Рабочая программа воспитателя (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Косякова Ольга Анатольевна
Ра  Рабочая программа по развитию детей группы от 4 до 5 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой .

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 4 до 5 лет и строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:

  •  социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Наш детский сад работает по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabochaya_programma.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………        3

1.2 Значимые характеристики развития детей среднего дошкольного возраста….6

1.3 Целевые ориентиры……………………………………………………………….7                                                                              

Педагогическая диагностика…………………………………………………………8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………….……………..9                

2.1 Учебный план ООП ДО в средней группе………………………………………9                                                        

2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию        образовательной деятельности в группе……………………………………………………………………………..…..11                                                                 2.3.  Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.....…13      

2.4. Взаимодействие с семьей и социумом………………………...…….…………19                                                            

2.5. Планирование работы с детьми в группе……………………….……………..22                                                        

2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками детского сада……………………….………………………….….23                                                                                  

2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками……………………………………………………….……………..24

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………25

3.1. Оформление предметно-пространственной среды…………………………...25

3.2. Режим дня (холодный и теплый период)……………………………………...26

3.3. . Перечень методических пособий.

Программно-методическое обеспечение…………………………………………..29

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей группы от 4 до 5 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной

программой .

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 4 до 5 лет и строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:

 социально – коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно – эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Наш детский сад работает по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

Цели и задачи реализации программы:

Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к

общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного

развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком

своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром,

активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности,

познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и

отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных

психологических и физиологических особенностей.

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы

и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа Детство, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и

начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности

формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям

детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе «Детство» являются:

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,

возможностей и способностей;

 - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к

проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных

- способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с

изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство

своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы к формированию рабочей Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач.

Основные принципы построения и реализации

Программы:

- научной обоснованности и практической применимости;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе

реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей

дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не

только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образовании

Принципы разработаны на основе Стандарта:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,

самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что

происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и

иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2 Значимые характеристики развития детей среднего дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий

себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного

взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три

взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность,

проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.

Особенности развития детей средней группы

Средний дошкольный возраст (4-5 лет).

        Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни.

      Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.

1.3. Целевые ориентиры.        

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец  раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики.

Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников  по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам  в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и  сверстниками, может соблюдать  правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. П., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:  коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

 • игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план ООП ДО в средней группе

Направление развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

«Физическое развитие»

Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная.

Утренняя гимнастика,   подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии,   реализация проектов, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале.

Средняя группа.

20 минут, 3 раза в неделю

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная.

Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, моделирование, изготовление поделок, викторины.

Средняя группа.

20 минут, 2 раза в неделю

«Речевое развитие»

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная.

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения.

Средняя группа.

20 минут, 2 раза в неделю.

«Социально – коммуникативное развитие»

Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная.

Игры с правилами,   творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и изготовление сувениров и подарков, викторины.

«Художественно – эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная.

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд.

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Средняя группа.

20 минут, 4 раза в неделю.

        2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.

        

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно-дидактическое пособие

Рабочие тетради

«Физическое развитие"

Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», «Владос», М., 1999;

М.А. Рунова «Движение день за днем», «Линка – Пресс», М., 2007;

В.Н. Шебеко «Физическое воспитание дошкольников» М., 1998

 «Летние виды спорта»;        «Зимние виды спорта».

 -

«Социально-коммуникативное развитие»

Белая К.Ю. «Разноцветные игры. - М.: Линка-Пресс, 2007;

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». - М.: Элизе Трейдинг, 2003;

Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010

Игровой дидактический материал: «Береги живое» 2 части;        «Что перепутал художник»; «Семья»; «Малыши-крепыши».

«Познавательное развитие»

Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. – СПб: Детство – Пресс, 1998;

Соловьева Е.В.Моя математика: развивающая книга для детей 4-5 лет. - М: Просвещение, 2010;

Куцакова Л.В.Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Наглядно-дидактическое пособие:

«Дикие животные»;

«Мир в картинках»;

«Рассказы по картинкам. Лето»;

«Времена года в городе, деревне, природе.

Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально:

«Мебель»;

«Домашние животные и их детеныши»;

«Фрукты»»;

«Овощи»;

«Транспорт»

Е.В. Колесникова. Я считаю до пяти. рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009

«Речевое развитие»

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж: « Учитель», 2006;

Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: Игры, упражнения,конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера,2004;

 Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988.

«Иллюстрации к сказкам»; «Расскажи про детский сад»; «Истории в картинках»;     «Как избежать неприятностей».

«Художественно-эстетическое развитие»

  Комарова Т.С Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: - М.: Просвещение, 1991;

Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005;

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду . Средняя группа. -  М.: «Карапуз-дидактика», 2006.

«Детям об искусстве»;
«Иллюстрации»; «Хохломская роспись по дереву»; «Репродукции».

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

Направление развития

Формы реализации программы

Способ

Метод

Приемы

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

взаимодействие с семьей

«Социально-коммуникативное развитие»

Интегрированная деятельность;Упражнения; Игры (дидактические, подвижные); Рассматривание; Наблюдение;Чтение;

Беседа;

Досуг.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Дискуссии «Игра – основа речевого развития»;

«Вопрос-ответ»;

Конференция «Семья - основа воспитания»

Разнообразие экологических игр и упражнений (дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок);

Упражнения трудовые;

приучение;

технические и творческие действия.

Скороговорки, стихотворения;

дидактические игры.

«Познавательное развитие"

Сюжетно-ролевая игра;

Игровые обучающие ситуации;

Наблюдение;

Целевые прогулки;

Развивающие игры;

Целевые прогулки;

Рассказ;

Беседы;

Показ презентаций.

Сюжетно-ролевая игра;

Наблюдение;

Развивающие игры;

Беседа.

«Праздник Осени»;

«День Матери»;

«Встреча Нового года»;

«Рождественские забавы»;

«Масленица»;

«Наши милые мама»;

«Лучший папа».

Использование наблюдений природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире.

упражнения умственные;

приучение;

технические и творческие действия;

игровые и воображаемые ситуации;

похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение) ;

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ;

 игры-драматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы;

элементы творчества и новизны;

юмор и шутка.

скороговорки, стихотворения;

дидактические игры.

«Речевое развитие»

Интегрированная деятельность;

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования;

Упражнения;

Игры (дидактические, подвижные, развивающие);

Рассматривание;

Чтение.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные);

Игры-драматизации.

«Занятия в детском саду»;

«Чем мы занимались»;

«Читаем дома»;

«Как формировать активный словарь ребенка»;

Обогащение представления детей в процессе чтения художественной литературы; закрепление представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой? », «Что бы ты увидел, сидя на облаке? », «Живые ли деревья зимой? », «Зачем белке пушистый хвост? » и т. д., составления описательных рассказов;

Упражнения умственные;

приучение;

технические и творческие действия.

Скороговорки, стихотворения;

дидактические;

«Художественно-эстетическое развитие»

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования;

Игровые упражнения;

Игры дидактические;

Показ;

Игры –экспериментирования;

Беседы;

Рассматривание;

Упражнения;

Показ презентаций.

Сюжетно-ролевая игра;

Рассматривание;

Наблюдение;

Конструирование.

«Мастерим вместе с детьми»;

«Поделки из природного материала».

Поощрение желаний детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала) ; в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок, тонированную бумагу для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать репродукции;

Упражнения графические;

приучение;

побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.) ;

побуждение к сопереживанию;

культурный пример;

драматизация.

Этюды-драматизации;

личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров).

«Физическое развитие»

Интегрированная деятельность;

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования;

Упражнения;

Игры (дидактические,   развивающие подвижные);

Рассматривание;

Чтение;

Упражнения;

Беседы;

Рассказ;

Показ презентаций;

Игры –экспериментирования;

Досуг.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные);

Сюжетно-ролевая игра;

Подвижные игры.

Семинары – практикумы.

«Подвижные и хороводные игры» «Значение и роль пальчиковых игр»;

«Закаливание детей дома».

Разнообразие дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок.

Упражнения двигательные;

приучение.

Музыкально-ритмические движения,

музыкально-дидактические и подвижные игры;

2.4. Взаимодействие с семьей и социумом

        

Месяц

Тема

Форма работы

Ответственные

Сентябрь

Оформление родительского уголка

Стенд для родителей

Воспитатели

Условия воспитания ребенка в семье

Посещение на дому

Воспитатели

Мой ребенок и его индивидуальные особенности

Анкетирование

Воспитатели

Роль семьи в период адаптации ребенка к детскому саду

Консультация

Воспитатели

Октябрь

Поговорим о капризах и упрямствах

Консультация

Воспитатели

Воспитание в семье навыков самообслуживания

Посещение на дому

Воспитатели

Подготовка и проведение музыкального развлечения «Осень»

Развлечение

Воспитатели

Организация сна детей в семье

Беседа

Воспитатели

Ноябрь

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

Консультация

Воспитатели

Выявление особенностей поведения ребенка и анализ отношений взрослых и ребенка в семье

Посещение на дому

Воспитатели

Мастерская добрых дел. Помощь родителей в подготовке нестандартного оборудования

Совместная деятельность

Воспитатели

День открытых дверей

Воспитатели

Декабрь

Выяснение условий воспитания ребенка в семье

Посещение на дому

Воспитатели

В чем сущность послушания детей?

Беседа

Воспитатели

Воспитание заботливого отношения к окружающим

Родительское собрание

Воспитатели

Подготовка и проведение новогодней елки

Совместная деятельность

Воспитатели

Январь

Ребенок в мире художественной литературы

Консультация

Воспитатели

Соблюдение режима дня дома

Посещение на дому

Воспитатели

Трудовое воспитание ребенка в семье

Индивидуальные беседы

Воспитатели

Мы - художники

Выставка детских рисунков

Воспитатели

Февраль

Детские вопросы и как на них отвечать

Консультация

Воспитатели

Как дети участвуют в различных видах труда в семье

Посещение на дому

Воспитатели

TV и компьютер в жизни дошкольника

Беседа

Воспитатели

Мастерская добрых дел. Помощь родителей в ремонте мебели в группе

Родительский комитет

Март

Воскресный день дома

Консультация

Воспитатели

Выяснение условий создания развивающей среды в семье

Посещение на дому

Воспитатели

Подготовка и проведение утренника «8 Марта»

Развлечение

Воспитатели

Всестороннее развитие ребенка

Индивидуальные беседы

Воспитатели

Апрель

Ваше мнение о работе детского сада

Анкетирование

Воспитатели

Изучение условий формирования у детей познавательных интересов

Консультация

Воспитатели

Мастерская добрых дел. Субботник

Родительский комитет

Особенности речевого развития дошкольников

Индивидуальные беседы

Воспитатели

Май

Итоги работы за год

Родительское собрание

Воспитатели

Путешествие с маленьким ребенком

Консультация

Воспитатели

Ядовитые растения

Фотовыставка

Воспитатели

Летний оздоровительный период

Воспитатели

2.5. Планирование работы с детьми в группе

Неделя

Тема

Сентябрь

1

Вместе весело играть,  танцевать и рисовать (ребенок и сверстники в детском саду)

2

Ваши старшие друзья и наставники (ребенок и взрослые)

3

Какой я? Что знаю о себе?

4

Волшебница осень (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственные промыслы)

Октябрь

1

Наши друзья – животные

2

Мой дом, мой город

3

Удивительный предметный мир

4

Труд взрослых. Профессии

Ноябрь

1

Поздняя осень

2

Семья и семейные традиции

3

Наши добрые дела (дружба, помощь, забота, внимание)

4

Зеленые друзья (мир комнатных растений)

Декабрь

1

Мальчики и девочки

2

Зимушка – зима

3

Народное творчество, культура и традиции

4

Новогодние чудеса

Январь

2

Играй  - отдыхай! (неделя игры, каникулы)

3

Юные волшебники (неделя творчества)

4

Почемучки (неделя познания)

Февраль

1

Зимние забавы, зимние виды спорта

2

Волшебные слова и поступки (культура общения, этикет, эмоции)

3

Наши мужчины – защитники Отечества

4

Будь осторожен! (ОБЖ)

Март

1

О любимых мамах и бабушках

2

Помогаем взрослым

3

Искусство и культура (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество, книжная графика, музыка, театр, музей)

4

Удивительный и волшебный мир книг

Апрель

1

Растем здоровыми, активными, жизнерадостными (режим дня, закаливание, культурно-гигиенические навыки, физкультура, полезные и вредные привычки)

2

Весна – красна!

3

Пернатые соседи друзья

4

Дорожная грамота

Май

1

Моя страна, моя Родина        

2

Путешествие в страну загадок, чудес, открытий, экспериментов

3

Путешествие по экологической тропе

4

Водоем и его обитатели


2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками детского сада.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

Развитие речи

Художественная литература

Формирование целостной картины мира,

Формирование элементарных математических представлений

Игровая деятельность

Наблюдения за трудом взрослых,

Формирование элементарных навыков самообслуживания

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

Музыка

Конструирование

Аппликация, лепка

Рисование

Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия

Физическая культура

РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

http://doy14-vol.narod.ru/foto/sovm_deiatel.jpg

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Оформление предметно-пространственной среды

Вид помещения

Функциональное использование

Развивающая среда

 Групповая комната

- Игровая деятельность  

- Трудовая деятельность

 - Самостоятельная  деятельность

 - Творческая деятельность

- Учебная деятельность

- Экспериментирование

- Двигательная деятельность

- Дидактические материалы по сенсорному развитию, математике, развитию речи, обучению грамоте

 - Плакаты, карты,  глобус, наборы дидактических и  наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий

 - Магнитофон, аудиозаписи, мольберт, доска, фланелеграф

 - Учебная зона с детской мебелью для практической деятельности

- Книжный уголок

- Уголок  изобразительной  деятельности

- Полочка красоты

- Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

- Природный уголок

- Уголок познавательной литературы

 - Конструкторы различных видов

 - Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото

 - Развивающие игры по математике, логике

 - Музыкальный уголок

- Физкультурный уголок

- Уголок дежурства

Спальное помещение

- Дневной сон

 - Гимнастика после сна

- Спальная мебель

- Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики

Приемная

- Информационно-просветительская

- Взаимодействие с родителями

- Личностно-ориентированное взаимодействие

- Мебель для одежды и  предметов личной гигиены

- Информационный уголок

 - Выставки детского творчества

- Наглядно-информационный материал для родителей

- Уголок здоровья

- Паспорт группы

3.2. Режим дня

        Режим дня в  средней  группе на холодный период

 

Время

Режимные моменты

7.30- 8.30

Утренний прием,  игры, индивидуальное общение воспитателя с детьми, утренняя гимнастика

8.30 – 8.50

Завтрак

8.50 -9.05

Самостоятельные игры

9.05 – 9.50

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе

9.50- 12.10

Подготовка к прогулке, прогулка и возвращение с прогулки

12.10- 12.50

 Подготовка к обеду, обед

13.00 – 15.00

Подготовка ко сну, сон.

15.00 – 15.30

Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры.

15.30 -16.00

 Подготовка к полднику, полдник.

16.00- 17.00

 Игры, досуги, общение по интересам, театрализация ,кукольный театр, инсценировки с игрушками, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности.

17.00-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

Режим дня в  средней  группе на теплый период

 Время

Вид деятельности в режиме дня

07.00-08.20

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

08.20-09.00

Подготовка к завтраку, первый завтрак

09.00-10.15

Наблюдение и обследование развития детей

специалистами, игры, самостоятельная деятельность

детей

09.45-10.00

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе

10.15-12.15

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность детей

12.15-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.25-15.50

Подготовка к полднику, полдник

15.50-16.30

Совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа

16.30-19.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная игровая деятельность детей, уход детей домой

Расписание занятий

День недели

Занятие

Время, продолжительность

Понедельник

1. Физическое развитие

9.00-9.20

2. Чтение художественной литературы

9.35-9.55

Вторник

1. ФЭМП

9.00-9.20

2. Музыка

9.40-10.00

3. Рисование

10.10 – 10.30

Среда

1. Мир природы (1-3 неделя)

Конструирование (2-4 неделя)

9.00-9.20

2. Физическое развитие

9.45-10.05

Четверг

1. Речевое развитие

9.00-9.20

2. Музыка

9.40-10.00

Пятница

1.Лепка (1 -3)

Аппликация (2 -4)

9.00 – 9.20

2.Физическое развитие

9.40 – 10.00

Двигательный режим   в  средней  группе

 

Содержание

Время (мин)

Периодичность

Утренняя гимнастика

6 - 8 мин.

Ежедневно

Физ. Занятие в помещении

20 мин.

2 раза в неделю

Физ. Занятие на воздухе

20 мин.

1 раз в неделю

Физ. минутки

2мин.

Ежедневно

Подвижные игры

15 - 20 мин.

Ежедневно не менее 2- 4 раз

Спортивные упражнения

10мин.

1 раз в неделю

Кружок по Хоппи- болл аэробики

20мин.

1 раз в неделю

Бодрящая гимнастика       

5 -10 мин.

Ежедневно

Индивидуальная работа по развитию ОВД

5 мин.

Ежедневно

Оздоровительные игры

10 мин.

2 раза в неделю

Самостоятельная двигательная деятельность

15 мин.

Ежедневно

несколько раз в день

Спортивные развлечения

20 мин.

1 раз в месяц

Спортивные праздники

45 мин.

2 раз в год

Охрана психического здоровья

Использование приемов

релаксации

минуты тишины,

музыкальные паузы

3-5 минут

Ежедневно

несколько раз в день

Профилактика заболеваемости

Хождение по «дорожкам здоровья»

1-2 минуты

Ежедневно

 

Игровые дыхательные упражнения

3-5 минуты

Ежедневно

 

3.3. Перечень методических пособий.

Программно-методическое обеспечение

        Направление развития

Программы

Технологии и методики

1. « Физическое развитие»

        

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

Белкина Л.В «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ТЦ Учитель Воронеж2004

Буцинская П.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» Москва «Просвещение» 1990

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада /  Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.

 

  Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.

  1. «Социально-коммуникативное развитие»

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Петрова В.И.Стульник Т.Д «Этические беседы с детьми 4-7лет « М., «Мозаика-синтез», 2007г.

Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» М. « Мозаика-синтез», 2010г.

Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М., «ТЦ Сфера», 2005

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы во второй младшей группе» М. «Мозаика-синтез, 20008г.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы в средней  группе» М. «Мозаика-синтез, 2008г.

Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» М. «Линка-пресс»,2009г

3.  «Речевое развитие»

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.-М.: Просвещение, 1996.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

Гербова В. В. «Развитие речи 2-6 лет», М, «Валдос», 2003 г.

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2005

Гербова В.В.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи  в средней  группе» М., «Мозаика –синтез» 2008г.

 «Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г.

Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985г.

Филичева Т.Б., Чавелёва Н.А. , Чиркина Г.В. «Основы логопедии», М., 1989г.

  1. «Познавательное развитие»

 

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: Сфера, 1999.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду. М.: Совершенство, 1999.

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие._М.: Школа-Пресс, 1998

Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней  группе» М., «Мозаика-синтез», 2010г.

Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» М., Мозика-синтез», 2009г.

Максаков А. И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г.

Метлина Л.С. «Математика в детском саду» М., Просвещение»,1984г..Помораева, Позина.

5. «Художественно-эстетическое развитие»

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -

 «Семейный театр в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в д/с», М., «Мозаика-Синтез», 2005 г.

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2008 г.

Комарова Т. С. «Коллективное творчество дошкольников», М., «Педагогическое общество России», 1998г. г.

«Народное искусство в воспитании дошкольников» М., «Педагогическое общество России», 2005г.

Комарова Т.С. «Изобразительное искусство в детском саду и школе» М. «Педагогическое общество России» 1999г.

Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания» М.,» Мозаика-синтез» 2009г.

Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» М. «ТЦ Сфера», 2008г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной  группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2006г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., «Мозаика-синтез» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в  соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...

Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95  «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...

Рабочая программа воспитателя средней группы (образовательный паспорт группы).

Рабочая программа воспитателясредней группы (образовательный паспорт группы)            СодержаниеI. Общая информация1. Сведения о группе...