Рекомендации 7 СПОСОБОВ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ С ПЕРВОГО РАЗА ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ
консультация на тему

Косинова Наталья Николаевна

7 СПОСОБОВ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ С ПЕРВОГО РАЗА

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 СПОСОБОВ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ С ПЕРВОГО РАЗА

ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ

Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним может произойти несчастье. Отсюда ― тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.

Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инаковости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Бывало, скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», ребенок трудится, убирает и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской ― полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные вещи глупо засовывать куда подальше.

То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще ― к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? ГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ НА ИХ ЯЗЫКЕ, И ОНИ ПРЕКРАСНО ПОЙМУТ, ОТ ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ИХ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ.

1. ОБЪЯСНЯЙТЕ НАГЛЯДНО И ОБРАЗНО

Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:

* увидеть

* ощутить

* воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык ― образы и чувства)

Итак, ХОТИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС ПОНЯЛ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОНЯЛ, ― СОЗДАЙТЕ ОБРАЗ И ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ЕГО ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

 Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало ― никогда не пропадет.

2. ИГРАЙТЕ

Игра ― лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.

Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так ―неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.

Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

3. РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ

Один из лучших способов что-то донести до ребенка ― рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.

4. УРОКИ МЕЖДУ ДЕЛОМ

Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, ― усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!

Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:

* неназойливо

* вызывая любопытство и желание узнать

* интересно ― чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично»

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ― УЧИТЬ ТАК, ЧТОБ РЕБЕНОК ЗАХОТЕЛ УЧИТЬСЯ.

5. ПОКАЖИТЕ, КАК НАДО ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО

Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.

Легче согласиться с воплями из подворотни, а лучше ― думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).

6. КОВАРНОЕ «НЕТ»

О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу ― не буду».

* Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»

* Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)

* Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)

* А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю

* Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична

7. ПОВТОРЯЙТЕ ПО-РАЗНОМУ

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.

ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ:

 —  когда информация яркая, эмоциональная

 —  когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем ― повторять: через три дня, через неделю ― через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же ― по-разному.

Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза».

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза»Редкий ребенок «запрограммирован» выполнять любую родительск...

"Как сделать так, чтобы ребенок слышал вас с первого раза"

Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно безрезультатны? Переходите к другой тактике. Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно б...

Консультация для родителей чтобы ребенок реагировал на просьбу с первого раза

Консультация для родителей чтобы ребенок реагировал на просьбу с первого раза...

Советы родителям, чтобы ребенок реагировал на просьбы с первого раза

Маленькие дети и дети с проблемами внимания не могут адекватно воспринимать несколько просьб одновременно. Не стоит выдавать очередь поручений: «протри пыль, потом вынеси мусор, после погуляй с ...

Советы родителям чтобы ребенок реагировал на просьбы с первого раза

Советы родителям чтобы ребенок реагировал на просьбы с первого раза...