 20 мин. | 1 раз в неделю |
Физ. минутки | 2мин. | Ежедневно |
Подвижные игры | 15 - 20 мин. | Ежедневно не менее 2- 4 раз |
Спортивные упражнения | 10мин. | 1 раз в неделю |
Кружок по Хоппи- болл аэробики | 20мин. | 1 раз в неделю |
Бодрящая гимнастика | 5 -10 мин. | Ежедневно |
Индивидуальная работа по развитию ОВД | 5 мин. | Ежедневно |
Оздоровительные игры | 10 мин. | 2 раза в неделю |
Самостоятельная двигательная деятельность | 15 мин. | Ежедневно несколько раз в день |
Спортивные развлечения | 20 мин. | 1 раз в месяц |
Спортивные праздники | 45 мин. | 2 раз в год |
Охрана психического здоровья | ||
Использование приемов релаксации минуты тишины, музыкальные паузы | 3-5 минут | Ежедневно несколько раз в день |
Профилактика заболеваемости | ||
Хождение по «дорожкам здоровья» | 1-2 минуты | Ежедневно
|
Игровые дыхательные упражнения | 3-5 минуты | Ежедневно
|
3.3. Перечень методических пособий.
Программно-методическое обеспечение
Направление развития | Программы | Технологии и методики |
1. « Физическое развитие»
| Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 | Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006. Белкина Л.В «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ТЦ Учитель Воронеж2004 Буцинская П.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» Москва «Просвещение» 1990 Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.
Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой. |
| Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 | Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Петрова В.И.Стульник Т.Д «Этические беседы с детьми 4-7лет « М., «Мозаика-синтез», 2007г. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» М. « Мозаика-синтез», 2010г. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М., «ТЦ Сфера», 2005 Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы во второй младшей группе» М. «Мозаика-синтез, 20008г. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы в средней группе» М. «Мозаика-синтез, 2008г. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» М. «Линка-пресс»,2009г |
3. «Речевое развитие» | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 | Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.-М.: Просвещение, 1996. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Гербова В. В. «Развитие речи 2-6 лет», М, «Валдос», 2003 г. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2005 Гербова В.В. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе» М., «Мозаика –синтез» 2008г. «Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985г. Филичева Т.Б., Чавелёва Н.А. , Чиркина Г.В. «Основы логопедии», М., 1989г. |
| Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 | Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: Сфера, 1999. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду. М.: Совершенство, 1999. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие._М.: Школа-Пресс, 1998 Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2010г. Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» М., Мозика-синтез», 2009г. Максаков А. И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» М., Просвещение»,1984г..Помораева, Позина. |
5. «Художественно-эстетическое развитие» | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 | Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - «Семейный театр в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в д/с», М., «Мозаика-Синтез», 2005 г. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2008 г. Комарова Т. С. «Коллективное творчество дошкольников», М., «Педагогическое общество России», 1998г. г. «Народное искусство в воспитании дошкольников» М., «Педагогическое общество России», 2005г. Комарова Т.С. «Изобразительное искусство в детском саду и школе» М. «Педагогическое общество России» 1999г. Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания» М.,» Мозаика-синтез» 2009г. Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» М. «ТЦ Сфера», 2008г. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. «Мозаика-синтез», 2008г. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2006г. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., «Мозаика-синтез» 2008г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...
Рабочая программа воспитателя средней группы (образовательный паспорт группы).
Рабочая программа воспитателясредней группы (образовательный паспорт группы) СодержаниеI. Общая информация1. Сведения о группе...